Акт плановой выездной проверки №АР-05/16223 Акт проверки в отношении акционерного общества «Татэнергосбы... от 29 декабря 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-05/16223 от 29.12.2021

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28.09.2021 №01/264-пр «О проведении плановой выездной и документарной проверки» проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении акционерного общества «Татэнергосбыт» (далее по тексту – АО «Татэнергосбыт») (420059, г. Казань, ул. Павлюхина, д.110В; ИНН 1657082308; КПП 165901001);

Срок проведения проверки: с 01.10.2021г.  по 28.10.2021 г. включительно.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан № 01/293-пр от 27.10.2021 года срок проведения внеплановой документарной и выездной проверки в отношении АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» был продлен до 26.11.2021 года включительно.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан № 01/332-пр от 25.11.2021 года срок проведения внеплановой документарной и выездной проверки в отношении АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» был продлен до 17.12.2021 года включительно.

Акт составлен членом инспекции, [должностное лицо] - <…>.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен: ____________________

________________________________________________________________________

(Ф.И.О. руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» требований антимонопольного законодательства за период с 01.01.2018 до даты завершения контрольного мероприятия.

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 01.01.2018г. до даты завершения контрольного мероприятия.

Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Юридический адрес проверяемой организации (на момент окончания проверки): 420073, г. Казань, ул. Павлюхина, д.110В.

Фактический адрес проверяемой организации (на момент окончания проверки): 420073, г. Казань, ул. Павлюхина, д.110В.

Место проведения проверки: 420073, г. Казань, ул. Павлюхина, д.110В.

Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС России от 28.09.2021 №01/264-пр, а именно:

учредительные и регистрационные документы АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ», действующие на дату проведения проверки;

информация о сумме выручки и прибыли Вашей организации за 2018г., 2019г., 2020г., 2021г.;

информация обо всех фактически осуществляемых видах деятельности за 2018г., 2019г., 2020г., 2021г.;

сведения о группе лиц АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» по состоянию на 01.01.2018г., 01.01.2019г., 01.01.2020г., 01.01.2021г.и на 06.03.2021г. в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в форме, утвержденной Приказом ФАС России № 293 от 20.11.2006г. «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;

сведения о суммарной балансовой стоимости активов группы лиц АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» по состоянию на 01.01.2018г., 01.01.2019г., 01.01.2020г. и на 06.03.2021г.;

журналы учета входящей и исходящей корреспонденции за период с 01.01.2018 до даты завершения контрольного мероприятия;

журнал учета поступающих обращений (жалоб) физических и юридических лиц на действия АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» при оказании услуг газоснабжения (поставки, передачи газа);

локальные нормативные акты за период с 01.01.2018 до даты завершения контрольного мероприятия (приказы, распоряжения, за исключением кадровых);

положение о закупках для нужд АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ»;

приказы о создании конкурсной, аукционной, котировочной, единой комиссий;

информация обо всех торгах за 2018-2021гг., в которых принимало участие АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ»;

информация об исполнении контрактов (договоров), заключенных в результате победы при участии в торгах;

информация обо всех торгах за 2018-2021 гг., Заказчиком которых являлось АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ»;

информация об исполнении контрактов (договоров), заключенных в результате победы при участии в торгах, Заказчиком которых являлось АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ»;

сведения о заключенных договорах в качестве заказчика (покупателя) на территории Российской Федерации (в том числе с контрагентами, осуществляющими деятельность на территории Республики Татарстан), в период с 01.01.2018г.;

сведения о заключенных договорах в качестве исполнителя (продавца) на территории Российской Федерации (в том числе с контрагентами, осуществляющими деятельность на территории Республики Татарстан), в период с 01.01.2018г.; 

копии действующих договоров, заключенных АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» в 2018, 2019, 2020, 2021 годах;

копии документов, подтверждающих факт исполнения договоров за 2018, 2019, 2020, 2021 годы (акты сдачи-приемки оказанных услуг, акты выполненных услуг, платежные документы и т.д.);

перечень нежилых объектов и земельных участков, арендуемых и находящихся в собственности, пользовании и во владении АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» за период с 01.01.2018 до даты завершения контрольного мероприятия, с приложением копий правоустанавливающих документов, в том числе копий договоров аренды, купли-продажи со всеми приложениями;

реестр заключенных договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» с 2018 года по настоящее время с приложением заверенных копий вышеуказанных договоров и письменным пояснением оснований заключения данных договоров в отношении государственного и муниципального имущества;

полученные АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» за период с 01.01.2018 до даты завершения контрольного мероприятия государственные и муниципальные преференции; 

сведения обо всех объектах электро-, тепло- и водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатацию которых осуществляет АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ»

реестр индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц, имеющих технологическое присоединение к объектам, эксплуатацию которых осуществляет АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ»»;

информация обо всех обращениях (заявлениях) потребителей, поступивших в адрес АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» в 2018 – 2021гг. по вопросам выдачи технических условий для осуществления технологического присоединения к газораспределительным / газопотребительным сетям;

формы типовых договоров, заключаемых АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ»;

иные нормативные правовые акты, документы, материалы, информация, объяснения и т.д. по требованию членов инспекции, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки.

ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:

В ходе проведения плановой документарной и выездной проверки были проведены мероприятия, предусмотренные статьями 25.1, 25.2 и 25.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам которых Инспекцией установлено следующее.

АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» зарегистрировано в качестве юридического лица 01 февраля 2009 года на основании свидетельства о государственной регистрации №1091690003481.

Генеральным директором АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» является <…> - [должностное лицо].

Единственным акционером Общества является <…> - [юридическое лицо].

Общество зарегистрировано по адресу: 420059, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Павлюхина, 110В

Общество действует на основании Устава, утвержденного решением единственного акционера АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ», генеральный директор <…> - [должностное лицо] от <…> г. №<…>.

Основным видом деятельности АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» является отпуск электрической энергии потребителям, реализация электрической энергии на оптовом рынке с обеспечением надежного и прибыльного функционирования.

Сведения о суммарной балансовой стоимости активов АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ»:

- по состоянию на 01.01.2018 г. – <…>  тыс. руб.

- по состоянию на 01.01.2019 г. – <…> тыс. руб.

- по состоянию на 01.01.2020 г. – <…> тыс. руб.

- по состоянию на 01.01.2021 г. – <…> тыс. руб.

- по состоянию на 01.09.2021 г. – <…> тыс. руб.

По состоянию на дату проведения проверки АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» имело в своем составе следующие территориально обособленные структурные подразделения:

 

№ по п/п

Наименование филиала

Адрес филиала

1

Альметьевское отделение

<…>

2

Бугульминское отделение

<…>

3

Буинское отделение

<…>

4

Елабужское отделение

<…>

5

Приволжское отделение

<…>

6

Чистопольское отделение

<…>

7

Камское отделение

<…>

8

Казанское городское отделение

<…>

9

Набережночелнинское отделение

<…>

 

Среднесписочная численность сотрудников АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» составила:

- <…> человек в 2018 году;

- <…> человек в 2019 году;

- <…> человек в 2020 году;

- <…> человек в 2021 году.

Также Инспекцией установлено, что АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» имеет в собственности комплекс недвижимого имущества: административные здания, административно-производственные здания, лабораторный корпус, проходная, здания склада, здания гаража, склады производственные, здания ГРП, здания котельной, земельные участки и т.д.

АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» представило информацию, согласно которой в период с 01.01.2018г. до 30.09.2021г. государственные и муниципальные преференции АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» не предоставлялись.

Согласно информации, представленной АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ», размер годовой выручки без НДС за 2018 г. составил – <…> тыс. руб., за 2019 г. – <…> тыс. руб., за 2020 г. – <…> тыс. руб., за 8 мес. 2021 г. – <…> тыс. руб.

Сведения о видах деятельности, фактически осуществляемых АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» в 2018-2020 гг.:

 

 

Год

 

Вид деятельности

Сумма выручки без НДС(тыс.руб)

 

%

 

 

 

 

 

 

 

2018

Реализация электроэнергии

<…>

 

В т.ч. продажа электроэнергии(мощности) на розничном рынке

<…>

<…>

      потери электрической энергии в сетях

<…>

<…>

      продажа электроэнергии на оптовом рынке

<…>

<…>

Прочая реализация

<…>

<…>

Итого

<…>

<…>

 

 

 

2019

Реализация электроэнергии

<…>

 

В т.ч. продажа электроэнергии(мощности) на розничном рынке

<…>

<…>

      потери электрической энергии в сетях

<…>

<…>

      продажа электроэнергии на оптовом рынке

<…>

<…>

Агентская деятельность

<…>

<…>

Прочая реализация

<…>

<…>

Итого

<…>

<…>

 

 

 

2020

Реализация электроэнергии

<…>

 

В т.ч. продажа электроэнергии(мощности) на розничном рынке

<…>

<…>

      потери электрической энергии в сетях

<…>

<…>

      продажа электроэнергии на оптовом рынке

<…>

<…>

Агентская деятельность

<…>

<…>

Прочая реализация

<…>

<…>

Итого

<…>

<…>

 

 

 

8 мес. 2021

Реализация электроэнергии

<…>

 

В т.ч. продажа электроэнергии(мощности) на розничном рынке

<…>

<…>

      потери электрической энергии в сетях

<…>

<…>

      продажа электроэнергии на оптовом рынке

<…>

<…>

Агентская деятельность

<…>

<…>

Прочая реализация

<…>

<…>

Итого

<…>

<…>

 

Таким образом, Инспекцией Татарстанского УФАС России установлено, что реализация электроэнергии составляет наибольшую долю выручки организации в проверяемом периоде.

В соответствии с Постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан №62 от 19.10.2006 «О присвоении статуса и определении границ зон деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Татэнергосбыт»», границы зон деятельности ОАО «Татэнергосбыт» как гарантирующего поставщика определены в пределах административной границы Республики Татарстан, за исключением границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт».

Решением Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет Рынка» от 16.12.2016 АО «Оборонэнергосбыт» лишено статуса субъекта оптового рынка, исключено из реестра субъектов оптового рынка и лишено права на участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке.

С 01.01.2017 приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2016 №1399 «Об утрате статуса гарантирующего поставщика» АО «Оборонэнергосбыт» утратило статус гарантирующего поставщика.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1399 «Об утрате статуса гарантирующего поставщика», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 №468 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам» и в соответствии с Приказом Государственного комитета РТ по тарифам от 30.12.2016 №430 «Об определении границ зон деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии АО «Татэнергосбыт», в связи с утратой АО «Оборонэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика электрической энергии, с 01.01.2017 года определены границы зон деятельности АО «Татэнергосбыт»  как гарантирующего поставщика в пределах административной границы Республики Татарстан.

АО «Татэнергосбыт» в целях реализации электрической энергии приобретает электрическую энергию у АО «Татэнерго», объем закупки за 2020 год составил <…> кВт*ч, мощность -  <…> МВт.

Основными покупателями электрической энергии (мощности) у АО «Татэнергосбыт» являются:

промышленные предприятия Республики Татарстан: <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], ОАО «Заинский сахар»  АО «Казанский МЭЗ», <…> - [юридическое лицо].

управляющие компании: <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо];

потребители-посредники (энергосбытовые компании) – <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо], <…> - [юридическое лицо] и пр., а также население и приравненные к населению потребители.

Гарантирующий поставщик АО «Татэнергосбыт» деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории других субъектов Российской Федерации не осуществляет. Своего генерирующего оборудования не имеет.

Информация о действующих тарифах за 2021 год, установленных на все виды оказываемых услуг по регулируемым видам деятельности АО «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» представлена в таблице:

 

Информация о  тарифах, установленных на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей

 

 

Наименование услуги

 

Единица измерения

Цена (с учетом НДС)

Реквизиты решения регулирующего органа

 

I полугодие 2021 года

I I полугодие 2021 года

 

 

1

Население и приравненные к ним потребители: исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов и т.д.                                                                                                                                                                                           

1.1

электрическая энергия, одноставочный тариф

 

 

 

 

 

 

 

руб./кВтч

 

<…>

<…>

Постановление ГКРТТ № 540-24/Э-2020 от 17.12.2020

1.2

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток. Дневная зона (пиковая и полупиковая)

<…>

<…>

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток. Ночная зона

<…>

<…>

 

 

 

 

1.3

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток. Пиковая зона.

 

<…>

 

<…>

Постановление ГКРТТ № 3-22/Э от 13.12.2019

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток. Полупиковая зона.

 

<…>

 

<…>

 

Постановление ГКРТТ № 540-24/Э-2020 от 17.12.2020

 

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток. Ночная зона.

 

<…>

 

<…>

2

Население, проживающие в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненные к ним потребители.

2.1

электрическая энергия, одноставочный тариф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

руб./кВтч

 

<…>

<…>

 

 

Постановление ГКРТТ № 540-24/Э-2020 от 17.12.2020

 

2.2

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток. Дневная зона (пиковая и полупиковая)

 

<…>

 

<…>

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток. Ночная зона

 

<…>

 

<…>

 

 

 

2.3

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток. Пиковая зона.

 

<…>

 

<…>

Постановление ГКРТТ № 3-22/Э от 13.12.2019

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток. Полупиковая зона.

 

<…>

 

<…>

 

Постановление ГКРТТ № 540-24/Э-2020 от 17.12.2020

 

электрическая энергия, одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток. Ночная зона.

 

<…>

 

<…>

 

По результатам анализа представленных документов и информации Инспекцией Татарстанского УФАС России установлены следующие признаки нарушений антимонопольных правил и требований:

1. По результатам выборочного изучения деятельности АО «Татэнергосбыт», связанной с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителям электрической энергии, обнаружены признаки нарушения Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее также – Правила № 442).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках предусмотрены Основными положениями.

Согласно п. 1 Правила № 442 настоящие Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители).

В соответствии с п. 1(1) Правил № 442 в настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

"инициатор введения ограничения" - лицо, по инициативе которого в соответствии с настоящими Правилами вводится ограничение режима потребления;

"исполнитель" - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства.

Пунктом 2 Правил № 442 определены обстоятельства, при наступлении которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, в частности, нарушение потребителем своих обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

АО «Татэнергосбыт», будучи гарантирующим поставщиком, является инициатором введения ограничений.

На основании пп. «а» пункта 4 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 Правил № 442.

Согласно абз. седьмого п. 1(1) Правил № 442, сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства является исполнителем введения ограничения.

Инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю (сетевой организации) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.

Согласно п. 9 Правил № 442, уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемое исполнителю (субисполнителю) инициатором введения ограничения, должно содержать следующую информацию:

- основание введения ограничения режима потребления;

- информация об уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления, а в случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, также информация об уведомлении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя;

- вся информация, содержащаяся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления.

Инспекцией Татарстанского УФАС России были выборочно проанализированы уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемые АО «Татэнергосбыт» в адрес АО «Сетевая компания», на предмет соответствия их п. 9 Правил № 442:

1) в заявке-уведомление № 12868-43 от 23.09.2020 (потребитель <…>, договор № <…> от <…> г.) отсутствует информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя; вся информация, содержащаяся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления (отсутствует информация о размере задолженности);

2) в заявке-уведомление № 813-1 от 24.01.2020 (потребитель <…>, договор № <…> от <…> г.) отсутствует информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя;

3) в заявках-уведомлениях № 15544-29 от 22.09.2021, № 15544-2 от 22.09.2021, № 15544-5 от 22.09.2021 (потребитель <…> договор № <…> от <…> г.) отсутствует информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя; вся информация, содержащаяся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления (отсутствует информация о размере задолженности);

4) в заявке-уведомление № 4655-1 от 19.02.2021 (потребитель <…> договор № <…> от <…> г.) отсутствует информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя; вся информация, содержащаяся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления (отсутствует информация о размере задолженности);

5) в заявке-уведомление № 5851-1 от 19.03.2021 (потребитель ООО «Евростиль», договор № <…> от <…> г.) отсутствует информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя; вся информация, содержащаяся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления (отсутствует информация о размере задолженности).

Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено АО «Татэнергосбыт» 11 июня 2021 г. в адрес АО «Муслюмовские инженерные сети» направлено уведомление № 11878 от 11.06.2021 о введении полного ограничения режима потребления, в связи ненадлежащим исполнением последним обязательств по оплате по договору энергоснабжения № <…> от <…> г. (не внесен авансовый платеж 30% за июнь 2021 г - <…> руб.), в отношении следующих объектов:

- (1) Административное здание (<…>);

- (5) Очистное сооружение 1 (<…>);

- (7) Мастерская (<…>)

- (16) Канализационная насосная станция на земельном участке с кад №16:29:060146:110 (<…>);

- (6) КНС 1 (<…>);

- (8) Водозабор 2 (<…>)

- (10) Котельная №7 (<…>);

- (12) Котельная №3 (<…>);

- (15) Канализационная насосная станция на земельном участке с кад №16:29:060118:226 (<…>);

- (3) Водобашня 2 (<…>);

- (9) КНС 2 (<…>);

- (13) Котельная №9 (<…>);

- (14) Водозабор-скважина (<…>);

- (17) Канализационная насосная станция на земельном участке с кад №16:29:060108:227 (<…>).

На основании пункта 2 приложения к Правилам N 442 к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Таким образом, <…> относится к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям.

Согласно подп. «в» п. 8 (2) Правил № 442, уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8(1) настоящих Правил, должно содержать информацию о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Вместе с тем, уведомление № 11878 от 11.06.2021 не содержит указанной информации.

Кроме того, в заявке-уведомление № 60 от 11.06.2021, направленной АО «Сетевая компания», отсутствует информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя; вся информация, содержащаяся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления (отсутствует информация о размере задолженности).

 

2. Между АО «Татэнергосбыт» и СНТ «Горизонт» заключен договор энергоснабжения № <…> от <…> г., объектом энергоснабжения по которому является садовое некоммерческое товарищество «Горизонт», расположенное по адресу: РТ, Лаишевский район, н.п. Усады.

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2.1 договора энергоснабжения № 85231-Э от 01.01.2007г., АО «Татэнергосбыт» обязалось поставлять электрическую энергию на указанный объект, а СНТ «Горизонт» обязалось ежемесячно оплачивать принятую электрическую энергию.

Согласно пункту 4.5 договора энергоснабжения № <…> от <…>г.., потребленная электрическая энергия должна быть оплачена потребителем в течение двух дней с момента получения от гарантирующего поставщика счета на оплату.

В соответствии с абз. первым п.1(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 (далее – Правила № 442), ограничение режима потребления электрической энергии возможно в порядке и в случаях, определенных Правилами.

Пунктом 2 Правил № 442 установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии.

Согласно абз. второго пп. «б» пункта 2 Правил № 442, ограничение режима потребления вводится при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

АО «Татэнергосбыт» было указано, что в результате ненадлежащего исполнения СНТ «Горизонт» обязательств по оплате потребленной электрической энергии по состоянию на 16.06.2021г. у СНТ «Горизонт» образовалась задолженность за потребленную электроэнергию в размере <…> руб.

АО «Татэнергосбыт» было сформировано уведомление № <…> от <…> г. о планируемом на 29.06.2021г. введении ограничения режима потребления электроэнергии СНТ «Горизонт».

Указанное уведомление было вручено 18.06.2021г. нарочно председателю СНТ «Горизонт» <…> - [физическое лицо].

В связи с тем, что в установленные в уведомлении сроки потребитель задолженность за потребленную электроэнергию полностью не оплатил, самостоятельно ограничение режима потребления электроэнергии не ввел, не предоставил информацию о наличии членов садового товарищества, чьи интересы могли бы быть нарушены в результате такого ограничения, 29.06.2021 года в 14:55 час. подача электроэнергии на указанный объект была приостановлена.

29.06.2021 года в 19:25 час. электроснабжение СНТ «Горизонт» было возобновлено.

АО «Сетевая компания» в своих пояснениях указало следующее.

В соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей №2012/Д255/790 от 18.05.2012г., энергоснабжение СНТ «Горизонт» осуществляется через ВЛ-10 кВ ф.108 ПС Аэропорт, максимальная мощность энергопринимающих устройств товарищества 330 кВт. В соответствии со списком членов товарищества в состав товарищества входят 30 членов.

Граница раздела по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по договору для СНТ «Горизонт» определена следующим образом:       - провод отпайки на опоре №101 основной ВЛ-10кВ ф.108 ПС Аэропорт в направлении потребителя, исключая зажимы и контакты присоединения проводов отпайки;

- для АО «Сетевая компания» определена: провода основной ВЛ, включая зажимы и контакты присоединения проводов отпайки потребителя. Источник питания энергообъектов потребителя – ПС 110/10 кВ Аэропорт ф.108.

В силу п. 10 Правил № 442, полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с п. 11 Правил № 442, исполнитель (субисполнитель) при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя (субисполнителя), составляет акт о введении ограничения режима потребления.

Ввиду наличия задолженности СНТ «Горизонт» перед гарантирующим поставщиком, 16.06.2021г. АО «Татэнергосбыт» в адрес АО «Сетевая компания» были направлены заявки №№ 9140-1 и 9140-2 о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств СНТ «Горизонт».

На основании указанных заявок 29.06.2021 в 14.55 часов АО «Сетевая компания» было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении СНТ «Горизонт», составлен соответствующий акт от 29.06.2021.

Во исполнении заявок АО «Татэнергосбыт» о возобновлении подачи электроэнергии в отношении энергопринимающих устройств СНТ «Горизонт» – 29.06.2021 в 19.25 энергоснабжение потребителя было восстановлено.

Председателем СНТ «Горизонт» <…> - [физическое лицо] было указано, что договор энергоснабжения № 85231-Э от 01.01.2007г., заключенный между СНТ и АО «Татэнергосбыт» исполняется по мере поступления оплат от садоводов, которые имеют задолженность за потребленную электроэнергию перед СНТ «Горизонт».

Задолженность СНТ «Горизонт» перед АО «Татэнергосбыт» образовалась в период действия моратория на введение ограничения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 02.04.2020г. № 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также в зимний период, когда отключение должников невозможно в связи с наличием у них энергозависимого отопительного оборудования.

На 09.07.2021 указанная задолженность составляет 1 281 699,13 руб. (за февраль — май 2021) года и погашается путем удержания денежных средств с расчетного счета СНТ «Горизонт» по исполнительным листам, выставленным АО «Татэнергосбыт».

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"  (далее – Закон о СНТ), товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании.

Под имуществом общего пользования понимается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354):

- исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

- потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П к жилищам относятся строения, расположенные на садовых земельных участках, которые ранее формально не относились к категории жилых помещений в смысле статьи 40 Конституции РФ (право на жилище). Следовательно, на такие жилища распространяется действие Правил № 354.

В пункте 1 данных правил указано, что Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.

В рассматриваемом случае, СНТ «Горизонт» не обладает вышеуказанными признаками потребителя, поскольку не пользуется на праве собственности или ином законном основании жилыми домами своих членов.

В правоотношениях с поставщиком электроэнергии товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. СНТ, заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.

СНТ «Горизонт» в силу положений Закона о СНТ осуществляет функции эксплуатационной организации в части электроснабжения применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов, выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией, то есть является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам, членам садоводческого товарищества для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые (граждане) и являются непосредственными потребителями электроэнергии.

Таким образом, применительно к садоводческим некоммерческим товариществам потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного потребителя, чье принимающее устройство присоединено к общей электросети товарищества, а не само товарищество, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между энергоснабжающей организацией и гражданами-потребителями, являющегося потребителем исключительно в части использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества товарищества).

Татарстанским УФАС России установлено, что АО «Татэнергосбыт» до введения полного ограничения электрической энергии в отношении СНТ «Горизонт» не выяснялся вопрос о наличии задолженности подключенных опосредовано через сети СНТ «Горизонт», и, соответственно, о наличии оснований для ограничения энергопотребления членам товарищества. 

Кроме того, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее известны.

В пункте 8 Правил № 442 предусмотрено, что до реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям (добросовестным плательщикам) без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.

Действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными (пункт 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2012).

Таким образом, действия лица, занимающего доминирующие положение на рынке поставки электрической энергии, не должны нарушать права и законные интересы добросовестных потребителей. Соблюдение прав и законных интересов добросовестных потребителей достигается, в частности, путем введения предварительного частичного ограничения потребителям электрической энергии либо реализации соответствующих организационно-технических мер исполнителем до введения полного ограничения потребителю поставки электрической энергии.

При этом необходимость соблюдения прав и законных интересов добросовестных потребителей возлагается как на инициатора введения ограничения режима потребления электрической энергии, так и на исполнителя и субисполнителя такого ограничения.

Принимая во внимание вышеизложенное, ограничение режима потребления независимо от его вида, предусмотренного Правилами N 442 (полного ограничения путем временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю или частичного ограничения способами сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности), либо прекращения подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца, либо - по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя), в случае не обеспечения поставки электрической энергии другим добросовестным потребителям без ограничения режима их потребления (применительно к настоящим обстоятельствам - конечным потребителям - садоводам, не относящихся к неплательщикам, т.е. к субъектам, указанным в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 Правила), противоречит закону, а потому - исключается.

Согласно абзацам 1, 3 пункта 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В соответствии с п. 8 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

Действия АО «Татэнергосбыт» по ограничению режима потребления электрической энергии СНТ «Горизонт» без установления добросовестных потребителей содержат признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3. Инспекцией Татарстанского УФАС по результатам анализа договоров энергоснабжения, заключенных АО «Татэнергосбыт» с потребителями по нерегулированным цена, установлено следующее.

23 декабря 2016 г. между АО «Татэнергосбыт» и <…>  - [юридическое лицо] (потребитель; ИНН <…>) заключен договор энергоснабжения <…> от <…>.

В соответствии с п. 6.1 договора энергоснабжения <…> от <…>, расчеты за электрическую энергию (мощность) оплачивается по нерегулируемой цене, определяемой Гарантирующим поставщиком для каждого расчетного периода в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с приложением 3_1 к договору энергоснабжения, предельные уровни нерегулируемых цен за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по первой ценовой категории. Наименование точки поставки – Дом-интернат.

8 декабря 2016 г. между АО «Татэнергосбыт» и <…>  - [юридическое лицо] (потребитель; ИНН <…>) заключен договор энергоснабжения <…> от <…>.

В соответствии с п. 6.1 договора энергоснабжения <…> от <…>, расчеты за электрическую энергию (мощность) оплачивается по нерегулируемой цене, определяемой Гарантирующим поставщиком для каждого расчетного периода в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с приложением 3_1 к договору энергоснабжения, предельные уровни нерегулируемых цен за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по первой ценовой категории. Наименование точки поставки – <…>.

21 ноября 2016 г. между АО «Татэнергосбыт» и <…> - [юридическое лицо] (потребитель; ИНН <…>) заключен договор энергоснабжения <…> от <…>.

В соответствии с п. 6.1 договора энергоснабжения <…> от <…>, расчеты за электрическую энергию (мощность) оплачивается по нерегулируемой цене, определяемой Гарантирующим поставщиком для каждого расчетного периода в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с приложением 3_1 к договору энергоснабжения, предельные уровни нерегулируемых цен за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по первой ценовой категории. Наименование точки поставки – <…>.

1 января 2021 г. между АО «Татэнергосбыт» и <…> - [юридическое лицо]  (потребитель; ИНН <…>) заключен договор энергоснабжения <…> от <…>.

В соответствии с п. 5.1 договора энергоснабжения 2063 Э от 01.01.2021, расчеты за электрическую энергию (мощность) оплачиваются

- по нерегулируемым ценам за электрическую энергию (мощность) в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых Гарантирующим поставщиком для каждого расчетного периода (месяца) в соответствии с действующим законодательством, - в отношении объектов Покупателя, не относящихся к категории «население» и к категории «потребители, приравненные к населению»;

- по установленному уполномоченным органом тарифу – в отношении объектов Покупателя, относящихся к категории «население» и к категории «потребители, приравненные к населению».

В соответствии с приложением 3_1 к договору энергоснабжения, предельные уровни нерегулируемых цен за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по первой ценовой категории. Наименование точки поставки – <…>.

Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено, проверяемым лицом расчет стоимости электрической энергии осуществлялся по нерегулируемой цене в отношении всего объема потребленной указанными потребителями электрической энергии.

В соответствии с п. 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой.

Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении № 1.

Согласно Приложению №1 к указанной категории потребителей относятся исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.

Согласно пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также — ЖК РФ), жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в числе прочих отнесены жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42 (далее – Правила №42), к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. При этом в домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

Согласно кадастровому паспорту и выписке из ЕГРН от 27.11.2020, здание дома-интерната (кадастровый номер <…>), принадлежащее <…> - [юридическое лицо]  на праве оперативного управления, является жилым.

Согласно кадастровому паспорту, здание дома-интерната, принадлежащее <…> - [юридическое лицо] на праве оперативного управления, является жилым.

Согласно кадастровому паспорту и выписке из ЕГРН от 06.02.2018, Здание социального приюта <…> (кадастровый номер <…>), принадлежащее <…> - [юридическое лицо] на праве оперативного управления, является жилым.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.12.2009 г., жилой корпус психоневрологического интерната по адресу: <…>, принадлежащее <…> - [юридическое лицо] на праве оперативного управления, является жилым.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан в РФ осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об основах социального обслуживания»).

Согласно ст. 19 указанного Федерального закона, социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1–7 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп. 1–7 ст. 20 ФЗ «Об основах социального обслуживания» получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

В соответствии с уставом, <…> - [юридическое лицо] является некоммерческой организацией. Предметом деятельности <…> - [юридическое лицо] является предоставление услуг в сфере социального обслуживания граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан. Пунктом 2.3 устава определено, что ГАУСО осуществляет предоставление социальных услуг в стационарной форме.

Согласно справке от 29.11.2021 за подписью директора <…> - [юридическое лицо], в учреждении проживают 48 получателей социальных услуг и зарегистрированы по постоянному месту жительству в учреждении.

В соответствии с уставом, <…> - [юридическое лицо] является некоммерческой организацией. Предметом деятельности <…> - [юридическое лицо] является предоставление услуг в сфере социального обслуживания граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан. Пунктом 2.3 устава определено, что ГАУСО осуществляет предоставление социальных услуг в стационарной форме.

Согласно справке от 29.11.2021 за подписью <…> - [юридическое лицо], получатель социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания обеспечивается жилым помещением, которое является местом регистрации постоянного жительства на весь период социального обслуживания, на 30.11.2021 зарегистрировано по месту жительства 103 получателя социальных услуг.

В соответствии с уставом<…> - [юридическое лицо] является некоммерческой организацией, с основным видом деятельности – социальное обслуживание несовершеннолетних. Пунктом 2.3 устава определено, что ГКУ осуществляет предоставление социальных услуг в стационарной форме.

В соответствии с уставом, <…> - [юридическое лицо] является некоммерческой организацией. Предметом деятельности <…> - [юридическое лицо], предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства» является предоставление услуг в сфере социального обслуживания граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан. Пунктом 2.3 устава определено, что ГАУСО осуществляет предоставление социальных услуг в стационарной форме.

Согласно справке от 01.12.2021 за подписью директора <…> - [юридическое лицо], в учреждении проживают 401 получатель социальных услуг, все проживающие зарегистрированы по постоянному месту жительства в учреждении.

Постановлением Правительства от 24.11.2014 года №1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг (далее - Перечень социальных услуг).

В соответствии с п. 1 Перечня социальных услуг социально-бытовые услуги включают в себя:

а) в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания:

обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми.

В силу п.1 ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Указанными учреждениями были представлены типовые договоры о предоставлении социальных услуг, на основании которых предоставляются социальные услуги.

Согласно предмету договоров, Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать социальные услуги Заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг Заказчика, выданной в установленном порядке (далее - Услуги, индивидуальная программа), которая является неотъемлемой частью настоящего договора, а Заказчик обязуется оплачивать указанные Услуги, за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утв. постановлением Правительства от 01.12.2014 года №1285 (далее - Методические рекомендации), подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.  4 Методических рекомендаций подушевые нормативы определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

В силу п. 5 Методических рекомендаций к прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

Таким образом, получатель социальной услуги осуществляет, в том числе, и оплату коммунальной услуги.

Инспекция отмечает, что в рассматриваемом случае Учреждения относятся к категории потребителей, приравненной к населению, и в соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования электрическая энергия для Учреждений должна поставляться по регулируемой цене в отношении объемов, в том числе не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Пунктом 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, установлено, что изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия АО «Татэнергосбыт» по необоснованному начислению Учреждениям, осуществляющим социальное обслуживание, платы за электроэнергию по нерегулируемой цене содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

По результатам плановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении АО «Татэнергосбыт» можно сделать следующие выводы:

в действиях АО «Татэнергосбыт», связанной с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителям электрической энергии, обнаружены признаки нарушения Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442;

действия АО «Татэнергосбыт» по ограничению режима потребления электрической энергии СНТ «Горизонт» без установления добросовестных потребителей содержат признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

действия АО «Татэнергосбыт» по необоснованному начислению Учреждениям, осуществляющим социальное обслуживание, платы за электроэнергию по нерегулируемой цене содержат признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Журнал учета проверок юридического лица:

________________________               _________________________________________

(подпись проверяющего)                                                                     (подпись уполномоченного представителя                                                                                                                       юридического лица, индивидуального

                                                                                                                      предпринимателя, его уполномоченного

                                                                                                                      представителя)

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны