Решение №04-04/2437 Решение по делу №016/07/3-306/2021 от 3 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/2437 от 03.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «Производственное объединение «Завод имени Серго» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 16.02.2021 г. №48), в присутствии представителя заявителя ООО «ТАИФ-НК АЗС» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 24.12.2019 г. №749), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «ТАИФ-НК АЗС» (вх. №1748/ж от 11.02.2021 г.) на действия заказчика АО «Производственное объединение «Завод имени Серго» при проведении закупки №32009818016 на предмет: «0832-2020-00938. Поставка автомобильного топлива: бензина и дизтоплива по топливным картам для нужд АО «ПОЗиС»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32009818016 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 18.12.2020 года.

Заказчик – Акционерное общество «Производственное объединение «Завод имени Серго».

Начальная (максимальная) цена контракта – 48 735 360,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 18 февраля 2021 года представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 1 марта 2021 года.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение), с изменениями, утвержденными от 28.08.2020г.

В соответствии с протоколом №4/1 от 25.01.2021г. по результатам рассмотрения первых и вторых частей заявок, поданных на участие в аукционе комиссии заказчика решила ранжировать заявки участников закупки в следующем порядке:

 

Место

Порядковый номер заявки

Идентификационный номер участника закупки

% от стоимости прайс-листа Поставщика

Дата и время поступления предложения о цене договора

1

5

213932

96,50

20.01.2021 10:09:36

2

1

210722

97,00

20.01.2021 10:08:33

3

4

213871

97,50

20.01.2021 10:06:18

4

3

213809

99,50

20.01.2021 10:00:58

 

На основании подраздела 4.17 документации о закупке проведена постквалификация в отношении участника закупки с идентификационным номером 213932 (ООО «ТАИФ-НК АЗС»), вторая часть заявки которого признана соответствующей требованиям документации о закупке.

Согласно пункту 8.6.1 Положения постквалификация представляет собой процедуру дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров квалификации и условий исполнения договора, на достоверность ранее представленной информации и документов. При проведении закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, постквалификация не проводится.

В соответствии с пунктом 8.6.2 Положения постквалификация может проводиться только в случае, если возможность ее проведения была установлена в извещении, документации о закупке, и только на предмет повторного подтверждения участниками закупки их соответствия установленным в извещении, документации о закупке параметрам квалификации и условиям исполнения договора в порядке, установленными в извещении, документации о закупке.

Пунктом 8.6.3 Положения установлено, что постквалификация проводится по решению ЗК в отношении участника закупки:

(1)       занявшего первое место в ранжировке участников процедуры закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок;

(2)       занявшего второе место в ранжировке участников процедуры закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок, если участник закупки, занявший первое место, не прошел постквалификацию либо отказался от прохождения постквалификации;

(3)       занявшего третье место в ранжировке участников процедуры закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок, если участники закупки, занявшие первое и второе место, не прошли постквалификацию либо отказались от прохождения постквалификации;

(4)       признанного единственным участником закупки по итогам рассмотрения заявки.

Согласно пункту 8.6.6 Положения в ходе проведения постквалификации организатор закупки имеет право:

(1)       запрашивать предоставление участником закупки документов, установленных извещением, документацией о закупке, в целях подтверждения заявленных параметров квалификации и условиям исполнения договора;

(2)       инспектировать производство участников закупки на предмет наличия заявленных ими характеристик и их соответствия установленным в извещении, документации о закупке параметрам квалификации и условиям исполнения договора;

(3)       запрашивать у соответствующих органов государственной власти, у юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней, информацию о достоверности сведений, представленных в заявке.

Пунктом 8.6.7 установлено, что по результатам проведения постквалификации ЗК вправе принять решение об отстранении участников закупки (подраздел 11.7 Положения), не подтвердивших своего соответствия установленным в извещении, документации о закупке параметрам квалификации и условиям исполнения договора (не прошедших постквалификацию) или отказавшихся от прохождения постквалификации.

В соответствии с пунктом 8.6.9 Положения победителем закупки признается участник закупки, успешно прошедший постквалификацию (соответствует параметрам квалификации, предложил лучшие условия исполнения договора) и заявке которого присвоено первое место в итоговой ранжировке заявок.

В силу пункта 11.7.1 Положения в любой момент вплоть до подписания договора ЗК должна отстранить участника от дальнейшего участия в закупке в случаях:

(1)       обнаружения недостоверных сведений в заявке, существенных для допуска данного участника к закупке или для оценки его заявки, при наличии документального подтверждения их недостоверности;

(2)       подкрепленного документами факта давления таким участником на члена ЗК, эксперта, руководителя организатора закупки или заказчика;

(3)       непрохождения постквалификации (п. 8.6.3 Положения).

Согласно пункту 4.15.13 аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок ЗК принимает одно из следующих решений:

(1)       о проведении постквалификации (подраздел 4.17);

(2)       о выборе победителя.

Пунктом 34 раздела 6 «Информационная карта» аукционной документации заказчиком установлено, что постквалификация допускается по решению ЗК в порядке, установленном в разд. Ошибка! Источник ссылки не найден..

Таким образом, документация заказчика предусматривала процедуру проведения постквалификации в отношении участников закупки, подавших заявки на участие и комиссия заказчика была правомочна принимать решение о проведении постквалификации в целях дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров квалификации.

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России необходимо отметить, что заказчиком в рассматриваемой закупке не проводился квалификационный отбор.

Согласно разделу 8.1 Положения заказчика квалификационный отбор для отдельной закупки, предусмотренный настоящим разделом, не применяется для закупки, участниками которой могут быть только субъекты МСП. Квалификационный отбор для отдельной закупки представляет собой отдельную стадию конкурентного способа закупки, целью которой является предварительный отбор участников процедуры закупки, отвечающих квалификационным требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с Положением.

Квалификационный отбор для отдельной закупки проводится в целях выбора квалифицированных поставщиков, которым предоставляется право дальнейшего участия в проводимой среди них закупке.

Документация о закупке, проводимой с квалификационным отбором, дополнительно к общим сведениям, предусмотренным п. 12.3.6 Положения, должна содержать:

(1)       подробные условия и порядок проведения квалификационного отбора;

(2)       требования к участникам на этапе квалификационного отбора;

(3)       требования к составу и оформлению заявки на этапе квалификационного отбора, в том числе способу подтверждения соответствия участника предъявляемым требованиям;

(4)       порядок предоставления заявок на участие в квалификационном отборе, срок и место их предоставления;

(5)       срок и порядок рассмотрения заявок на участие в квалификационном отборе и подведения итогов отбора;

(6)       сведения о правах и обязанностях, которые получают прошедшие квалификационный отбор участники.

В рассматриваемом случае, комиссией заказчика проведена постквалификация, а не квалификационный отбор.

В соответствии с протоколом №4/2 от 29.01.2021г. закупочной комиссией было принято решение о проведении постквалификации в отношении участника закупки, занявшего первое место в ранжировке участников закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок с идентификационным номером 213932 (Протокол №4/1 от 25.01.2021г.), вследствие чего настоящий участник был уведомлен о принятом решении в установленном документации о закупке порядке.

Согласно приложению №1 к документации о закупке «Требования к продукции/Техническое задание на поставку нефтепродуктов для нужд АО «ПОЗиС»» заказчиком установлено, что в связи с наличием на предприятии специальной техники и ограниченной возможностью ее передвижения по дорогам общего пользования на дальние расстояния, участник должен предоставить 1 АЗС, расположенную на расстоянии не более 5 км от месторасположения предприятия.

В рамках проведения постквалификации заказчиком запрошены сведения о заправочной станции (торговой точке) расположенной на расстоянии не более 5 км от месторасположения предприятия Заказчика покупателя (РТ, г. Зеленодольск, ул. Привокзальная д. 4.), где он сможет осуществлять в рамках договора заправку своего транспорта с обязательным приложением схемы проезда для грузового транспорта и договор ООО «ТАИФ-НК АЗС» с данной АЗС или другие документы подтверждающие данную возможность.

В ответ на запрос участником представлены запрашиваемые сведения.

Вместе с тем, согласно пояснениям заказчика участник закупки ООО «ТАИФ-НК АЗС» отстранен от дальнейшего участия в закупке на основании п.4.17.7 документации о закупке, так как он не подтвердил своего соответствия требуемым параметрам квалификации в соответствии с критерием(ями) отбора, установленным(ыми) в п.31 информационной карты документации о закупке, а именно представленная схема проезда (Рис. 1) и автозаправочная станция находится в зоне действия знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено».

Таким образом, участник закупки не соответствует требованиям заказчика в части наличия 1 АЗС, расположенной на расстоянии не более 5 км от месторасположения предприятия с возможностью проезда грузового транспорта.

В ходе заседания 18 февраля 2021 года Комиссией Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 1 марта 2021 года и направлен запрос (исх. № АР-04/2031 от 20.02.2021г.) в адрес Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан о предоставлении информации о наличии дорожных знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» на протяжении всего пути от месторасположения заказчика до автозаправочной станции, а также сведений о наличии либо отсутствии дорожного знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» в зоне нахождения автозаправочной станции, расположенной по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, примерно в 26м. от д. 34 ул. Спортивная по направлению на северо-восток (адрес согласно выписке ЕГРН).

Согласно полученному ответу (вх. №2480 от 01.03.2021г.) от Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан по вопросу организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Зеленодольск по результатам проведенной проверки установлено, что 2 дорожных знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» установлены на улице Привокзальная напротив гаражного массива «Северный», 1 дорожный знак на улице Ленина напротив д. № 25, а также 1 дорожный знак на улице Карла Маркса напротив д. № 22.

В проектах организации дорожного улиц Привокзальная и Ленина дорожные знаки 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» отсутствуют. В этой связи на имя руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан внесено представление на демонтаж данных знаков до внесения соответствующих корректировок в проекты организации дорожного движения.

Дорожные знаки 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» в непосредственной близости к автозаправочной станции ООО «ТАИФ-НК АЗС» отсутствуют.

Таким образом, согласно представленной заявителем схеме проезда автомобилей в ответ на дозапрос документов в рамках проведения постквалификации, на протяжении пути от месторасположения заказчика (г. Зеленодольск, ул. Привокзальная, д.4) до автозаправочной станции ООО «ТАИФ-НК АЗС» (г. Зеленодольск, ул. Спортивная д. 34а) знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» имеется на улице Привокзальная напротив гаражного массива «Северный», а также на улице Ленина напротив д. № 25.

Следовательно, представленная участником схема проезда грузового транспорта не соответствует требованиям заказчика в части наличия 1 АЗС, расположенной на расстоянии не более 5 км от месторасположения предприятия с возможностью проезда грузового транспорта, так как на протяжении пути установлены знаки 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено».

Кроме того, Комиссией Татарстанского УФАС России в результате проведенного анализа возможных схем проезда грузовых автомобилей от месторасположения заказчика до автозаправочной станции установлено, что автозаправочная станция ООО «ТАИФ-НК АЗС» находится на расстоянии более 5 км (в случае необходимости проезда грузового автотранспорта).

Так после перерыва в заседании Комиссии заявителем представлена схема проезда грузового автомобиля до автозаправочной станции через ул. Паратскую г. Зеленодольска.

Вместе с тем, проезд грузового автомобиля через ул. Паратскую занимает более 5 км пути.  (представлены скриншоты).

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с Положением о закупках и аукционной документацией комиссия заказчика была вправе проводить процедуру постквалификации в отношении участников закупки, подавших заявки на участие, в том числе в отношении ООО «ТАИФ-НК АЗС» в целях дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров квалификации.

Вместе с тем, участник закупки ООО «ТАИФ-НК АЗС» не соответствует установленным заказчиком в пункте 4 технического задания аукционной документации требованиям о наличии заправочной станции (торговой точки), расположенной на расстоянии не более 5 км от месторасположения предприятия заказчика (РТ, г. Зеленодольск, ул. Привокзальная д. 4.), где он сможет осуществлять в рамках договора заправку своего грузового транспорта ввиду наличия на пути движения (составляющих менее 5 км) знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено».

Требования к участникам закупки были определены заказчиком в соответствии с положениями Закона о закупках, с учетом своих потребностей, исходя из специфики деятельности заказчика. Условия исполнения договора, изложенные в Приложении №2 к документации «Требования к продукции/Техническое задание на поставку нефтепродуктов для нужд АО «ПОЗиС»» являются существенными для заказчика в рамках дальнейшего исполнения договора и влияют непосредственно на целесообразность закупки.

Участник закупки ООО «ТАИФ-НК АЗС», подавая заявку на участие в аукционе выразил свое согласие на поставку товара, оказание услуг в соответствии с установленными заказчиком требованиями в техническом задании, а именно продекларировал, что согласен поставить товар / выполнить работы / оказать услуги, полностью соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в разделе 9 документации о закупке.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ТАИФ-НК АЗС» (вх. №1748/ж от 11.02.2021г.) на действия заказчика АО «Производственное объединение «Завод имени Серго» при проведении закупки №32009818016 на предмет: «0832-2020-00938. Поставка автомобильного топлива: бензина и дизтоплива по топливным картам для нужд АО «ПОЗиС»» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны