Решение №04-04/14452 Решение по делу №016/07/3-1779/2022 от 28 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/14452 от 28.11.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ООО «Буинский сахар»: <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в отсутствии представителя заявителя, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Профстройэксперт» (вх. 13979/ж от 09.11.2022 г.) на действия заказчика ООО «Буинский сахар» при проведении закупки №32211812655 на предмет: «Проектирование и реконструкция кровли из профилированного листа склада сахара ООО «Буинский сахар»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении закупки №32211812655 было размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – 01.11.2022 года.

Заказчик – ООО «Буинский сахар». 

Начальная (максимальная) цена договора: 51 747 587,00р.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно доводов заявителя, что заказчиком установлены неправомерные требования к составу заявок, которые необходимы только для выполнения работ на опасных производствах, к которым объект заказчика не относится.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ и услуг ООО «БУИНСКИЙ САХАР», утвержденным 23.03.2022г.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:

5.1.8 предоставление копии разрешения (лицензию) на проведение указанных работ в органе Госгортехнадзора в установленном порядке;

5.1.15 наличие свидетельств НАКС об аттестации сварочных технологий (группа СК п. 1,2,3);

5.1.17 протоколы об аттестации промышленной безопасности (А1, Б1.15, 2.13).

По мнению заявителя, указанные требования необходимо устанавливать для выполнения работ на опасных производствах, к которым объект заказчика не относится.

Согласно пояснениям заказчика, в здании склада сахара расположен опасный производственный объект фасовочное отделение сахарного производства (далее — ОПО).

В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В строке 16 Приложения №1 к Приказу Ростехнадзора от 30.11.2020 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» указано фасовочное отделение сахарного производства, как имеющее признаки ОПО.

В письме Ростехнадзора от 23.05.2022 09-03-03/3237 «О добровольной сертификации» указано:

«Требования к организации и производству сварочных работ, выполняемых на ОПО, технических устройствах и сооружениях ОПО, поднадзорных Ростехнадзору и его территориальным органам или иным федеральным органам исполнительной власти в области промышленной безопасности и иным органам, закреплены федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденными приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 N519, зарегистрированным Минюстом России 30.12.2020, рег. N 61964, согласно которым сварщики и специалисты сварочного производства, выполняющие сварочные работы, должны быть аттестованными в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.1998 N 63 (ПБ 03-273-99), сварочные работы должны выполнять организации или индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуры проверки готовности к применению аттестованных технологии сварки на опасных производственных в соответствии с Порядком применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 N103 (РД 03-615-03)».

Согласно п.п. 1.2, 1.3, 4.1 Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства ПБ 03-273-99, утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30.10.1998 № 63, аттестация сварщиков и специалистов сварочного производства проводится в целях установления достаточности их теоретической и практической подготовки, проверки их знаний и навыков и предоставления права сварщикам и специалистам сварочного производства выполнять работы на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.

Следовательно, работы, подлежащие выполнению на складе сахара, подконтрольны Ростехнадзору и лица, их выполняющее должно иметь аттестованную технологию сварки, специалистов, прошедших подготовку и проверку знаний по промбезопасности.

Проанализировав представленные заказчиком документы, а также свидетельство о регистрации ОПО, Комиссия приходит к выводу, что данные требования установлены заказчиком правомерно.

Довод заявителя не находит своего подтверждения.

2. Относительно довода заявителя, что заказчиком установлено неправомерное требование о предоставлении участниками лицензии МЧС.

В пункте 5.1.14 извещения заказчиком установлено требование о наличии и предоставлении в составе заявок участниками закупки лицензии МЧС.

По мнению заявителя, для выполнения данных работ указанная лицензия не нужна.

Представители заказчика пояснили, что в таблице 21 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено нормирование предела огнестойкости элементов перекрытий и чердаков.

В этой связи техническое задание предусматривает огнезащитное покрытие металлоконструкций для достижения соответствующего предела.

В соответствии с предписанием от 28.09.2021г. №115, выданным ГУ МЧС России по Республике Татарстан, на основании ст.4, ст.87 п.2 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» несущие металлоконструкции здания обработаны огнезащитой.

Согласно пункту 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вместе с тем, по результатам анализа технического задания заказчика, Комиссия приходит к выводу, что указанные работы, необходимые заказчику, не отражены в техническом задании, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, учитывая, что указанные виды работ являются лицензируемыми, требование заказчиком установлено правомерно.

На основании изложенного, довод признан обоснованным частично, в части не указания в техническом задании требования об огнезащитном покрытии металлоконструкций.

3. Относительно довода, что заказчиком объединены в один лот работы по проектированию и реконструкцию.

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком указан набор работ, которые невозможно конкретизировать без разработки проекта, целесообразней будет разделить закупку.

Согласно пояснениям заказчика, в составе закупочной документации были включены спецификация, сметы на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, техническое задание по которым определена начальная цена, техническое задание.

Указанных данных было достаточно для подготовки ценового предложения.

Участники не были лишены возможности осмотреть объект, подлежащий реконструкций, подать запрос о разъяснениях.

По результатам рассмотрения довода заявителя Комиссия не находит оснований для удовлетворения данного довода, более того Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих его обоснованность.

Кроме того, Законом о закупках не установлено ограничений относительно объединения в один лот работ по проектированию и реконструкции.

Заявитель на заседание Комиссии не подключился, подтверждения обоснованности данного довода не представил.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителя, предписание заказчику не выдается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу заявителя ООО «Профстройэксперт» (вх. 13979/ж от 09.11.2022г.) на действия заказчика ООО «Буинский сахар» при проведении закупки №32211812655 на предмет: «Проектирование и реконструкция кровли из профилированного листа склада сахара ООО «Буинский сахар», необоснованной в части первого и третьего доводов.

2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 3 Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание не выдавать.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о закупках.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны