Решение №АБ-04/7678 Решение по делу №016/10/18.1-972/2020 от 9 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АБ-04/7678 от 09.06.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №101/20 от 28.05.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №100/20 от 28.05.2020 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Виннер» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №19/07 от 28.05.2020 г.), рассмотрев жалобы (вх.№7175/ж от 22.05.2020 г.) на действия заказчика при проведении закупки с номером извещения: №32009161269 на предмет: поставка посадочных талонов, согласно техническому заданию,

УСТАНОВИЛА:

19 мая 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка с номером извещения №32009161269 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на предмет: поставка посадочных талонов, согласно техническому заданию.

Начальная (максимальная) цена 972 000,00 рублей.

По мнению заявителя, в действиях заказчика, при проведении закупок, содержится нарушение норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода о включении заказчиком в документацию незаконных требований, а именно: о предоставлении образцов на этапе подачи заявки.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 6.9 Информационной карты документации установлено, что до завершения приема заявок предоставляется образец посадочного талона согласно макету.

В ходе анализа положения о закупках заказчика и документации рассматриваемой закупки, Комиссией установлено, что требование, установленное информационной картой о предоставлении образца предмета закупки, отсутствует в положении о закупках АО «Международный аэропорт «Казань». Вышеуказанный факт был подтвержден представителями заказчика.

Таким образом, заказчиком в пункте 6.9 информационной карты документации установлены избыточные требования для участников закупки, так как накладывает на участников запроса предложений не предусмотренные положением и законом обременения, что нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода о том, что документация опубликована в формате, не допускающем возможность поиска и копирования фрагмента текста.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (далее – Постановление Правительства №908) Сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее - электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее - графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

В соответствии с пунктом 1.2 Приказа Казначейства России от 30.12.2015 N 26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41476) В единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.

По результатам анализа размещенной в ЕИС документации по закупке, Комиссией установлено, что файл «техническое задание» размещен в PDF-формате, который не допускает после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.

Таким образом, сведения, содержащиеся в файле должны быть в формате, обеспечивающим возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускать после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, однако заказчик разместил в документации файл «макета посадочного талона» в формате PDF, что ограничивает участника в беспрепятственном поиске и копирования фрагмента текста.

Вышеуказанное нарушение противоречит требованиям пункта 9 Постановления Правительства №908 и пункт 1.2 Приказа Казначейства России от 30.12.2015 N 26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41476).

Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода о том, что заказчиком не определено в документации исчерпывающих критериев для образцов продукции, предоставляемых для участия в закупке..

Согласно части 9 статьи 3.4 Закона о закупках запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - запрос предложений в электронной форме), может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников запроса предложений в электронной форме. При этом должны соблюдаться следующие правила:

1) в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме должны быть установлены сроки проведения такого этапа;

2) ко всем участникам запроса предложений в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;

3) заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников запроса предложений в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;

4) заявки участников запроса предложений в электронной форме, не соответствующие квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, отклоняются.

В таблице №1 Документации «Оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений» указано следующее.

п/п

Критерии оценки заявок и их содержание

Значимость критерия оценки заявок на участие в тендере

(удельный вес)

1.

Цена договора:

Оценка заявок по критерию «цена контракта» производится с использованием следующей формулы:

, где:

- рейтинг, присуждаемый оцениваемой заявке по указанному критерию;

- начальная (максимальная) цена Контракта, установленная в документации;

- предложение оцениваемого участника процедуры по цене Контракта (по сумме цен за единицу товара, работы, услуги).

Полученный рейтинг округляется до сотых.

Для расчета итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "цена контракта", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Контракт заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке. Контракт заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.

Максимальный балл

95%

(0,95)

2.

Опыт:

Справка об опыте выполнения аналогичных поставок продукции с  предоставлением копий подписанных договоров (более 3 договоров – 5 баллов, менее – 0)

Максимальный балл 5

 

Таким образом, заказчик не определил в документации исчерпывающие критерии для образцов продукции, предоставляемых для участия в запросе предложений, а также не определил порядок оценки и сопоставления образцов продукции участников, что дает возможность заказчику произвольно оценивать образцы, что может привести к необоснованному отклонению участников.

Доводы заявителя признаны обоснованными, заказчик нарушил требования части 9 статьи 3.4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного Комиссия приняла решение о выдаче предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Виннер» (вх.№7175/ж от 22.05.2020г.) на действия заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» (ИНН 1660000344) при проведении закупки с номером извещения: №32009161269 на предмет: поставка посадочных талонов, согласно техническому заданию, обоснованной.

Признать заказчика - АО «Международный аэропорт «Казань» нарушившим требования части 9 статьи 3.4, части 3 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункт 9 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке", пункт 1.2 Приказа Казначейства России от 30.12.2015 N 26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41476).

Выдать заказчику - АО «Международный аэропорт «Казань» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны