Предупреждение №АШ-08/1268 Предупреждение №П08-6/2023 о прекращении действий (бездейств... от 9 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-08/1268 от 09.02.2023 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращение ООО «Поликлиника «Новый взгляд» (вх. №13525/ж от 27.10.2022) по вопросу распространения дезинформирующих сведений ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» относительно выдачи направлений по форме №057/у-04, вводя в заблуждение врачей и пациентов относительно правильного понимания действующего законодательства в области ОМС и их праве выбора медицинской организации и врача, что приводит к ограничению конкуренции на рынке оказания офтальмологических услуг на территории Российской Федерации.

В вышеуказанном обращении акцент делается на том, что в своих письмах от 12.05.2022, 13.09.2022 ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» указывает на необходимость согласования с врачебной комиссией ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» направление пациента за пределы Республики Татарстан в медицинские организации.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ) к видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Согласно части 4 статьи 32 Закона №323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: 1) экстренная; 2) неотложная; 3) плановая.

При этом, в соответствии с частью 6 статьи 21 Закона №323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 21 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 02.12.2014 №796н выбор медицинской организации при оказании пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает пациент, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 №1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи» (далее - Приказ №1342н).

Согласно пункту 12 Приказа №1342н выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее - направление), выданному лечащим врачом выбранной гражданином медицинской организации, принявшей заявление.

Лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения (пункт 15 статьи 2 Закона №323-ФЗ).

Порядок направления лечащим врачом застрахованных лиц в медицинские организации для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС строго регламентирован - направление лечащего врача для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме может быть выдано только при наличии особых медицинских показаний (пункт 3 и 7 Приказа №1363н).

Следовательно, получение направления лечащего врача медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с Приказом №1342н, является одним из обязательных условий для получения специализированной плановой медицинской помощи застрахованными лицами как по месту жительства, так и в медицинской организации за пределами субъекта Российской Федерации, в котором проживает застрахованное лицо.

Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о необходимости обязательного согласования направления в медицинскую организацию для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме за пределами территории субъекта Российской Федерации с врачебной комиссией медицинской организации (в т.ч. с медицинской организацией, которая осуществляет организационно-методическое руководство офтальмологической службой Республики Татарстан). Указанное направление может быть выдано непосредственно лечащим врачом медицинской организации при наличии соответствующих медицинских показаний.

Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на различные виды недобросовестной конкуренции, под которой согласно пункту 9 статьи 4 данного закона понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

С учетом конкретных обстоятельств недобросовестная конкуренция может выражаться во введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (статья 14.2 Закона о защите конкуренции).

При этом необходимо отметить, что неполное и/или некорректное раскрытие существенных условий соответствующей услуги может приводить к созданию у потребителя/участников рынка ложного представления о тех или иных условиях предоставления услуги. Такие действия создают у потребителей/участников рынка определенное впечатление, которое может способствовать перераспределению спроса - приобретению потребителей одними хозяйствующими субъектами и их потере другими.

Таким образом, распространение ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» посредством использования информационного портала «Электронный Татарстан» среди медицинских учреждений Республики Татарстан писем (исх.-572 от 12.05.2022, исх-1097 от 13.09.2022) указывающих на необходимость обязательного согласования направлений в медицинскую организацию для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме за пределами территории субъекта Российской Федерации с врачебной комиссией медицинской организации ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», содержит признаки нарушения статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» признаков нарушения статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции», выразившиеся в доведении до руководителей медицинских организаций Республики Татарстан о порядке направления в медицинские организации (не относящиеся к федеральным и подведомственным им) для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за пределами территории субъекта Российской Федерации (направление офтальмология), Татарстанское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

1. ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» о необходимости в течение 10 дней с момента получения предупреждения о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем доведения до руководителей медицинских организаций Республики Татарстан о порядке направления в медицинские организации (не относящиеся к федеральным и подведомственным им) для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за пределами территории субъекта Российской Федерации (направление офтальмология).

2. О выполнении предупреждения сообщить в Татарстанское УФАС России в течение 3 дней с момента исполнения предупреждения, представив подтверждающие документы.

В случае невыполнения в установленный срок предупреждения Татарстанское УФАС России сообщает, что в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» будет принято решение о возбуждении в отношении ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» дела по признакам нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

<…> –[должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны