Решение №04-04/7215 Решение по делу №016/07/3-965/2021 от 15 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/7215 от 15.06.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Центральное конструкторское бюро «Фотон»» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 07.04.2021г. №11), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 07.06.2021г. №15), в присутствии представителя заявителя ООО «Импульс Оптикс» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 03.06.2021г. №2/030621), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Импульс Оптикс» (вх. №7423/ж от 01.06.2021г., №7620/ж от 04.06.2021г.) на действия заказчика АО «Центральное конструкторское бюро «Фотон»» при проведении закупки №32110280321 на предмет: «1012-2021-00179 Выполнение работ по изготовлению оптических деталей из селенида цинка с нанесением просветляющего покрытия»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме №32110280321 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 17.05.2021 года.

Заказчик – АО «Центральное конструкторское бюро «Фотон»».

Начальная (максимальная) цена договора – 2 609 055,20 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о размещении заказчиком протокола подведения итогов с недостоверной информацией.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» в редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 30 декабря 2020 г. №14 (далее – Положение).

В соответствии с частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Согласно пункту 12.9.1 Положения в рамках оценки и сопоставления заявок (оценочной стадии) ЗК осуществляет выявление среди участников закупки, прошедших отборочную стадию, победителя закупки на основании установленных в извещении, документации о закупке с учетом положений подраздела 10.13 Положения и рекомендаций по оценке (Приложение 6) критериев и порядка оценки заявок. В ходе оценки и сопоставления заявок ЗК осуществляет ранжирование заявок по степени предпочтительности представленных предложений, присваивая участникам закупки места, начиная с первого.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что 27 мая 2021 года заказчиком сформирован протокол №179-01 рассмотрения и подведения итогов закупки, в соответствии с которым на участие в закупке поступило 3 заявки:

 

№ п/п

Идентификационный номер участника процедуры закупки

Цена заявки, RUB

Дата и время регистрации заявки на ЭТП

1

248996

1 773 930 НДС не облагается

24.05.2021 10:49:27

2

247973

1 949 997 НДС не облагается

24.05.2021 13:26:06

3

247783

2 115 600 НДС не облагается

25.05.2021 9:26:14

 

На основании приведенной ранжировки заявок победителем признан участник закупки с идентификационным номером 248996, заявка которого заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора: 1 773 930,00 (Один миллион семьсот семьдесят три тысячи девятьсот тридцать рублей 00 копеек), с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства с объемом поставляемой продукции: в соответствии с техническим заданием, сроком исполнения договора: июнь 2021г.

30 мая 2021 года заказчиком размещен новый протокол №179-01 рассмотрения и подведения итогов закупки от 27.05.2021г., в соответствии с которым ценовые предложения участников содержали следующие значения:

 

№ п/п

Идентификационный номер участника процедуры закупки

Цена заявки, RUB

Дата и время регистрации заявки на ЭТП

1

248996

1 773 930 с НДС

24.05.2021 10:49:27

2

247973

1 949 997 НДС не облагается

24.05.2021 13:26:06

3

247783

2 115 600 с НДС

25.05.2021 9:26:14

 

Согласно пояснениям заказчика, Приказом Общества от 20.12.2019г. №245 в работу была введена автоматизированная система управления финансовой и закупочной деятельностью Государственной корпорации «Ростех» (далее – АСФЗД).

Данные, указанные в заявках участников закупке, отражаются в системе АСФЗД, после чего программа самостоятельно формирует протокол Закупочной комиссии. При внесении данных в систему АСФЗД рядом с предлагаемой участниками закупки №248996, 247783 ценой в системе не проставилась «галочка» («С НДС»). Указанное допущение вызвано технической сложностью программы АСФЗД.

После выявления указанной технической ошибки сотрудниками Общества 27.05.2021г. были направлены письма в техническую поддержку программы АСФЗД, При попытке исправить технический недочет программа выдавала ошибку, что препятствовало изменению данных.

В связи с возникшими затруднениями в изменении данных на электронной площадке Единой информационной системы в сфере закупок в адрес ООО «ЭТП» было направлено письмо, по результатам которого удалось устранить допущенную техническую ошибку.

Следовательно, протокол Закупочной комиссии был размещен обществом на электронной площадке повторно 31.05.2021г.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком при формировании 27 мая 2021 года итогового протокола по результатам закупки была допущена техническая ошибка, в результате чего указаны неверные ценовые предложения участников запроса котировок с идентификационными номерами 248996 и 247783 в части указания «НДС не облагается».

В ходе анализа заявок участников Комиссией установлено, ценовые предложения участников с идентификационными номерами 248996 и 247783 действительно включали НДС.

Вместе с тем, довод заказчика об автоматическом формировании протокола закупочной комиссии в системе АСФЗД не может быть принят во внимание, так как при размещении указанного протокола в единой информационной системе в формате pdf он подписывается Председателем и секретарем закупочной комиссии, которые обязаны проверить достоверность сведений, содержащихся в протоколе.

Исходя из изложенного Комиссия Татарстанского УФАС усматривает в действиях закупочной комиссии по неверному указанию в итоговом протоколе от 27 мая 2021 года ценовых предложений участников с идентификационными номерами 248996 и 247783, не содержащих налог на добавленную стоимость, нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное при проведении закупки.

Вместе с тем, Комиссией учтено, что допущенная ошибка фактически не оказала влияния на итоги процедуры закупки, а также заказчиком вышеуказанное нарушение было устранено путем публикации 31 мая 2021 года на официальном сайте исправленного протокола заседания закупочной комиссии.

Кроме того, согласно устным пояснениям заявителя, ООО «Импульс Оптикс» не оспаривает результаты оценки заявок участников.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что на дату рассмотрения жалобы в единой информационной системе обе редакции итогового протокола, размещенные 27.05.2021г. и 31.05.2021г. являются действующими.

Для надлежащего исполнения требований законодательства о закупках заказчик должен был принять решение об отмене протокола №179-01 рассмотрения и подведения итогов закупки от 27.05.2021г., и разместить новый протокол рассмотрения и подведения итогов закупки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан обоснованным.

Комиссией принято решение о выдаче заказчику и оператору электронной площадки предписания об устранении нарушений действующего законодательства в части отмены протокола №179-01 рассмотрения и подведения итогов закупки, размещенного заказчиком 27 мая 2021 года.

Относительно довода заявителя о нарушении заказчиком сроков размещения итогового протокола.

Частью 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с пп.7 пункта 3.2.1 Положения протокол по результатам конкурентной закупки, проведенной способом запроса котировок, должен быть размещен на официальном сайте ЕИС не позднее трех дней со дня подписания такого протокола.

Комиссией установлено, что протокол №179-01 рассмотрения и подведения итогов закупки подписан сформирован и заказчиком 27 мая 2021 года.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени», время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.

Таким образом, третий день со дня подписания протокола приходился на выходной нерабочий день – 30 мая 2021 года (воскресенье).

Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Следовательно, крайним сроком размещения протокола является 31 мая 2021 года.

Исправленная версия протокола подведения итогов №179-01 размещена заказчиком в единой информационной системе https://zakupki.gov.ru/ 31.05.2021г. в 11:03, на сайте электронной торговой площадки http://etprf.ru/ 31.05.2021г. в 11:20.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком соблюдены сроки размещения итогового протокола, установленные частью 12 статьи 4 Закона о закупках.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя об отсутствии информации о проведенной заказчиком переторжке.

Согласно пункту 8.5.1 Положения переторжка представляет собой процедуру, целью проведения которой является предоставление участникам закупки возможности добровольного повышения предпочтительности своих ранее поданных заявок путем снижения первоначальной цены заявки, при условии сохранения всех остальных предложений, изложенных в их заявке, без изменений. Переторжка не может быть применена заказчиком I группы в закупках, участниками которых являются только субъекты МСП, проводимых в соответствии с п. 12.12 Положения.

В соответствии с пунктом 8.5.2 Положения при проведении закупки способом конкурс, запрос предложений / тендер в документации о закупке указывается форма переторжки, порядок ее проведения. В случае, если при проведении закупки способом запрос котировок / запрос цен организатором закупки будет принято решение о возможности проведения переторжки, в извещении о закупке указывается форма переторжки, порядок ее проведения. Переторжка проводится однократно.

Пунктом 8.5.3 Положения установлено, что переторжка проводится после рассмотрения заявок непосредственно перед их оценкой и сопоставлением при выполнении в совокупности следующих условий:

(1)       по результатам рассмотрения заявок до дальнейшего участия в процедуре закупки допущено не менее 2 (двух) участников закупки;

(2)       отклонение средней цены заявок участников закупки от размера НМЦ, установленной в извещении, документации о закупке, составляет менее 15% (пятнадцати процентов) от данной НМЦ.

Согласно пункту 8.5.4 Положения по инициативе ЗК переторжка может быть проведена в случаях, указанных в подп. 8.5.3(1) Положения:

(1)       при проведении закупки способом запрос котировок / запрос цен при условии, что указание на возможность ее проведения было сделано в извещении о закупке согласно п. 8.5.2 Положения;

(2)       при отклонении средней цены заявок участников закупки на 15% (пятнадцать процентов) и более от размера НМЦ, установленной в извещении, документации о закупке.

В силу пункта 8.5.6 Положения решение о проведении переторжки, принимаемое ЗК на основании п. 8.5.3, 8.5.4 Положения, фиксируется в протоколе рассмотрения заявок.

Разделом 4.13 котировочной документации заказчиком установлен порядок проведения переторжки.

После рассмотрения заявок непосредственно перед их оценкой и сопоставлением ЗК принимает решение о проведении или непроведении (в зависимости от наличия условий, указанных в п. 4.13.2, 4.13.3) процедуры переторжки, т.е. предоставлении участникам закупки возможности добровольно повысить предпочтительность своих ранее поданных заявок путем снижения первоначальных цен заявок. Снижение цены заявки не должно повлечь за собой изменение иных предложений и условий, изложенных в заявке.

Согласно пункту 4.14.1 документации в случае проведения переторжки подведение итогов закупки осуществляются после проведения процедуры переторжки.

Пунктом 26 информационной карты документации заказчиком были установлены сроки рассмотрения, оценки и сопоставления заявок (подведения итогов закупки):

«27» Мая 2021 г. – указанная дата является датой подведения итогов закупки в случае, если по итогам рассмотрения и оценки заявок не будет принято решение о проведении переторжки.

31» Мая 2021 г. – указанная дата является датой подведения итогов закупки в случае, если по итогам рассмотрения и оценки заявок будет принято решение о проведении переторжки.

Возможность проведения переторжки установлена заказчиком в пункте 28 информационной карты: «Переторжка будет проводиться в случае, указанном в п. 4.13.2. По инициативе ЗК переторжка также может быть проведена в случае, предусмотренном п. 4.13.3».

Вместе с тем, согласно пояснениям заказчика переторжка в рассматриваемой закупке не проводилась. Следовательно, информация о ее проведении не размещалась.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что итоги запроса котировок №32110280321 на предмет: «1012-2021-00179 Выполнение работ по изготовлению оптических деталей из селенида цинка с нанесением просветляющего покрытия» были подведены заказчиком 27 мая 2021 года. Указанная дата являлась датой подведения итогов закупки в случае, если по итогам рассмотрения и оценки заявок не было принято решения о проведении переторжки. Размещение протокола 31 мая 2021 не свидетельствует о подведении итогов 31 мая 2021 года.

Кроме того, установлено, что информации о переторжке также не была отражена в итоговом протоколе №179-01.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Импульс Оптикс» (вх. №7423/ж от 01.06.2021г., №7620/ж от 04.06.2021г.) на действия заказчика АО «Центральное конструкторское бюро «Фотон»» при проведении закупки №32110280321 на предмет: «1012-2021-00179 Выполнение работ по изготовлению оптических деталей из селенида цинка с нанесением просветляющего покрытия» обоснованной в части размещения заказчиком 27 мая 2021 года протокола подведения итогов с недостоверной информацией.

Признать заказчика АО «Центральное конструкторское бюро «Фотон»» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику АО «Центральное конструкторское бюро «Фотон»», оператору электронной площадки ООО «ЭТП» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны