Предупреждение №АШ-06/3956 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-24/2024 о прекращении действий (бездейст... от 23 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-06/3956 от 23.04.2024 г.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило заявление (вх. № 12446 от 23.11.2023) содержащее обстоятельства, свидетельствующее о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения в соответствии со статьями 23, 24, 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанским УФАС России были направлены соответствующие запросы информации.

По итогам рассмотрения обращения, а также изучения представленных документов Татарстанским УФАС России было установлено следующие.

Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района РТ на официальном сайте Российской Федерации https://zakupki.gov.ru размещены следующие извещения №0111300036823000024, 0111300036823000025, 0111300036822000033 на предмет разработки проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения.

Цель оказания услуг - обоснование изменения (сокращения) размеров санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) сибиреязвенного захоронения. Согласно техническому заданию на разработку проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения оказание услуги делится на два-три этапа работ.

В соответствии с техническим заданием закупки №0111300036823000024, 0111300036822000033, 0111300036823000025 заказчиком, на первом и втором этапе работ, установлено требование о необходимости:

- в подаче документов (материалов) обоснования санитарно-защитной зоны скотомогильника, на возможность сокращения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)»;

- в заключение Контракта с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему санитарно-защитной зоны с рекомендациями по установлению;

- в получение экспертного заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему СЗЗ и направления в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан для получения предварительного заключения.

- в проведение совместных работ со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» в части обоснования размера СЗЗ сибиреязвенного захоронения.

Исходя из особых условий технического задания заказчиком также установлено требование о необходимости проведения работ по обоснованию размера санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения, включающих в себя: осмотр сибиреязвенного захоронения, санитарно-эпидемиологическую разведку с целью определения объема исследований и точек отбора проб почвы совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 №52-ФЗ).

Согласно пункту 1023 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" лабораторные исследования клинического, секционного и полевого материала при подозрении на сибирскую язву проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с материалом, заражённым или подозрительным на заражённость возбудителем сибирской язвы.

Пунктом 1024 СанПиН 3.3686-21 все работы с материалом, подозрительным на заражённость возбудителем сибирской язвы, включая отбор, транспортировку и подготовку материала для исследований, проводятся в соответствии с требованиями главы IV СанПиН 3.3686-21, в том числе, пунктом 134 предусмотрено требование о наличии лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, для организаций, подразделения которых выполняют работы с возбудителями инфекционных заболеваний I-IV групп патогенности (опасности) (сибирская язва – это острая особо опасная зоонозная бактериальная инфекционная болезнь, возбудитель которой относится ко II группе патогенности).

Взятие материала из сырья животного происхождения и из объектов окружающей среды проводится в тех случаях, когда необходимо установить источник возбудителя инфекции или фактор его передачи, выявить наличие микроба на территориях почвенных очагов, в том числе сибиреязвенных захоронений и моровых полей (пункт 1029 СанПиН 3.3686-21). Решение об исследовании материала сырья, продукции животного происхождения и из объектов окружающей среды принимается органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Отбор материала и его упаковку осуществляют специалисты организаций, обеспечивающих осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 1030 СанПиН 3.3686-21).

Исследования материала с целью обнаружения возбудителя сибирской язвы проводятся в лабораториях, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с ПБА II группы патогенности (пункт 1078 СанПиН 3.3686-21).

Таким образом, исходя из пояснений Роспотребнадзора РТ и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» следует, что на территории Республики Татарстан деятельность, связанную с использованием возбудителей сибирской язвы в части исследований объектов окружающей среды (почвы, подземных вод), вправе осуществлять 3 лаборатории: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан, ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ», имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на указанную деятельность.

А также, оценку эпидемиологической опасности сибиреязвенного захоронения и прилегающей к нему санитарно-защитной зоны проводят научно-исследовательские институты Роспотребнадзора, такие как ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии», ФКУЗ «Ставропольский противочумный институт», а также региональные ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

Оценка опасности почвенных очагов сибирской язвы проводится на основе комплексного анализа эпизоотологической и эпидемиологической ситуации, характеристики почвенного очага, а также природных, социальных и биологических факторов риска с применением методов ретроспективного эпидемиологического анализа. То есть для ее проведения необходимы специальные познания в области эпидемиологии.

Таким образом, комплексную оценку эпидемиологической опасности сибиреязвенных захоронений вправе проводить организации, аккредитованные в установленном порядке на проведение такой оценки в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 и МР 3.1.0232-21.

При этом, Татарстанское УФАС России полагает, что фактическое указание Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района РТ при проведении закупок №0111300036823000024, 0111300036822000033, 0111300036823000025 на конкретную организацию по выдаче экспертного заключения на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему СЗЗ, по проведению совместных работ в части обоснования размера СЗЗ сибиреязвенного захоронения, а также по заключению контракта на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему санитарно-защитной зоны с рекомендациями по установлению без каких-либо уточнений или оговорок, относящихся к рекомендационному характеру может повлечь за собой ошибочное восприятие потенциальными исполнителями о недопустимости проведения таких работ иными надлежащими в установленном порядке субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в указании на конкретную организацию по выдаче экспертного заключения на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему СЗЗ, по проведению совместных работ в части обоснования размера СЗЗ сибиреязвенного захоронения, а также по заключению контракта на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему санитарно-защитной зоны с рекомендациями по установлению без каких-либо уточнений или оговорок, относящихся к рекомендационному характеру Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», предупреждает о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» следующим образом:

1) учесть замечания антимонопольного органа, изложенные в настоящем предупреждении и в дальнейшем, при проведении закупочных процедур на предмет разработки проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения, прекратить указание в техническом задании конкретной организации без каких-либо уточнений или оговорок, относящихся к рекомендационному характеру;

2) совершить действия по принятию/разработке соответствующего муниципального акта, регулирующего порядок проведении закупки на предмет разработки проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения;

3) организовать и провести совещание по разъяснению и поддержанию профессионального образования должностных лиц Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ, занятых в сфере технической подготовки и проведения аукционов на предмет разработки проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения.

Предупреждение необходимо выполнить в течение 90 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<...> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны