Решение №АР-05/12905 Решение по делу № 05-189/2018 от 24 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-05/12905 от 24.09.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 05-189/2018 по признакам нарушения ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Татарстанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в сведениях от АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (далее также – электронная торговая площадка), поступивших в ответе (вх. №13409 от 21.08.2018г.) на запрос о предоставлении информации.

По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0111200004416000024, 0111200004416000025, 0111200004417000016, 0111200004417000017, 0111200004417000018, 0111200004417000023, 0111200004417000029, 0111200004417000031, 0111200004417000032, 0111200004417000034, 0111200004417000035, 0111200004418000007, 0111200004418000008, 0111200004418000011, 0111200004418000025

Право заключения Государственного контракта на оказание услуг по созданию противоэрозионных и полезащитных лесных насаждений без террасирования для нужд Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в 2016 году;

Право заключения Государственного контракта на оказание услуг по созданию противоэрозионных и полезащитных лесных насаждений на крутых склонах путем устройства выемочно-насыпных террас для нужд Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в 2016 году;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений без террасирования;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений с террасированием;

Оказание услуг по созданию полезащитных лесных насаждений;

Оказание услуг по дополнению полезащитных лесных насаждений;

Оказание услуг по очистке от валежа и захламленности защитных лесных полос в Республике Татарстан в 2017 году;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений с террасированием;

Оказание услуг по выборочной санитарной рубке полезащитных лесных насаждений;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений без террасирования;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений с террасированием;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений с террасированием;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений без террасирования;

Оказание услуг по дополнению полезащитных лесных насаждений;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений без террасирования.

Заказчиком вышеуказанных закупок являлось Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

В вышеуказанных аукционах приняли совместное участие ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515). 

В ходе рассмотрения обращения была проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) является <…> (ИНН 163500625303), размер доли в уставном капитале – 100,0%. Директором Общества является <…> (ИНН 163500625303). Адрес (место нахождения) юридического лица: 422062, РТ, Сабинский район, пос. Лесхоз, ул. Кирова, д.15А.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) является <…> (ИНН 163500625790), размер доли в уставном капитале – 100,0%. Директором Общества является <…> (ИНН 163500625790). Адрес (место нахождения) юридического лица: 422062, РТ, Сабинский район, пос. Лесхоз.

Учитывая вышеизложенное, указанные лица ООО «Сабинский лесхоз» и ООО «Сабинские леса» не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Татарстанским УФАС России проанализированы следующие аукционы в электронной форме, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.

 

Номер закупки

Название участника закупки

Начальная максимальная цена контракта по закупке

Лучшее ЦП участника в торгах

Снижение, %

Стал ли победителем торгов

 

0111200004416000024

ООО «Сабинский лесхоз»

90 539 300,00

90 086 603,50

0.50 %

нет

ООО «Сабинские леса»

90 086 603,50

0.50 %

победитель

 

0111200004416000025

ООО «Сабинский лесхоз»

59 460 700,00

59 163 396,50

0.50 %

победитель

ООО «Сабинские леса»

59 163 396,50

0.50 %

нет

 

0111200004417000016

ООО «Сабинский лесхоз»

63 956 230,00

63 636 448,85

0.50 %

нет

ООО «Сабинские леса»

63 636 448,85

0.50 %

победитель

 

0111200004417000017

ООО «Сабинские леса»

43 465 460,00

43 248 132,70

0.50 %

нет

ООО «Сабинский лесхоз»

43 248 132,70

0.50 %

победитель

 

0111200004417000018

ООО «Сабинские леса»

5 489 224,00

5 461 777,88

0.50 %

нет

ООО «Сабинский лесхоз»

5 461 777,88

0.50 %

победитель

ООО "НОРДПРОМ"

 

 

нет

 

0111200004417000023

ООО «Сабинский лесхоз»

1 667 327,00

1 658 990,36

0.50 %

победитель

ООО «Сабинские леса»

1 658 990,36

0.50 %

нет

 

0111200004417000029

ООО «РСК»

1 318 444,00

 

 

нет

ООО «Сабинский лесхоз»

1 311 851,78

0.50 %

победитель

ООО «Сабинские леса»

1 311 851,78

0.50 %

нет

 

0111200004417000031

ООО «Сабинский лесхоз»

43 465 460,00

43 248 132,70

0.50 %

победитель

ООО «Сабинские леса»

43 248 132,70

0.50 %

нет

 

0111200004417000032

ООО «Сабинские леса»

34 103 315,00

33 080 215,52

3.00 %

победитель

ООО «Сабинский лесхоз»

33 250 732,10

2.50 %

нет

ООО «Казкомплектстрой»

33 932 798,42

0.50 %

нет

 

0111200004417000034

ООО «Сабинские леса»

15 593 530,00

15 515 562,35

0.50 %

победитель

ООО «Сабинский лесхоз»

15 515 562,35

0.50 %

нет

 

0111200004417000035

ООО «Сабинские леса»

4 406 470,00

4 384 437,65

0.50 %

нет

ООО «Сабинский лесхоз»

4 384 437,65

0.50 %

победитель

 

0111200004418000008

ООО «Сабинский лесхоз»

26 248 124,00

26 116 883,38

0.50 %

победитель

ООО «Сабинские леса»

26 116 883,38

0.50 %

нет

 

0111200004418000011

ООО «Сабинские леса»

86 431 650,00

85 567 333,50

1.00 %

победитель

ООО «Сабинский лесхоз»

85 999 491,75

0.50 %

нет

 

0111200004418000007

ООО «Сабинский лесхоз»

1 002 101,00

997 090,49

0.50 %

победитель

ООО «Сабинские леса»

997 090,49

0.50 %

нет

15.

0111200004418000025

ООО «Сабинский лесхоз»

5 191 860,75

5 165 901,45

0.50 %

победитель

ООО «Сабинские леса»

5 165 901,45

0.50 %

нет

 

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила  482 339 195,75 рублей. В результате снижение по аукционам составило 0,5-3,0 % от начальной (максимальной) цены контракта. Среднее снижение по аукционам составило 0,66 %.

Вышеуказанные аукционы состоялись с июня 2016 года по август 2018 года, по их итогам заказчиком заключено 15 государственных контрактов на сумму 478 642 758,61 руб., из которых:

-              5 государственных контрактов на сумму 287 886 163,72 руб. с ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515);

-              10 государственных контрактов на сумму 190 756 594,89 руб. с ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310).

Участники ОАЭФ, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) на дату рассматриваемых аукционов являлось соответственно:

422062, РТ, Сабинский район, пос. Лесхоз, ул. Кирова, д.15А;

422062, РТ, Сабинский район, пос. Лесхоз.

В целях установления фактического местонахождения ответчиков по делу, Комиссией Татарстанского УФАС России была запрошена дополнительная информация.

Согласно сведениям, предоставленным ответчиком по делу ООО «Сабинский лесхоз», общество с 15 января 2015 года расположено в нежилом помещении площадью 20 м2, расположенное по адресу: Республика Татарстан, Сабинский район, поселок Лесхоз, ул. Кирова, д.15А на основании договоров безвозмездного пользования нежилым помещением № 09/15 от 15 января 2015 года и № 26 от 26 марта 2018 года с ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635007233), входящим с ответчиком ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) в подконтрольную группу лиц в соответствии со статьей 9, частями 7,8 статьи 11 Закона о защите конкуренции (через учредителя и директора: <…>).

Согласно сведениям, предоставленным ответчиком по делу ООО «Сабинские леса», общество с 01 февраля 2015 года расположено в нежилом помещении площадью 15 м2, расположенное по адресу: Республика Татарстан, Сабинский район, поселок Лесхоз, ул. Кирова, д.15А на основании договоров № 31 от 01 февраля 2015 года и № 17 от 26 марта 2018 года с ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635007233), предусматривающих передачу указанного помещения в безвозмездное временное пользование.

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что при участии в торгах почтовым адресом ООО «Сабинские леса» был указан адрес: 422062, РТ, Сабинский район, п. Лесхоз, Кукморская, 2А.

Аналогично, в договоре об оказании услуг подвижной связи с оператором ПАО «МТС», ООО «Сабинские леса» в качестве фактического/почтового адреса указало: 422062, РТ, Сабинский район, п. Лесхоз, Кукморская, 2А.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России установлено, что юридическое местоположение ООО «Сабинский лесхоз» отличается от юридического местоположения ООО «Сабинские леса».

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в период с 01 февраля 2015 года ответчики по делу имеют в безвозмездном пользовании нежилые помещения, расположенные по одному и тому же адресу: Республика Татарстан, Сабинский район, поселок Лесхоз, ул. Кирова, д.15А.

Электронной торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) осуществлялась с одного и того же IP-адреса: 178.205.136.62.

Относительно совпадения IP-адреса при подаче заявок на участие в вышеуказанном аукционе и подаче ценовых предложений Комиссия отмечает следующее.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

В целях установления фактической принадлежности вышеуказанного IP-адреса, использование которого осуществлялось ответчиками по делу при подаче заявок и участии в торгах, Комиссией Татарстанского УФАС России был направлен соответствующий запрос информации в ПАО «Таттелеком».

Согласно ответу ПАО «Таттелеком» (вх.№9378 от 14.06.2019г.) указанный в запросе IP-адрес является статическим и с 14.02.2012г. выделяется абоненту ГБУ «УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ САБИНСКИЙ ЛЕСХОЗ» (ИНН 1635000485), договор № <…>, адрес подключения: РТ, Сабинский р-н, поселок Лесхоз, ул. Садовая, д.5

Кроме того, ПАО «Таттелеком» сообщило о том, что у Общества имеются договорные отношения с ответчиком ООО «Сабинский лесхоз» на основании заключенного договора № <…> от 21.09.2018г. об оказании услуг подвижной радителефонной связи (для юридических лиц).

Комиссией установлено, что вышеуказанный договор, заключенный между ПАО «Таттелеком» и ООО «Сабинский лесхоз» не предусматривает выделение IP-адреса абоненту.

По результатам осмотра свойств файлов заявок участников ОАЭФ (первые части заявок) ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей и изменившей файл, дата и время изменения файла.

Учётная запись это хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.

Имя учетной записи задается пользователем и используется в ходе аутентификации при входе в систему. Таким образом, совпадение имени учетной записи создавшей и/или изменившей файл возможно только в случае их создания на одном устройстве. Использование одной учетной записи при формировании заявок на участие в торгах от разных организаций подтверждается и ее персонификацией.

Размер файла – это то количество пространства, которое он занимает на жестком диске. Основная единица измерения размера файла – байт. Полное совпадение размеров файлов, то есть совпадение количества байт или килобайт, может свидетельствовать об идентичности содержимого таких файлов. Таким образом, регулярное (т.е. для множества файлов) совпадение размеров файлов заявок участников ОАЭФ свидетельствует о создании таких файлов по одному «образцу» с полным копированием содержания таких заявок.

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004416000024, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

первая часть 24 без террасир

Алина

АДМИНКА

16.06.2016

13:52

17.06.2016

13:14

17,9 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка Минсельхоз 0111200004416000024

АДМИНКА

АДМИНКА

24.06.2014

15:16

16.06.2016

15:41

21,6 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004416000025, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

первая часть 25 без террасир

Хабибуллина

АДМИНКА

16.06.2016

13:53

17.06.2016

13:16

36,0 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка Минсельхоз 0111200004416000025

АДМИНКА

АДМИНКА

24.06.2014

15:16

16.06.2016

15:48

18,9 Кб

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004417000016, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004417000016

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

24.05.2017

08:07

14,7 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие 16
без террасир

Алина

Алина

19.05.2017

14:44

24.05.2017

08:07

14,5 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004417000017, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004417000017

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

23.05.2017

15:47

13,9 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие 17
без террасир

Алина

Алина

19.05.2017

14:44

24.05.2017

09:19

13,6 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004417000018, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004417000018

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

23.05.2017

16:00

13,7 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие 18 плн

Алина

Алина

19.05.2017

14:44

23.05.2017

14:55

13,3 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004417000023, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004417000023

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

06.06.2017

08:54

13,9 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие 23 дополнение

Алина

Алина

19.05.2017

14:44

06.06.2017

08:49

13,4 Кб

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004417000029, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004417000029

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

07.07.2017

08:06

13,9 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие 29 валеж

Алина

Алина

19.05.2017

14:44

07.07.2017

08:22

13,5 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004417000031, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004417000031

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

28.07.2017

11:02

13,9 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие 31 террасир

Алина

Алина

19.05.2017

14:44

28.07.2017

11:02

13,6 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004417000032, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004417000032

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

25.08.2017

16:10

16,7 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие 32 санрубка

Алина

Алина

19.05.2017

14:44

25.08.2017

16:18

15,7 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004417000034, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004417000034

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

02.11.2017

10:49

15,1 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие 34 без террасир

Алина

Алина

27.10.2017

12:14

01.11.2017

10:44

13,1 Кб

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004417000035, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004417000035

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

02.11.2017

11:09

15,2 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие 35 террасир

Ильсияр

Алина

27.10.2017

12:20

01.11.2017

10:44

13,2 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004418000008, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004418000008

Алина

Эльмира

23.05.2017

14:58

08.05.2018

10:56

14,1 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие террасир

Алина

Алина

19.05.2017

14:44

09.05.2018

15:40

13,6 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004418000011, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004418000011

Алина

Эльмира

23.05.2017

14:58

09.05.2018

14:57

14,8 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие террасир

Алина

Алина

27.10.2017

12:14

10.05.2018

10:13

14,0 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0111200004418000007, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла
 в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «Сабинский лесхоз»

0111200004418000007

Алина

Алина

23.05.2017

14:58

04.05.2018

15:24

13,7 Кб

ООО «Сабинские леса»

Заявка на участие дополнение

Алина

Алина

19.05.2017

14:44

04.05.2018

15:26

13,2 Кб

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что документы, поданные ответчиками в качестве первой части заявки, были созданы и/или изменены одним лицом.

Вышеуказанное совпадение имен учетной записи, создавшей файл, имен учетной записи изменившей файл, даты и времени изменения файла свидетельствует об использовании и обмене файлами ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.

Тот факт, что заказчиком первые части заявок данных организаций не отклонялись, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ответчиками осуществлялся в целях допуска всех ответчиков до аукциона.

Кроме того, Комиссией установлено совпадение контактной информации ООО «Сабинский лесхоз» и ООО «Сабинские леса», а именно контактного электронного адреса и номеров телефона, указанных в сведениях федеральной электронной торговой площадки.

Результаты совпадения отражены в следующей таблице.

 

Наименование

Телефонный номер

Электронный адрес

ООО «Сабинский лесхоз»

+(7)-(84362)-(44306)

sab-les@mail.ru

79274448411

ООО «Сабинские леса»

+(78)-(4362)-(44306)

sab-les@mail.ru

79274448411

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ответчики по делу ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) при участии в аукционах использовали единую инфраструктуру.

Использование участниками торгов-конкурентами единой инфраструктуры свидетельствует о совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Татарстанского УФАС России были проанализированы иные аукционы в электронной форме, в которых принимали активное участие помимо ответчиков иные хозяйствующие субъекты.

 

Номер закупки

Название участника закупки

Начальная максимальная цена контракта по закупке

Лучшее ЦП участника в торгах

Снижение, %

Стал ли победителем торгов

0111200004418000014

ООО "САБИНСКИЙ ЛЕСХОЗ"

2 356 328,00

1 696 556,16

28.00 %

победитель

ООО "САБИНСКИЕ ЛЕСА"

2 262 074,88

4.00 %

 

ООО «Марсельхозартель»

 

 

 

ООО "Я-ПОРЯДОК""

1 708 337,79

27.50 %

 

0111200004418000015

ООО "САБИНСКИЕ ЛЕСА"

26 048 940,00

25 006 982,40

4.00 %

 

ООО "САБИНСКИЙ ЛЕСХОЗ"

19 406 460,30

25.50 %

победитель

ИП Зиганшин Самат Амирович

19 536 705,00

25.00 %

 

 

Как следует из вышеприведенной таблицы, в аукционах, в которых принимали активное участие помимо ответчиков иные хозяйствующие субъекты, ООО «Сабинский лесхоз» и ООО «Сабинские леса» подавали ценовые предложения значительно ниже начальных максимальных цен контрактов (снижение до 28,00%).

Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ответчики в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.

Следовательно, действия ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

По мнению Татарстанского УФАС России вышеуказанное поведение ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) свидетельствует о намеренном участии второго участника закупки с целью поддержания цены контракта, максимально приближенной к НМЦК и победе на данной закупке.

В ходе рассмотрения дела №05-189/2018 Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что между ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) было заключено 5 (пять) договоров займа:

- договор займа № <…> от 12 января 2016 года на сумму 4 900 000 руб.;

- договор займа № <…> от 30 мая 2017 года на сумму 7 100 000 руб.;

- договор займа № <…> от 01 марта 2017 года на сумму 300 000 руб.;

- договор займа № <…>  от 07 августа 2017 года на сумму 7 300 000 руб.;

- договор займа № <…>  от 21 мая 2018 года на сумму 2 500 000 руб.;

- договор займа № <…>  от 22 июля 2019 года на сумму 35 500 000 руб.;

- договор займа № <…> от 24 июля 2019 года на сумму 34 000 000 руб.;

Стоит отметить, что согласно вышеуказанным договорам за использование заемных средств Заемщик выплачивает Заимодавцу проценты (вознаграждение) в размере 9% годовых.

Вместе с тем, согласно представленным в рамках рассмотрения дела №05-189/2018 актам сверки взаимных расчетов, выплата процентов за использование заемных средств между ответчиками по делу не производилась, меры по взысканию не применялись.

Согласно сведениям, поступившим из Управления федеральной налоговой службы по Республике Татарстан за период 2017-2020 годы финансовые операции между ответчиками по делу осуществлялись преимущественно в части перечисления и возврата заемных средств:

В 2017 году между ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» было проведено 13 операций по выдаче / возврату займа на сумму 22 100 000,00 рублей;

В 2018 году – 14 операций на сумму 71 600 000,00 рублей;

В 2019 году – 11 операций на сумму 76 200 000,00 рублей;

В 2020 году – 3 операции на сумму 1 975 000,00 рублей.

Следовательно, за период 2017-2020 годы между ответчиками по делу совершена 41 финансовая операция на сумму 171 875 000 рублей.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заключение и реализация договоров займа (фактически беспроцентных) между ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» свидетельствует о наличии доверительных отношений между хозяйствующими субъектами и дает основания полагать о заинтересованности ответчиков в совместном участии в торгах и оказании друг другу содействия.

Принимая решение участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данного электронного аукциона, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное.

Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что при участии в торгах ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» реализовывали антиконкурентную модель поведения путем обеспечения участия в закупке субъекта-конкурента с целью имитации конкурентной борьбы и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

Таким образом, участие ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

По мнению Татарстанского УФАС России ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах на основании следующих установленных фактов:

компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;

снижение ценовых предложений в рамках проведения аукционов между ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» было минимальным, максимальное снижение составило – 3,0%, среднее снижение составило – 0,66%. Общая начальная (максимальная) цена контрактов - 482 339 195,75 рублей;

отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;

использование ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» единой инфраструктуры при участии в торгах;

подготовка и создание документов, поданных ответчиками в качестве первой и второй части заявки, одним лицом;

вход на электронную торговую площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе разных хозяйствующих субъектов с одного и того же IP-адреса: 178.205.136.62;

совпадение контактной информации ООО «Сабинский лесхоз» и ООО «Сабинские леса», а именно контактного электронного адреса: sab-les@mail.ru и номеров телефона: +(7)-(84362)-(44306), 79274448411, указанных в сведениях федеральной электронной торговой площадки;

осведомленность ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» о направленности поведения друг друга и возможных результатах аукционов;

в аукционах, в которых активно участвовали помимо ответчиков иные хозяйствующие субъекты, снижение цены контракта составляло до 28,00 %;

с 01 февраля 2015 года ответчики по делу имеют в безвозмездном пользовании нежилые помещения, расположенные по одному и тому же адресу: Республика Татарстан, Сабинский район, поселок Лесхоз, ул. Кирова, д.15А;

заключение договоров беспроцентного займа, согласно которым ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз»;

сумма финансовых операций по выдаче / возврату займа между ответчиками за 2017-2020гг. составила 171 875 000 рублей.

установлено, что указанные аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контракта, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся аналогичных действий, однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов.

Данные обстоятельства отражают использование конкурентами единой инфраструктуры и совместную подготовку к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга.

Следовательно, такие действия ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Участие ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цен на 15 аукционах в электронной форме.

Таким образом, в действиях ООО «Сабинский лесхоз» и ООО «Сабинские леса»  усматривается:

– намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной цели, то есть достижение и исполнение ими соглашения;

– заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, при отсутствии внешних, объективных обстоятельств, обуславливающих подобное поведение.

В результате достижения ответчиками антиконкурентного соглашения реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка; указанные лица совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата – победа в конкретном аукционе с ценой контракта близкой к начальной (максимальной) цене контракта.

Каждый из участников аукциона осознанно направил заявку на участие в аукцион, что предполагает соперничество за заключение государственного контракта, однако, будучи допущенным к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах.

Факт обмена ответчиками информацией в рамках реализации соглашения был установлен Комиссией на основании анализа совокупности косвенных доказательств и относительно единообразного поведения ответчиков, приведшего к взаимовыгодному для них результату.

Наличие договоренностей между ответчиками подтверждается наличием тесных связей между данными лицами и совокупностью всех установленных фактов свидетельствует о нарушении запретов, установленных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коими являются ответчики, не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки лекарственных средств.

Согласно пункту 10.10. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

-              На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с июня 2016 года по август 2018 года, соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционах электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках дела № 05-189/2018.

-              В рассматриваемом случае предмет торгов определен аукционной документацией. 

Согласно аукционной документации по рассматриваемым в рамках дела № 05-189/2018 аукционам в электронной форме, предметом торгов являются:

Право заключения Государственного контракта на оказание услуг по созданию противоэрозионных и полезащитных лесных насаждений без террасирования для нужд Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в 2016 году;

Право заключения Государственного контракта на оказание услуг по созданию противоэрозионных и полезащитных лесных насаждений на крутых склонах путем устройства выемочно-насыпных террас для нужд Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в 2016 году;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений без террасирования;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений с террасированием;

Оказание услуг по созданию полезащитных лесных насаждений;

Оказание услуг по дополнению полезащитных лесных насаждений;

Оказание услуг по очистке от валежа и захламленности защитных лесных полос в Республике Татарстан в 2017 году;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений с террасированием;

Оказание услуг по выборочной санитарной рубке полезащитных лесных насаждений;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений без террасирования;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений с террасированием;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений с террасированием;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений без террасирования;

Оказание услуг по дополнению полезащитных лесных насаждений;

Оказание услуг по созданию противоэрозионных защитных лесных насаждений без террасирования.

-              Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемых в рамках дела № 05-189/2018 аукционов входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона следующие хозяйствующие субъекты:

-              ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310);

-              ООО «Сабинские леса»             (ИНН 1635007515);

-              ООО «НОРДПРОМ» (ИНН 1650163734);

-              ООО «РСК» (ИНН 1655287081);

-              ООО «Казкомплектстрой» (ИНН 1660238442).

 Участники аукционов являлись друг другу конкурентами на право заключения государственного контракта.

В ходе рассмотрения дела Комиссией были рассмотрены письменные пояснения ответчиков относительно вменяемого нарушения.

Согласно письменной позиции ООО «Сабинский лесхоз»:

«Комиссией Татарстанского УФАС России» были изучены 14 электронных аукционов, предметом которых является услуги, связанные с лесоводством (создание противоэрозионных лесных насаждений, дополнение полезащитных насаждений и т.д.) (ОКПД2: 02.40.10.119) в период времени с 2016 по 2018 годы.

При анализе Комиссия Татарстанского УФАС России сделала вывод о заключении картельного соглашения, которое проявилось в заключении государственных контрактов по ценам по снижением от НМЦК в диапазоне от 0,5% до 1%.

Однако, по мнению ООО «Сабинский лесхоз» антимонопольный орган в нарушение Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 года №220 (далее – Порядок №220), неверно определил временной интервал исследования товарного рынка, географических границ товарного рынка, не определил состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в рассматриваемый период, и не выявил наличие (или отсутствие) барьеров входа на данный товарный рынок».

Указанный довод противоречит действующему законодательству, регулирующему порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки лекарственных средств.

Согласно пункту 10.10. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия проанализировала рассматриваемый рынок в объеме, требуемом согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. №220.

По мнению ООО «Сабинские леса», тот факт, что победителями аукционов являлись ООО «Сабинские леса» и ООО «Сабинский лесхоз» обусловлена тем, что иных участников готовых предложить низкую цену на данных аукционах просто нет.

Изучив данный довод ответчика ООО «Сабинские леса», Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о его несостоятельности на основании следующего.

Материалами дела подтверждается, что в аукционах, в которых активно участвовали помимо ответчиков иные хозяйствующие субъекты, снижение цены контракта составляло от до 28%. Указанное обстоятельство подтверждает, что заключение и реализация заявителями соглашения по совместному участию в торгах привела к поименованному в п. 2 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ негативному последствию – поддержанию цен на торгах.

В Разъяснении ФАС России от 30.05.2018 №14 "О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.05.2018 №7) указано: «сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет "per se").»

В рассматриваемом случае не имеет значения отсутствие препятствий со стороны заявителей иным участникам к участию в торгах (не это законодатель определяет как квалифицирующий признак), но имеет значение поведение самих заявителей на торгах и итог такого поведения.

По результатам рассмотрения представленных доводов, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о том, что ответчики по делу №05-189/2018 в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

Кроме того, на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 23 июля 2020 года в 15 часов 00 минут, представитель ООО «Сабинский лесхоз» заявил о том, что Общество признает вменяемое Татарстанским УФАС России нарушение о достижении картельного соглашения с ООО «Сабинские леса», о чем представит письменные доказательства. ООО «Сабинские леса» дополнений не заявило.

11 августа 2020 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо (вх.№11014), в соответствии с которым директором ООО «Сабинский лесхоз»  <…>, сообщалось, что между:

ООО «Сабинский лесхоз» в качестве организатора Соглашения;

ООО «Сабинские леса» в качестве участника Соглашения

было заключено антиконкурентное устное соглашение, достигнутое между данными лицами (далее – Соглашение).

Место заключения указанного Соглашения является пгт Богатые Сабы, время заключения - период, предшествующий проведению первого из рассматриваемых в рамках дела №05-189/2018 торгов.

Срок действия данного Соглашения был установлен его сторонами как период проведения рассматриваемых закупок.

Предметом и целью данного Соглашения являлось поддержание цен на торгах.

Организатором заключения Соглашения является ООО «Сабинский лесхоз».

ООО «Сабинский лесхоз» согласно с выводами Комиссии Татарстанского УФАС России, обязуется впредь не принимать участие в организации заключения или участия в антиконкурентных соглашениях. Таким образом, Общество безоговорочно письменно подтверждает факт прекращения действия указанного соглашения.

В рамках рассмотрения дела на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенном на 17 сентября 2020 года, представителем ООО «Сабинский лесхоз» по доверенности подтверждена позиция, изложенная в письме (вх.№11014 от 11.08.2020г.).

Таким образом, ООО «Сабинский лесхоз» фактически признано вменяемое в рамках настоящего дела нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в достижении с ООО «Сабинские леса» устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

В соответствии с примечанием 1 к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Помимо этого, согласно Разъяснению ФАС России «О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней», опубликованному 17.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, установлено следующее.

Для установления наличия совокупности условий примечаний 1 или 5 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо руководствоваться следующим.

Одним из условий для применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ является отсутствие у антимонопольного органа сведений и документов о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ на момент обращения лица с заявлением.

Таким образом, заявитель должен сообщить антимонопольному органу сведения, достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа.

Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган:

-              документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях;

-              документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий;

-              документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях;

-              документов или сведений, указывающих на участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий, известных заявителю;

-              документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения;

-              информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках,

-              информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях,

-              иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения.

Разрешая вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о признании участия в антиконкурентном соглашении либо в согласованных действиях, необходимо иметь в виду, что хозяйствующий субъект мог добровольно предоставить антимонопольному органу все необходимые документы и информацию до подачи такого заявления.

В этом случае, полученные документы и информация должны быть оценены и заявление может подлежать удовлетворению.

Наличие в материалах дела об административном правонарушении только одного заявления о признании факта совершения лицом административного правонарушения, без подтверждения факта отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, также не может являться основанием для применения в отношении такого лица примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ.

Отказ от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях может подтверждаться:

-              дополнительными соглашениями к договорам, исключающими условия, ограничивающие конкуренцию;

-              соглашениями о расторжении договоров, ограничивающих конкуренцию;

-              сведениями и информацией об отказе от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях;

-              информированием в письменной форме остальных участников антиконкурентного соглашения/согласованных действиях об отказе от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В случае оконченного, на момент обращения в антимонопольный орган, антиконкурентного соглашения или согласованных действий, заявление также должно содержать информацию и документальное подтверждение отказа от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В силу положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», суд указал, что при разрешении вопроса о соблюдении условия применения примечания о том, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, судам следует учитывать, что такое условие соблюдено, если обращение состоялось до момента оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ставшего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ).

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России письменное заявление ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310), представленное в соответствии с письмом (вх.№ 11014 от 11.08.2020г.), содержит сведения, достаточные для установления события административного правонарушения, а именно:

сведения, подтверждающие факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении;

сведений, указывающие на время (июнь 2016 года) и место (РТ, пгт Богатые Сабы) заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении;

сведения, указывающие на участника антиконкурентного соглашения (ООО «Сабинские леса»), известного заявителю;

сведения, указывающие на организатора антиконкурентного соглашения (ООО «Сабинский лесхоз»);

заявление о признании факта совершения ответчиком административного правонарушения содержит сведения, подтверждающие факт отказа лица участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении (ООО «Сабинский лесхоз» обязуется не принимать участие в организации заключения или участия в антиконкурентных соглашениях);

обращение с вышеуказанным заявлением со стороны ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) было осуществлено до момента оглашения решения Комиссии Татарстанского УФАС России по делу № 05-189/2018.

По результатам изучения заявления ООО «Сабинский лесхоз», Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о соответствии его условиям, предусмотренным примечанием 1 к статье 14.32 КоАП РФ.

Таким образом, по результатам оценки сведений, представленных ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310), Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об удовлетворении вышеуказанного заявления.

В связи с удовлетворением заявления ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) о признании факта совершения действий, запрещенных в силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что материалы настоящего дела не подлежат передаче должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

В ходе рассмотрения дела со стороны ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) аналогичных письменных обращений о признании факта совершения действий, запрещенных в силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не заявлено, письменных и устных возражений против вменяемого нарушения не представлено.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса»     (ИНН 1635007515), выразившихся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 15 аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила  482 339 195,75 рублей. В результате снижение по аукционам составило 0,5-3,0 % от начальной (максимальной) цены контракта. Среднее снижение по аукционам составило 0,66 %.

Соглашение было достигнуто его участниками и реализовывалось с июня 2016 года по сентябрь 2018 года.

Вышеуказанные аукционы состоялись с июня 2016 года по август 2018 года, по их итогам заказчиком заключено 15 государственных контрактов на сумму 478 642 758,61 руб.

Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.

При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.

По оценке Татарстанского УФАС России при реализации Соглашения доход ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) в результате победы на торгах и заключении 15 государственных контрактов с Заказчиком составил 478 642 758,61 руб.:

-              ООО «Сабинские леса» -          5 контрактов на сумму 287 886 163,72 руб.;

-              ООО «Сабинский лесхоз» - 10 контрактов на сумму 190 756 594,89 руб.

23 июля 2020 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла Заключение об обстоятельствах дела №05-189/2018.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Тем не менее, со стороны ответчиков каких-либо письменных возражений не представлено.

На основании вышеизложенного Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310) и ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 15 аукционах в электронной форме.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу, в отношении ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515), а также виновного должностного лица ООО «Сабинские леса» (ИНН 1635007515).

Материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310), виновного должностного лица ООО «Сабинский лесхоз» (ИНН 1635011310), не передавать.

4)            Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны