Решение №04-04/19030 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/4-2205/2019 от 23 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/19030 от 23.12.2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ОАО "БУГУЛЬМИНСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ": <…> (доверенность №16 от 27.11.2018г.), в присутствии представителей заявителя ООО «Солена»: <…> (доверенность №б/н от 27.02.2019г.), <…> (доверенность №б/н от 16.12.2019г.), рассмотрев после перерыва жалобу ООО «Солена» (вх. №19562/ж от 03.12.2019г.) на действия заказчика ОАО "БУГУЛЬМИНСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ" при проведении закупки №31908534959 на предмет: «Поставка соли технической»,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки №31908534959 размещено в Единой информационной системе 19.11.2019 года.
Способ проведения закупки: Открытый запрос предложений в электронной форме.
Заказчик – ОАО "БУГУЛЬМИНСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ".
Начальная (максимальная) цена договора — 3 887 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках ОАО «Бугульминское предприятие тепловых сетей (далее – Положение), утвержденным Советом директоров «28» февраля 2019 г. протоколом от «28» февраля 2019 г. № 10, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Относительно доводов заявителя о нецелесообразности установления заказчиком в закупочной документации нестоимостного критерия по условиям оплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Закупочной документацией заказчика в части установления критериев оценки и сопоставления заявок установлены следующие требования:
«Критерием для определения Победителя является наименьшая цена предложения при условии соответствия самого предложения и поставленного товара условиям настоящего запроса предложений после проведения отборочной стадии (проверка соответствия представленного комплекта документов условиям закупки) и условия оплаты.
Величина значимости каждого критерия:
наименьшая цена-50%
условия оплаты -50%
Оценка заявок осуществляется в следующем порядке:
1. Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности предложения участника закупки производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется в порядке убывания итогового рейтинга.
2. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому из критериев оценки заявок на участие в запросе предложений, умноженных на коэффициенты значимости данных критериев. Коэффициент значимости конкретного критерия равен величине значимости такого критерия в процентах, деленному на 100.
3. Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Совокупная значимость всех критериев равна 100 процентам.
Максимальная оценка в баллах для каждого из критериев (Rцi, Rоᵢ) – 100 баллов.
4. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Цена договора", определяется по формуле:
Rцi=Цmin/ Цᵢ*100
где:
Rцi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Цmin – минимальное предложение из всех сделанных участниками закупки по этому критерию;
Цᵢ - цена договора, предложенная i-м участником.
5. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Условия оплаты», в баллах (Rрᵢ):
Условия оплаты |
Баллы |
30% предоплаты, 70% после поставки в течение 30 (тридцати) календарных дней |
10 |
2. 30% предоплаты, 70% после поставки в течение 60 (шестидесяти) календарных дней |
20 |
3. 30% предоплаты, 70% после поставки в течение 90 (девяносто) календарных дней |
30 |
4. 50% предоплаты, 50% после поставки в течение 30 (тридцати) календарных дней |
40 |
5. 50% предоплаты, 50% после поставки в течение 60 (шестидесяти) календарных дней |
50 |
6. 50% предоплаты, 50% после поставки в течение 90 (девяносто) календарных дней |
60 |
7. с отсрочкой платежа 30 (тридцать) календарных дней после поставки продукции |
75 |
8. с отсрочкой платежа 60 (шестьдесят) календарных дней после поставки продукции |
85 |
9. с отсрочкой платежа 90 (девяносто) календарных дней после поставки продукции |
100 |
».
Согласно пояснениям заявителя необоснованность установления заказчиком нестоимостного критерия «условия оплаты - 50%» не отвечает экономически-эффективному расходыванию предприятием денежных средств при приобритении товара и выражается в рассматриваемой закупке в следующем.
Признанным победителем закупки ООО «ЗСМ Полистэкс» была преложена цена в размере 2 950 458,33 рубля с условием оплаты товара (отсрочки платежа) 90 дней. Наиболее выгодным предложением исходя из ценового критерия являлось предложение участника ООО «Госпоставщик» с ценой поставки товара в размере 2 700 100,00 рублей с предложением условия отсрочки платежа в 30 дней.
Завителем ООО «Солена» была предложена цена в рамере 2 708 333,33 рублей, условия отсрочки платежа - 30 дней.
Разница в ценовых предложениях и условиях отсрочки платежа между ООО «ЗСМ Полистэкс» и ООО «Госпоставщик» составила 250 358, 33 руб., 60 дней., между ООО «ЗСМ Полистэкс» и ООО «Солена» - 242 125 руб., 60 дней.
В рассматриваемом случае следует, что предложенное победителем условие цены и оплаты товара является наименее выгодным для заказчика, поскольку это приведет к повышению стоимости денежных средств, учитывая, что за срок отсрочки 60 дней (2 месяца) заказчик дополнительно оплачивает 250 358,33 руб., что составляет при переводе на процент отсрочки в среднем около 50,9 % годовых, тогда как средний процент кредитования на рынке составляет от 10% до 20% годовых в зависимости от вида кредитования.
Кроме того, в ходе анализа проведения предыдущих закупок заказчиком по аналогичному предмету установлено, что оплата товара заказчиком осуществлялась по факту осуществления поставки товара, то есть в срок ранее 90 дней.
Так, на примере проведения аналогичной закупки в 2017 году согласно представленным платежным поручениям дата оплаты товара производилась в сроки, не превышающие месяц с даты выставления счета фактур на оплату по результатам поставки.
Таким образом, по результатам анализа Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нецелесообразно установлено в качестве дополнительного критерия условие сроков оплаты, поскольку его наличие ведет к экономически необоснованным дополнительным затратам предприятия.
Вместе с тем, установление данного требования можно отнести не к критерию оценки при подаче заявки, а к общему требованию, устанавливаемому в закупочной документации с указанием необходимого для заказчика условием срока оплаты товара.
На основании изложенного, заказчиком не соблюдены требования части 1 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках при формировании и установлении в закупочной документации критериев оценки и сопоставления заявок участников на участие в закупке.
Довод заявителя признан обоснованным.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Солена» (вх. №19562/ж от 03.12.2019г.) на действия заказчика ОАО "БУГУЛЬМИНСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ" при проведении закупки №31908534959 на предмет: «Поставка соли технической» обоснованной.
Признать заказчика – ОАО "БУГУЛЬМИНСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ" нарушившим требования части 1 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |