Предупреждение №АШ-05/6016 Предупреждение № П05-23/2023 о прекращении действий (бездейс... от 13 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-05/6016 от 13.06.2023 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России, Управление) поступило обращение ЗАО «Телеком 21» (ИНН 16552993769, вх.№ <…> от <…>) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

<…>

В целях всестороннего, объективного и своевременного рассмотрения поступившего обращения, Татарстанским УФАС России была запрошена письменные пояснения и информация у АО «Сетевая компания» относительно доводов заявителя ЗАО «Телеком 21».

В соответствии с представленными в адрес Татарстанского УФАС России письменным пояснениям АО «Сетевая компания» (вх.№ <…> от <…>) Татарстанским УФАС России установлено следующее.

<…>.

Татарстанским УФАС России было установлено, что 07 декабря 2022 года АО «Сетевая компания» направило в адрес ПАО «Таттелеком» (исх.№ <…>) 33 дополнительных соглашения к договорам на размещение оборудования со следующим содержанием сопроводительного письма:

«<…>»

Позже, 20.02.2023 АО «Сетевая компания» проинформировало ЗАО «Телеком 21» (исх.№ <…>), что с 01.03.2023 изменяется размер арендной платы по договорам № <…> от <…>, № <…> от <…>, № <…> от <…>.

Приказом АО «Сетевая компания» от 22.01.2018 №11 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду имущества ОАО «Сетевая компания» (далее Положение).

Согласно п.4.1 Положения, арендная плата рассчитывается исходя из стоимости арендованного имущества и условий предоставления аренды, согласно Порядку и формулам расчетов.

Порядок определения величины арендной платы за предоставление имущества АО «Сетевая компания» (далее Порядок) закреплен в Приложении 1 Положения.

Согласно разделу 5 Порядка расчет платы за размещение линий связи и другого оборудования на участке ЛЭП осуществляется по формуле:

Апл.год.= (Баз.ст.1км х Идефл)/(Кск+Кз)х Кз х L x R х 12 мес, где

Баз.ст. 1км – базовая стоимость содержания 1 км. ЛЭП (утвержденная по состоянию на 01.01.2023г.).

Идефл. - индекс-дефлятор, принимается на уровне индекса подконтрольных расходов, учтенного ГКРТТ (Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам) при расчете величины подконтрольных расходов компании на текущий год долгосрочного периода регулирования.

В случае пролонгации срока действия договора аренды стоимость арендной платы подлежит ежегодному пересмотру на индекс дефлятор.

L –протяженность в км линий связи и другого оборудования на участке ЛЭП;

Кск- количество кабелей (проводов) ОАО «Сетевая компания».

Кз - количество кабелей (пар проводов) Заявителя, размещаемых на участке ЛЭП.

R - коэффициент рентабельности не менее 1,1.

Татарстанским УФАС России установлено, что базовая стоимость содержания 1 км. ЛЭП с учетом рентабельности без НДС на 01.01.2023г. (Баз.ст. 1км), составляет:

-              3 443.33 руб. на опорах ВЛ с напряжением 0,4-10 кВ.

-              5 336.52 руб. на опорах ВЛ с напряжением 35 кВ и выше кВ.

Идефл. равен 1,06.

Управлением были проанализированы расчеты платы за размещение оборудования для ЗАО «Телеком 21» и ПАО «Таттелеком» и установлено, по всем договорам на размещение оборудования расчет был приведен в соответствие с Положением, базовая стоимость содержания 1 км. ЛЭП и индекс-дефлятор во всех дополнительных соглашениях составляют 3 443,33 руб. и 1,06 соответственно.

Показатели расчета L, Кск и Кз являются индивидуальными в каждом расчете платы за размещение линий связи.

Татарстанским УФАС России установлено, что коэффициент рентабельности для ПАО «Таттелеком» установлен в размере 1,1, что в соответствии с Порядком является минимальным значением коэффициента рентабельности.

Вместе с тем, для заявителя ЗАО «Телеком 21» при расчете платы за размещение оборудования применяется коэффициент 1,15.

В соответствии с представленными в адрес Татарстанского УФАС России письменным пояснениям АО «Сетевая компания» (вх.№ <…> от <…>) по вопросу установления различных коэффициентов рентабельности :

«Коэффициент рентабельности, используемый при расчете размера платы, призван обеспечить получение необходимой прибыли владельцем инфраструктуры и нивелировать влияние инфляции в течении периода действия базовой ставки.

Возможность включения в расчет цен на предоставления доступа к инфраструктуре наравне с непосредственными расходами владельца инфраструктуры и суммы необходимой прибыли владельца инфраструктуры предусмотрена ст.39 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2022 №2106.

Аналогично, п. 4 методических рекомендаций по установлению цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утверждённых Приказом ФАС от 18 мая 2023 г. N 289/23 установлено, что в состав тарифа на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи включаются в том числе необходимая прибыль.

По данным Росстата, инфляция за 2022 год в России составила 13,19% на услуги, 12,7% на непродовольственные товары.

С учетом изложенного, применяемый АО «Сетевая компания» по большинству договоров коэффициент рентабельности 1,1 не обеспечивает должный уровень необходимой прибыли при текущем уровне инфляции и призван больше нивелировать влияние инфляции, применяемый же по части договоров коэффициент рентабельности 1,15 позволяет АО «Сетевая компания» обеспечить минимальный уровень необходимой прибыли при высоком уровне инфляции.»

Ниже приведены расчеты платы для ЗАО «Телеком 21» и ПАО «Таттелеком» за год при L=1 км, Кск и Кз равными 1 кабелю:

<…>Таким образом, разница в цене составила 1094,98 руб. (без НДС) в год за 1 км, то есть больше на 5%.

Учитывая вышеизложенное, в результате применения при расчете платы за оказание услуг по размещению оборудования и линий связи на опорах ЛЭП различных коэффициентов рентабельности, цена оказания услуги для ЗАО «Телеком 21» выше, чем для ПАО «Таттелеком».

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), а именно: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В целях установления положения АО «Сетевая компания» на локальном рынке услуг по предоставлению доступа к инфраструктуре (опоры и воздушные линии электропередачи) для размещения сетей электросвязи, в соответствии с пунктами 1.3, 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.10.2010 № 220 проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.

<…>На основании вышеизложенного, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что АО «Сетевая компания» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по предоставлению доступа к инфраструктуре (опоры и воздушные линии электропередачи) для размещения сетей электросвязи.

Учитывая вышеизложенное, на АО «Сетевая компания» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пунктам 38-39 Правил цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются владельцем инфраструктуры. Цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть.

Цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются в российских рублях на уровне, обеспечивающем возмещение экономически обоснованных расходов владельцев инфраструктуры на предоставление доступа к инфраструктуре и получение необходимой прибыли владельцами инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 41 Правил владелец инфраструктуры вправе дифференцировать цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее отдельных элементов.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 на основании пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по общему правилу, злоупотреблением доминирующим положением может быть признано экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

При применении указанных положений судам необходимо учитывать, что сама по себе дифференциация цен (тарифов), применяемых хозяйствующим субъектом в отношении разных потребителей или их категорий, либо отсутствие ценовой дифференциации не являются злоупотреблением. Обоснованность различий (отсутствия различий) оценивается с учетом требований закона об отдельных видах договоров, разумности поведения хозяйствующего субъекта и объективных условий его деятельности на соответствующих рынках. В частности, допускается установление в публичных договорах различных цен для потребителей разных категорий, определяемых исходя из объективных критериев (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса).

Например, разумным может быть признано установление различных цен (предоставление скидок) в зависимости от объема приобретения товара покупателем, если этот критерий дифференциации применяется к контрагентам равным образом. О неразумности дифференциации цен может свидетельствовать установление разных цен (тарифов) на товары, реализуемые на одном товарном рынке, при отсутствии значимых различий в затратах доминирующего хозяйствующего субъекта, необходимых для исполнения обязательств перед покупателями (потребителями), и различий в условиях введения товара в оборот.

Вместе с тем, какого-либо экономического, технологического или иного обоснования установления для ПАО «Таттелеком» и ЗАО «Телеком 21» различных коэффициентов рентабельности (1,1 и 1,15 соответственно) при расчете платы за оказание услуг по размещению оборудования и линий связи на опорах ЛЭП АО «Сетевая компания» в адрес Татарстанского УФАС России не представлено.

По мнению Татарстанского УФАС России, действия АО «Сетевая компания», выразившиеся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении для ПАО «Таттелеком» и ЗАО «Телеком 21» различных цен (тарифов) на один и тот же товар путем установления и применения при расчете платы за оказание услуг по размещению оборудования и линий связи на опорах ЛЭП различных коэффициентов рентабельности (1,1 и 1,15 соответственно), содержат признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях АО «Сетевая компания» (юридический адрес: 420094, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бондаренко, 3; ИНН 1655049111) признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении для ПАО «Таттелеком» (ИНН 1681000024) и ЗАО «Телеком 21» (ИНН 16552993769) различных цен (тарифов) на один и тот же товар путем установления и применения при расчете платы за оказание услуг по размещению оборудования и линий связи на опорах ЛЭП необоснованно дифференцированных коэффициентов рентабельности (1,1 и 1,15 соответственно), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий, содержащих признаки нарушения, предупреждает о необходимости в срок до 31 июля 2023 года прекращения нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления и применения при расчетах платы за оказание услуг по размещению оборудования и линий связи на опорах ЛЭП единого значения коэффициента рентабельности для всех контрагентов либо дифференцированных значений коэффициентов рентабельности, обоснованных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны