Решение №04-04/10701 Решение по делу №016/07/3-1071/2019 от 22 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/10701 от 22.07.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Производственное объединение «Завод имени Серго» – <…> (доверенность от 22.01.2019 г. №52), <…> (доверенность от 18.07.2019 г. №118), <…> (доверенность от 18.07.2019 119), в отсутствии представителя заявителя ООО «Таункрафт», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Таункрафт» (вх. №10921/ж от 09.07.2019 г.), а также дополнения к жалобе (вх. №10950 от 09.07.2019 г.) на действия заказчика при проведении закупки №31908036990 на предмет: «0832-2019-00890. Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка оборудования по объекту: «Склад холодильной техники и здание КПП" на территории АО «ПОЗиС»»,

УСТАНОВИЛА:

Изменение извещения о проведении аукциона в электронной форме №31908036990 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 16.07.2019года.

Заказчик –     АО «Производственное объединение «Завод имени Серго».

Начальная (максимальная) цена договора – 558 876 320 ,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке №1120009037 (присоединение к положению №1120000100 Единое Положение о закупке Государственной корпорации «Ростех») (далее – Положение), утвержденным Советом директоров Протоколом №8 от 23.05.2019г.

В соответствии с п.10.3.5 Положения в случае, если при проведении закупки заказчиками I группы в описании предмета закупки используется указание на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)» за исключением случаев:

(1)       несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемых заказчиком;

(2)       закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

(3)       закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

(4)       закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, на которых распространяются нормы Закона 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 6 техническое задание по объекту «Склад холодильной техники и здание КПП на территории АО «ПОЗиС» условия строительства       Строительство выполняется в полном объеме всех видов работ, предусмотренных   проектно-сметной документации по объекту «Склад холодильной техники и здание КПП на территории АО «ПОЗиС» по проекту № 97-ДО1100.1/18/1227/035-18:

- Согласно расчету стоимости выполненных работ (Приложение №1 к настоящему Договору)

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в проектно-сметной документации в отдельных случаях имеются указания на товарные знаки и изготовителя товара.

Согласно пояснениям заказчика, у АО «ПОЗиС» имеется разработанная и утвержденная в соответствии с нормами градостроительного законодательства Российской Федерации проектно-сметная документация (шифр 97-Д01100.1/18/1227/035-18-ПЗ) на строительство склада холодильной техники и здания КПП, в соответствии с которой в отдельных случаях имеются указания на товарные знаки и изготовителя товара.

Поскольку проектировщик при создании проектно-сметной документации предусмотрел взаимную совместимость всех конструкций и материалов (товаров), используемых при строительстве и отвечающих требованиям архитектурного решения, то применение эквивалентов недопустимо.

В случае использования при строительстве объекта эквивалентных материалов и/или товаров (неупомянутых в проектно-сметной документации), данный объект не будет соответствовать как проекту, так и «Положительному заключению» строительной экспертизы, выданному на документацию, с указанием на конкретные товарные знаки и изготовителя товара.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Из содержания части 6 статьи 52 ГрК РФ следует, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.

Таким образом, изменение или использование материалов и/или товаров других марок влечёт за собой изменение проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы, и необходимость проведения повторной экспертизы.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования заказчика к товарам и материалам установлены в соответствии с утверждённой проектной документацией.

В случае использования при строительстве объекта эквивалентных материалов и/или товаров (неупомянутых в проектно-сметной документации), данный объект не будет соответствовать проекту, либо необходимо будет вносить изменения в проектную документацию.

Кроме того, 16.07.2019 заказчиком внесены изменения в документацию.

Пунктом 7 «Особые условия» приложения №2 к проекту договора Техническое задание по объекту «Склад холодильной техники и здание КПП на территории АО «ПОЗиС» заказчиком установлено, что из состава проектно-сметной документации не подлежат исполнению следующие объемы работ:

1. Приобретение и поставка мебели, офисного оборудования и бытовой техники:

- Том № 5.8.1. «Технологические решения», листы спецификации № 2.1.–2.3 (Спецификация оборудования. Административно-Бытовая часть Стр. 45-47);

- Том 11.2 Локальный сметный расчёт 02-01-19.

Таким образом, довод заявителя в части установления заказчиком требований к товарным знакам (в том числе, к телефону проводному, шнуру коммутационному, розетке, соединителю проволочных лотков, цинковому спрею, распорному дюбелю, зажиму для труб и т.д. (стр. 153, 160 технического задания)) признан необоснованным.

Относительно доводов, указанных заявителем в дополнениях к жалобе (вх. №10950 от 09.07.2019г.) о том, что перечень разделов, указанных заказчиком в техническом задании не соответствует проектно-сметной документации в части нарушения нумерации, отсутствие из состава проекта некоторых томов, несоответствия строк перечня составу проекта и т.д.

Согласно пояснениям заказчика, с целью исключения возможных разночтений текста технического задания с проектно-сметной документацией Заказчиком внесены соответствующие изменения в Техническое задание (приложение № 2 к договору) - приложение № 1 к документации о Закупке. В новой редакции Техническое задание (приложение № 2 к договору) - приложение № 1 к документации о Закупке полостью опирается на проектно-сметную документацию, имеющую положительное заключение экспертизы, и опубликованную в составе документации о Закупке в полном объеме в виде отдельного файла в формате, доступном для просмотра и сохранения материала, позволяющем участнику закупки в полной мере оценить объем необходимых к выполнению работ.

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что допущенные заказчиком технические ошибки при копировании требований из проектной документации в техническое задание являются незначительными.

Довод заявителя признан необоснованным.

Кроме того, заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, не представил.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Таункрафт» (вх. №10921/ж от 09.07.2019г.), а также дополнения к жалобе (вх. №10950 от 09.07.2019г.) на действия заказчика при проведении закупки №31908036990 на предмет: «0832-2019-00890. Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка оборудования по объекту: «Склад холодильной техники и здание КПП" на территории АО «ПОЗиС»», необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны