Решение №АР-05/510 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/11-1709/2020 от 21 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-05-510 от 21.01.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/11-1709/2020 в отношении АО «СТ-Авто» (ИНН 2263020184) и ООО «Автопожтех» (ИНН 7743201976) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме,

в присутствии:

- от АО «СТ-Авто» - представитель по доверенности № 812 от 13.11.2020 <…> – [должностное лицо]; 

- от ООО «Автопожтех» - представитель по доверенности № 13/11 от 13.11.2020 <…> – [должностное лицо].

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Татарстанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях участников торгов АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» при участии в торгах, содержащихся в сведениях от АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», АО «Единая электронная торговая площадка», АО «ЭТС» (далее также – электронная торговая площадка), поступивших в ответах на запросы о предоставлении информации.

По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0111200000920000063, 0338200009920000040, 0129200005320000205 предметом которых являлось соответственно:

Право заключения государственного контракта на поставку транспортных средств для государственных нужд Республики Татарстан в рамках выполнения Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология»;

Поставка автомобилей пожарных;

Поставка пожарной автоцистерны;

Заказчиками вышеуказанных закупок являлись соответственно:

- МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН;

- КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ";

- КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ;

Участниками указанных закупок являлись:

1. АО «СТ-Авто» зарегистрировано по адресу: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г.И., дом 40, офис 24 (ИНН 2263020184, КПП 041101001, ОГРН 1020400765660, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 26.12.2002) образовано 04.05.2001г., запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером С-1085.

2. ООО «Автопожтех» зарегистрировано по адресу: 125445, г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 300А, помещение 9 (ИНН 7743201976, КПП 774301001, ОГРН 1177746329551, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 03.04.2017) образовано 03.04.2017г., запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1177746329551.

Учитывая, что данные аукционы в электронной форме проходили на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Татарстанское УФАС России направило в адрес Федеральной антимонопольной службы России запрос (исх.№ АР-05/11947 от 04.09.2020г.) о предоставлении Управлению полномочий для рассмотрения дела в отношении АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» с учетом географических границ рассматриваемого товарного рынка.

Федеральная антимонопольная служба России в своем ответе (вх.№ 12987 от 17.09.2020г.), руководствуясь п. 4 Положения Федеральной антимонопольной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 331 от 30.06.2004г. и Приказами ФАС России № 244 от 01.08.2007г. и № 649/15 от 23.07.2015г., удовлетворила ходатайство Татарстанского УФАС России и предоставила полномочий по возбуждению и рассмотрению дела.

На основании вышеизложенного был издан Приказ (№01/285-к от 08.10.2020г.) о возбуждении дела №016/01/11-1709/2020 в отношении АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также с учетом предоставленных материалов и пояснений, Татарстанским УФАС России в действиях АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» дополнительно были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении закупок для государственных нужд.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0111200000920000063, 0338200009920000040, 0858400001020000128, 0891200000620009584, 0190200000320001088, 0148200005420000011, 0124200000619004668, 0318200063919002125, 0320200019818000051, 0891200000619007900 предметом которых являлось соответственно:

Право заключения государственного контракта на поставку транспортных средств для государственных нужд Республики Татарстан в рамках выполнения Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология»;

Поставка автомобилей пожарных;

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения. Автоцистерна пожарная АЦ 1.6;

Поставка пожарных автоцистерн (10014-ЭА);

Поставка пожарных автомобилей;

Поставка пожарной автоцистерны;

Поставка специальной пожарной техники;

Поставка спец техники (АЦ 1,6-40);

Приобретение пожарных автомобилей;

 Поставка пожарных автоцистерн (8308-ЭА).

Заказчиками вышеуказанных закупок являлись соответственно:

- МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН;

- КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ";

- ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЮЖНЫЙ ЦЕНТР МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ";

- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ";

- ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА";

- УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОТИВОПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ;

- ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР";

- ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРАЕВОЙ ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ЦЕНТР";

- ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ;

- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ".

Участниками указанных закупок являлись:

1. АО «СТ-Авто» зарегистрировано по адресу: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г.И., дом 40, офис 24 (ИНН 2263020184, КПП 041101001, ОГРН 1020400765660, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 26.12.2002) образовано 04.05.2001г., запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером С-1085.

2. ООО «Автопожтех» зарегистрировано по адресу: 125445, г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 300А, помещение 9 (ИНН 7743201976, КПП 774301001, ОГРН 1177746329551, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 03.04.2017) образовано 03.04.2017г., запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1177746329551.

В ходе рассмотрения представленных материалов проведена проверка аффилированности вышеуказанных лиц:

1)            Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителями АО «СТ-Авто» являются <…>, размер номинальной доли в уставном капитале – 33,34%, <…>, размер номинальной доли в уставном капитале – 33,33%, <…>, размер номинальной доли в уставном капитале – 33,33%. Генеральным директором Общества является <…>. Основным видом деятельности организации является производство автомобилей специального назначения (код ОКВЭД 29.10.5).

2)            Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Автопожтех» является <…>, размер доли в уставном капитале – 100,0%.  Генеральным директором Общества является <…>. Основным видом деятельности организации является торговля прочими автотранспортными средствами (код ОКВЭД 45.19).

В соответствии с п.7 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений п.8 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под контролем в настоящей статье понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» не входят в группу лиц по смыслу статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Комиссией Татарстанского УФАС России проанализированы следующие аукционы в электронной форме, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями, результатом которого явилось поддержание цен на торгах.

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила <…>. В результате, максимальное снижение по аукционам составило 0,50% от начальной (максимальной) цены контракта.

Вышеуказанные аукционы состоялись в 2018-2020 годы, по их итогам заказчиками заключено 10 государственных контрактов на сумму <…> с АО «СТ-Авто».

Участники ОАЭФ, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» на дату рассматриваемых аукционов являлось соответственно:

649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г.И., дом 40, офис 24;

141431, г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 300А, помещение 9.

В целях установления фактического местонахождения ответчиков по делу, Комиссией Татарстанского УФАС России была запрошена дополнительная информация.

Согласно сведениям, предоставленным ответчиком по делу АО «СТ-Авто», Общество с 25.12.2017 года арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г.И., дом 40, офис 24 на основании договора аренды № <…> от 25.12.2017г., заключенного с <…>.

Также, АО «СТ-Авто» представило договор аренды недвижимого имущества № <…> от 28.10.2019г., заключенного с <…>, на основании которого Общество с 28.10.2019 года арендует часть нежилого строения № 4, расположенного по адресу: 141431, г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 300А, помещение 9.

Вместе с тем, ответчиком ООО «Автопожтех» был представлен договор № <…> аренды недвижимого имущества от 06.05.2019г., заключенный с <…>, согласно которому Общество арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: 141431, г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 300А, помещение 9.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ответчики по делу АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех», арендуя нежилые помещения в одном и том же здании, имели возможность передачи друг другу соответствующей информации и координирования своих действия во время проведения аукционов в электронной форме.

Электронной торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» по электронным аукционам №№ 0111200000920000063, 0338200009920000040, 0190200000320001088, 0124200000619004668, 0318200063919002125, 0320200019818000051, 0891200000619007900 осуществлялась с одного и того же IP-адреса: <…>.

Относительно совпадения IP-адреса при подаче заявок на участие в вышеуказанном аукционе и подаче ценовых предложений Комиссия отмечает следующее.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

В целях установления фактической принадлежности вышеуказанных IP-адресов, использование которых осуществлялось ответчиками по делу при подаче заявок и участии в торгах, Комиссией Татарстанского УФАС России были направлены соответствующие запросы информации.

Ответчиком АО «СТ-Авто» представлена информация о том, что Обществом с 2012 года заключен договор об оказании услуг связи (№ <…> от 11.10.2012г.) с <…>.

ООО «Автопожтех» договоры об оказании услуг связи не предоставило.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что IP-адрес <…> предоставляется оператором <…>, в связи с чем у данной организации была запрошена информация о вышеуказанных IP-адресах и взаимоотношениях с ответчиками по делу.

IP-адрес <…> с 07.05.2018г. был выделен АО «СТ-Авто» (ИНН 2263020184) на основании заключенного с <…> Договора № <…> на предоставление услуг связи от 07.05.2018г. IР-адрес является статическим.

Кроме того, <…> сообщило о том, что договорные отношения с ООО «Автопожтех» у Общества отсутствуют.

Согласно сведениям, представленным электронной площадкой, при подаче заявок АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» указан единый контактный номер телефона участника закупки - <…>.

Татарстанским УФАС России был направлен соответствующий запрос информации в адрес ООО «АПМ Технологии» с целью установления фактической принадлежности вышеуказанного номера телефона.

<…> в своём ответе (вх.№ <…> от 10.09.2020г.) указывает, что номер телефона (<…>) используется АО «СТ-Авто» на основании заключенного с <…> Договора №<…>на предоставление услуг телефонной связи от 01.03.2008г.

В целях установления фактической принадлежности электронных почтовых адресов <…> и <…>, использование которых осуществлялось АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» соответственно при подаче заявок и участии в торгах, Татарстанским УФАС России были направлены соответствующие запросы информации.

После изучения ответа <…> (вх.№ <…> от 08.07.2020г.), Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в период с 16.06.2019г. по 16.06.2020г. АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» заходят на указанные ими электронные почтовые адреса (<…> и <…> соответственно) с одного и того же IP-адреса: <…>.

По результатам осмотра свойств файлов заявок участников (первые части заявок) АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей и изменившей файл.

Учётная запись - хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.

Имя учетной записи задается пользователем и используется в ходе аутентификации при входе в систему. Таким образом, совпадение имени учетной записи создавшей и/или изменившей файл возможно только в случае их создания на одном устройстве. Использование одной учетной записи при формировании заявок на участие в торгах от разных организаций подтверждается и ее персонификацией.

Так, в качестве примера вышесказанного, фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе №0111200000920000063 представлены в следующей таблице.

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает совпадение стилистического оформления заявок, поданных АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» для участия в вышеперечисленных аукционах.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что документы, поданные АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» в качестве первой части заявки, были созданы одним лицом.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ответчики по делу АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» при участии в аукционах используют единую инфраструктуру.

В Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан для получения сведений о финансовых связях организаций (исх.№АР-05/4937 от 15.04.2020г.) была запрошена информация, после изучения которых установлено, что 19 февраля 2020 года АО «СТ-Авто» перечислило <…> рублей на счёт ООО «Автопожтех» с назначением платежа «<…>».

Также, 25 марта 2020 года ООО «Автопожтех» перечислило <…> рублей на счёт АО «СТ-Авто» с назначением платежа «<…>».

В данный временной промежуток (февраль-март 2020 года) проводился аукцион в электронной форме с реестровым № 0111200000920000063.

Межрегиональное управление федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу в ответ на запрос Татарстанского УФАС России (исх.№АР-05/7337 от 03.06.2020г.) указало, что в период с июля 2017 года по февраль 2020 года АО «СТ-Авто» перечислило <…> рублей на счёт ООО «Автопожтех» с назначениями платежей «<…>».

Вышеуказанное свидетельствует о финансовых взаимоотношения по выдаче займов между АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех».

Определением о назначении дела № 016/01/11-1498/2020 (исх.№ АР-05/14234 от 23.10.2020г.) представителям АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» необходимо было 19 ноября 2020 года посредством видеоконференц - связи на платформе «ZOOM» явиться на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России для рассмотрения вышеуказанного дела.

В соответствии со статьёй 46 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» был объявлен перерыв в заседании Комиссии.

Рассмотрение дела №016/01/11-1709/2020 было продолжено 20 ноября 2020 года в 10 час. 00мин. посредством видеоконференц - связи на платформе «ZOOM».

В ходе рассмотрения дела представителями ответчиков были даны устные пояснения относительно обстоятельств по делу №016/01/11-1709/2020.

АО «СТ-Авто» указало, что за подачу ценовых предложений в Обществе, на момент проведения аукционов в электронной форме, рассматриваемых в настоящем дел, отвечала начальник тендерного отдела - <…>.

ООО «Автопожтех» в свою очередь поясняет, что 15 января 2020г. заключило договор с <…> об оказании услуг по обеспечению деятельности организации на аукционах в электронной форме.

Согласно проведенному внутреннему расследованию в АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех», организации пришли к выводу, что начальник тендерного отдела - <…> вместе с <…> согласовывали свои действия при участии в аукционах в электронной форме.

АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» пояснили, что начальник тендерного отдела - <…> также работала на <…> во время проведения аукционов в электронной форме.

В соответствии с Определением об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1709/2020 (исх.№ АР-05/15495 от 24.11.2020г.) представителям АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» необходимо было 10.12.2020г. явиться на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России для рассмотрения вышеуказанного дела посредством видео-конференцсвязи на платформе ZOOM, а также предоставить информацию о том, передавалось ли право пользования электронных цифровых подписей, используемых АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» при участии в торгах в 2017-2020гг., иным лицам за 2017-2020гг.

Также, согласно вышеуказанному Определению об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1709/2020 (исх.№ АР-05/15495 от 24.11.2020г.), Комиссия Татарстанского УФАС России просило АО «СТ-Авто» обеспечить присутствие <…> (начальник тендерного отдела) для дачи дополнительных пояснений по обстоятельствам дела.

Отдельным пунктом Определения об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1709/2020 (исх.№ АР-05/15495 от 24.11.2020г.) Комиссия Татарстанского УФАС России привлекла к рассмотрению дела №016/01/11-1709/2020 <…> в качестве лица, обладающего сведениями.

Согласно представленной информации АО «СТ-Авто», Общество не передавало право пользования электронных цифровых подписей <…>, вину на своих сотрудников не перекладывает и осознает меру ответственности за совершенное административное правонарушение.

АО «СТ-Авто» также информирует, что обеспечить присутствие <…> для дачи дополнительных пояснений по обстоятельствам дела №016/01/11-1709/2020 не представляется возможным ввиду расторжения трудового договора с <…> с 16.11.2020г.

ООО «Автопожтех» в свою очередь указали, что передача права пользования электронных цифровых подписей, полученных Обществом для участия в аукционах в электронной форме <…>, оказывающему услуги по обеспечению деятельности Общества в области государственных закупок, согласно договора № <…> от 15.01.2020г., не осуществлялись.

В свою очередь, <…> на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России 10.12.2020г. не явился, при этом направил письменные пояснения, согласно запрашиваемой информации в Определении об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1709/2020 (исх.№ АР-05/15495 от 24.11.2020г.).

<…> сообщает, что порядок исполнения договора № <…> от 15.01.2020г. осуществлялся по согласованию с генеральным директором ООО «Автопожтех» <…> в устном телефонном режиме, каких-либо письменных поручений не получал. С генеральным директором ООО «Автопожтех» <…> на личной встрече согласовывался перечень закупочных процедур на год, а также процедуры, которые объявлялись в течении года, а также тактики поведения на них и границы ценового предложения.

Относительно участия в закупочных процедурах совместно с АО «СТ-Авто», <…> указывает, что тактика поведения участия в закупочных процедурах сводилась к поддержанию цены и обеспечению АО «СТ-Авто» выигрыша закупки.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» будучи юридическими лицами, осуществляют предпринимательскую деятельность, то есть самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех», привлекая к подготовке закупочной документации на участие в торгах какое-либо физическое или юридическое лицо, несут риск ненадлежащего оказания услуг со стороны привлекаемого и самостоятельно несут ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в случае подтверждения указанных обстоятельств полномочными на то органами государственной власти.

По мнению Татарстанского УФАС АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах на основании следующих установленных фактов:

компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;

снижение ценовых предложений в рамках проведения аукционов между АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» было минимальным, максимальное снижение составило – 0,50%. Общая начальная (максимальная) цена контрактов - <…>;

аукционы состоялись в 2018-2020 годах, по их итогам заказчиком заключено 10 государственных контракта с АО «СТ-Авто» (ИНН 1650139820) на сумму <…>;

отсутствует экономическое обоснование поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;

использование АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» единой инфраструктуры при участии в торгах, принадлежащей АО «СТ-Авто»;

подача заявок преимущественно в один день;

совпадение свойств электронных файлов первых частей заявок;

подготовка и создание документов, поданных АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» в качестве первой части заявки, одним лицом;

сходство в оформлении заявок разных хозяйствующих субъектов;

вход на электронную торговую площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе разных хозяйствующих субъектов с одного и того же IP-адреса: <…>;

использование единого контактного номера телефона участника закупки – <…>;

осведомленность АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» о направленности поведения друг друга и возможных результатах аукционов, учитывая отмеченные выше обстоятельства;

установлено, что указанные аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контракта, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся аналогичных действий, однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов;

наличие финансовых взаимоотношения по выдаче займов между АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех»;

тактика поведения участия в закупочных процедурах ИП Высоцкого В.И. сводилась к поддержанию цены и обеспечению АО «СТ-Авто» выигрыша аукциона.

Данные обстоятельства отражают использование конкурентами единой инфраструктуры и совместную подготовку к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели.

Участие АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цен на 10 аукционах в электронной форме.

Таким образом, в действиях АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» усматривается:

– намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной цели, то есть достижение и исполнение ими соглашения;

– заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, при отсутствии внешних, объективных обстоятельств, обуславливающих подобное поведение.

В результате достижения ответчиками антиконкурентного соглашения реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка; указанные лица совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата – победа в конкретном аукционе с ценой контракта близкой к начальной (максимальной) цене контракта.

Каждый из участников аукциона осознанно направил заявку на участие в аукцион, что предполагает соперничество за заключение государственного контракта, однако, будучи допущенным к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах.

Факт обмена ответчиками информацией в рамках реализации соглашения был установлен Комиссией на основании анализа совокупности косвенных доказательств и относительно единообразного поведения ответчиков, приведшего к взаимовыгодному для них результату.

Наличие договоренностей между ответчиками подтверждается наличием тесных связей между данными лицами и совокупностью всех установленных фактов свидетельствует о нарушении запретов, установленных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коими являются ответчики, не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки лекарственных средств.

Согласно пункту 10.9. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

-              На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с 2018 года по 2020 года, соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционах электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках дела №016/01/11-1709/2020.

-              В рассматриваемом случае предмет торгов определен аукционной документацией. 

Согласно аукционной документации по рассматриваемым в рамках дела №016/01/11-1709/2020 аукционам в электронной форме, предметом торгов являются:

Право заключения государственного контракта на поставку транспортных средств для государственных нужд Республики Татарстан в рамках выполнения Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология»;

Поставка автомобилей пожарных;

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения. Автоцистерна пожарная АЦ 1.6;

Поставка пожарных автоцистерн (10014-ЭА);

Поставка пожарных автомобилей;

Поставка пожарной автоцистерны;

Поставка специальной пожарной техники;

Поставка спец техники (АЦ 1,6-40);

Приобретение пожарных автомобилей;

 Поставка пожарных автоцистерн (8308-ЭА).

-              Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемых в рамках дела №016/01/11-1709/2020 аукционов входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона следующие хозяйствующие субъекты:

-              АО «СТ-Авто» (ИНН 2263020184);

-              ООО «Автопожтех» (ИНН 7743201976).

 Участники аукционов являлись друг другу конкурентами на право заключения государственного контракта.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех», выразившихся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 10 аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила <…>. В результате снижение по аукционам составило 1,0% от начальной (максимальной) цены контракта.

Соглашение было достигнуто его участниками и реализовывалось в 2018-2020 годах.

Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.

При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.

По оценке Татарстанского УФАС России при реализации Соглашения доход АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» в результате победы на торгах и заключении 10 государственных контрактов с Заказчиком составил <…>. 

10 декабря 2020 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла Заключение об обстоятельствах дела № 016/01/11-1709/2020.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Тем не менее, со стороны ответчиков каких-либо письменных возражений не представлено, более того АО «СТ-Авто» (исх.№ 938 от 22.12.2020г.) и ООО «Автопожтех» (письмо от 22.12.2020г.) указали, что получили Заключение об обстоятельствах дела № 016/01/11-1709/2020 и возражений по упомянутому Заключению не имеют. 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России поступили заявления АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» о заключении и участии в соглашениях, недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, направленное в порядке примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обращение с вышеуказанными заявлениями со стороны АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» было осуществлено до момента первого заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, вынесения Заключения об обстоятельствах дела и оглашения Решения Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №016/01/17-1709/2019.

Рассмотрев указанные заявления АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех», Комиссией Татарстанского УФАС России документам были присвоены вх.№№ <…> от 18.11.2020 года и <…> от 20.11.2020 года соответственно.

АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» в своих заявлениях указывают, что в связи с обнаружением фактов совершения работниками, не входящих в состав органов управления АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех», действий, которые влекут признание АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» виновными в совершении антимонопольного правонарушения, АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» добровольно сообщают о заключении антиконкурентного соглашения и о совместном участие в антиконкуретном соглашении.

АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» поясняют, что антиконкурентное соглашение заключено в городе Москва в сентября 2018 года. Период антиконкурентного соглашения – с сентября 2018 года по 13 ноября 2020 года.

Реализация антиконкурентного соглашения, согласно заявлениям АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех», осуществлялась следующим образом:

- подача ценовых предложений АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» для участия в аукционах в электронной форме осуществилась одновременно, в один день при взаимодействии с лицами, не входящими в состав органов управления организаций;

- АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» использовали один IP-адрес: <…> как для подачи заявок, так и для подачи ценовых предложений в ходе проведения аукционов в электронной форме;

- АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» осуществляли совместную подготовку заявок для участия в аукционах в электронной форме;

- в заявках и конкурсной документации АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» использовался единый контактный номер телефона– <…>.

Помимо вышеуказанного, АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» сообщают, что между АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» имеются договорные отношения, что подтверждается представленными в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России договорами поставки и карточками счёта к ним.

Также была предоставлена информации о том, что антиконкурентное соглашение было достигнуто на 14 аукционах в электронной форме.

АО «СТ-Авто» указывает, что отказалось от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении путем направления уведомления о расторжении антиконкурентного соглашения с ООО «Автопожтех».

Аналогичные действия по прекращению антиконкурентного соглашения осуществило ООО «Автопожтех», направив соответствующее уведомление в адрес АО «СТ-Авто».

На основании вышеизложенного АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» просят освободить организации от административной ответственности, применив примечание к статье 14.32 КоАП РФ.

Комиссия Татарстанского УФАС России считает необходимым отметить, что информация, представленная АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» в рамках своих заявлений, в части новых аукционов в электронной форме и договоров поставки и карточками счёта к ним, Комиссии Татарстанского УФАС России была неизвестна.

В Определении о назначении дела № 016/01/11-1498/2020 (исх.№ АР-05/14234 от 23.10.2020г.) Комиссия Татарстанского УФАС России указывала 3 аукциона в электронной форме, как повод для возбуждения и рассмотрения настоящего дела.

АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» сообщили, что антиконкурентное соглашение было достигнуто на 14 аукционах в электронной форме: 0111200000920000063, 0338200009920000040, 0858400001020000128, 0891200000620009584, 0190200000320001088, 0148200005420000011, 0124200000619004668, 0318200063919002125, 0320200019818000051, 0891200000619007900, 0825500000720000225, 0853500000320008709, 0129200005320000205, 0320200019820000007, 0320200019818000051.

При этом, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что только в 10 аукционах в электронной форме реализация соглашения привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

Таким образом, факты, изложенные в заявлениях АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех», находят подтверждения в обстоятельствах настоящего дела.

В соответствии с п.1 примечания к ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

- на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Помимо этого, согласно Разъяснению ФАС России «О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней», опубликованному 17.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, установлено следующее.

Для установления наличия совокупности условий примечаний 1 или 5 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо руководствоваться следующим.

Одним из условий для применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ является отсутствие у антимонопольного органа сведений и документов о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ на момент обращения лица с заявлением.

Таким образом, заявитель должен сообщить антимонопольному органу сведения, достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа.

Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган:

- документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях;

- документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий;

- документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях;

- документов или сведений, указывающих на участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий, известных заявителю;

- документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения;

- информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках,

- информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях,

- иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения.

Разрешая вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о признании участия в антиконкурентном соглашении либо в согласованных действиях, необходимо иметь в виду, что хозяйствующий субъект мог добровольно предоставить антимонопольному органу все необходимые документы и информацию до подачи такого заявления.

В этом случае, полученные документы и информация должны быть оценены и заявление может подлежать удовлетворению.

Наличие в материалах дела об административном правонарушении только одного заявления о признании факта совершения лицом административного правонарушения, без подтверждения факта отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, также не может являться основанием для применения в отношении такого лица примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ.

Отказ от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях может подтверждаться:

- дополнительными соглашениями к договорам, исключающими условия, ограничивающие конкуренцию;

- соглашениями о расторжении договоров, ограничивающих конкуренцию;

- сведениями и информацией об отказе от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях;

- информированием в письменной форме остальных участников антиконкурентного соглашения/согласованных действиях об отказе от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В случае оконченного, на момент обращения в антимонопольный орган, антиконкурентного соглашения или согласованных действий, заявление также должно содержать информацию и документальное подтверждение отказа от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В силу положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», суд указал, что при разрешении вопроса о соблюдении условия применения примечания о том, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, судам следует учитывать, что такое условие соблюдено, если обращение состоялось до момента оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ставшего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ).

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России письменные заявления АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех», представленные в адрес Татарстанского УФАС России, содержит сведения, достаточные для установления события административного правонарушения.

При этом, освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные примечанием к статьей 14.32 КоАП РФ.

АО «СТ-Авто» и ООО «Автопожтех» направили свои заявления в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России, 18.11.2020 года и 20.11.2020 года соответственно.

Таким образом, АО «СТ-Авто» первым выполнило все условия, предусмотренные примечанием к статьей 14.32 КоАП РФ.

По результатам изучения заявления АО «СТ-Авто» Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о соответствии его условиям, предусмотренным примечанием 1 к статье 14.32 КоАП РФ.

Таким образом, по результатам оценки сведений, представленных АО «СТ-Авто» Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об удовлетворении вышеуказанного заявления.

В связи с удовлетворением заявления АО «СТ-Авто» о признании факта совершения действий, запрещенных в силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» первыми, Комиссия Татарстанского УФАС России решила материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении АО «СТ-Авто», а также виновного должностного лица АО «СТ-Авто», не передавать.

С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия АО «СТ-Авто» (ИНН 2263020184) и ООО «Автопожтех» (ИНН 7743201976) содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.            Признать АО «СТ-Авто» (ИНН 2263020184) и ООО «Автопожтех» (ИНН 7743201976) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

2.            Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу, в отношении ООО «Автопожтех» (ИНН 7743201976), а также виновного должностного лица ООО «Автопожтех» (ИНН 7743201976).

3.            Материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении АО «СТ-Авто» (ИНН 2263020184), а также виновного должностного лица АО «СТ-Авто» (ИНН 2263020184), не передавать.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

 

 

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны