Решение №ВЧ-08/4100 Решение по делу № 016/05/5-383/2022 от 30 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ ВЧ-08/4100 от 30.03.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-383/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в сети Instagram с текстом: «<…>», что имеет признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило обращение <…> (вх. № 17101/ж от 23.12.2021) в котором указывается на признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»).

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «<…>» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Недостоверной признается реклама, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Исходя из обращения следует, что 22.12.2021 года <…> была обнаружена реклама, размещенная посредством сервиса Instagram, содержащая информацию о том, что ООО «Алекс Фитнес» предоставляет услуги фитнеса с бассейном за 1 рубль.

В ходе рассмотрения обращения, Обществом были представлены пояснения о том, что при нажатии на текст «<…>» потребитель направлялся на сайт Facebook (компания которая является агрегатом информации, поступающей в Instagram), где необходимо было ввести имя и номер телефона потребителя для того, чтобы сотрудник Фитнес клуба A-Fitness перезвонил потребителю сообщил о специальном предложении, ответил на интересующие вопросы.

Данное обстоятельство также подтверждается обращением, поступившим в адрес антимонопольного органа, где Заявитель сообщил о том, что только в ходе разговора по телефону ему стало известно о необходимости приобретения полугодового абонемента стоимостью 19 000 руб., только после которого можно воспользоваться услугой, отраженной в рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

Вышеперечисленные обстоятельства и пояснения свидетельствуют о том, что заявитель, не мог ознакомиться со всеми условиями услуги, распространённой посредством сервиса Instagram и был лишен возможности получения достоверной и исчерпывающей информации о рекламируемой услуге. Обратное ООО «Алекс Фитнес» не доказано, подтверждающих документов не представлено.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель намеренно вводит в заблуждение потребителя, отражает только выгодные для рекламодателя условия, сообщаются недостоверные сведения относительно стоимости фитнеса с бассейном, так как Заявитель не мог получить исчерпывающий перечень условий на основании, которых он мог воспользоваться данной акцией.

Следует отметить, что при вынесении решения Комиссия Татарстанского УФАС России  руководствовалась доказательствами и материалами, полученными в рамках рассмотрения обращения заявителя, явившегося основанием для возбуждения настоящего дела.

ООО «Алекс Фитнес» в рамках производства по настоящему делу не представило информацию и документы, запрошенную Комиссией Татарстанского УФАС России,  не обеспечило явку представителя Общества на заседание комиссии с целью представления позиции и пояснений, что подтверждает безучастность Общества в установлении всех обстоятельств по настоящему делу, не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер, направленных на восстановление нарушенных прав заявителя и обеспечения защиты права потенциального потребителя на получение достоверной информации о рекламируемой услуге, а также препятствует своевременному, объективному и всестороннему рассмотрению указанного дела.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3, 7 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Алекс Фитнес» (ИНН 7804468360, 188691, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Кудрово, ул. Ленинградская (Новый Оккервиль МКР), д. 1, пом. 2-Н).

В соответствии с частью 8 статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО «Алекс Фитнес» (ИНН 7804468360, 188691, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Кудрово, ул. Ленинградская (Новый Оккервиль МКР), д. 1, пом. 2-Н).

Согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 1 статьи 18 несёт рекламораспространитель.

Рекламораспространителем является ООО «Алекс Фитнес» (ИНН 7804468360, 188691, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Кудрово, ул. Ленинградская (Новый Оккервиль МКР), д. 1, пом. 2-Н).

В целях оповещения ООО «Алекс Фитнес» о рассмотрении в отношении него дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением было направлено определение о возбуждении (исх.№ВЧ-08/2669 от 28.02.2022) о месте и времени рассмотрения дела на 23 марта 2022 года в 15 час. 30 мин. Согласно почтовому идентификатору 80082070343207 письмо получено ООО «Алекс Фитнес» по адресу регистрации 11 марта 2022 года в 12 часов 16 минуту.

Таким образом, ООО «Алекс Фитнес» надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела. Однако на Комиссию не явилось, письменные пояснения не давало.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать рекламу, распространенную ООО «Алекс Фитнес» (ИНН 7804468360, 188691, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Кудрово, ул. Ленинградская (Новый Оккервиль МКР), д. 1, пом. 2-Н) в социальной сети Instagram с текстом: «<…>», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

Выдать ООО «Алекс Фитнес» (ИНН 7804468360, 188691, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Кудрово, ул. Ленинградская (Новый Оккервиль МКР), д. 1, пом. 2-Н) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны