Определение №ВЧ-08/5031 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 016/05/5-698/2024 по призна... от 23 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №ВЧ-08/5031 от 23.05.2024 г.
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя <…> и <…> по факту распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом «Не банкроться, пожалеешь. Расскажу как избавиться от долгов без банкротства на сайте: финансовая-защитница.рф», что имеет признаки нарушения пункта 6 части 3 части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения государственного надзора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 13.05.2024 установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- в системе «Яндекс.Дзен» рекламы следующего содержания: «Не банкроться, пожалеешь. Расскажу как избавиться от долгов без банкротства на сайте: финансовая-защитница.рф».
Фотоизображение рекламного объявления приведено ниже:
<…>
При переходе по рекламному объявлению открывается сайт: https://финансовая-защитница.рф/.
<…>
В нижней части сайта указаны реквизиты: <…>.
Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Информация со сведениями: «Не банкроться, Пожалеешь. Расскажу как избавиться от долгов без банкротства на сайте: финансовая-защитница.рф» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам ИП <…>.
Объектом рекламирования являются услуги по списанию долгов.
Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из законодательства о банкротстве следует, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, то есть юристы не имеют полномочий на списание долгов. В деле о банкротстве судом утверждается арбитражный управляющий (финансовый управляющий), участие которого в деле о банкротстве граждан является обязательным. После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. При этом существует перечень обязательств, освобождение от которых невозможно (ч. 4, 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве).
Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина, и выявленное и приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу (исключение – имущество, на которое нельзя обратить взыскание).
С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», поскольку реклама создает впечатление о том, что процедуру банкротства проводят юристы и сама процедура не влечет для гражданина никаких последствий.
Исходя из рекламы невозможно установить характер рекламируемых услуг, порядок списания долгов.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно статьей 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 5, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель <…>.
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 19, 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу № 016/05/5-698/2024 по признакам нарушения пункта 6 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Признать лицом, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП <…> и ИП <…>.
3. Назначить дело №016/05/5-698/2024 к рассмотрению на 10 июня 2024 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
4. ИП <…> и ИП <…>. в срок до 07 июня 2024 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: to16@fas.gov.ru, с дублированием на to16-<…>@fas.gov.ru) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
1) информацию о фактических осуществляемых видах деятельности, в период с 2022 года по настоящее время, в том числе на рынке, связанного с финансовыми услугами;
2) копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;
3) информацию, что подразумевается под информацией с текстом «списать долги»;
4) информацию, о какой процедуре идет речь в рекламном объявлении;
5) сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;
6) паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;
7) сведения о лице, фактически оказывающего рекламируемую услугу;
8) письменные пояснения, какие услуги рекламируются с текстом «Не банкроться, Пожалеешь. Расскажу как избавиться от долгов без банкротства на сайте: финансовая-защитница.рф» (с приложением подтверждающих документов);
9) письменные пояснения с указанием, каким образом можно не платить кредиты, а также поэтапного порядка списания долгов в соответствии с рассматриваемой рекламой;
10) подробные условия проведения вышеуказанной акции;
11) подробную информацию, каким образом можно списать долги без банкротства;
12) письменные пояснения, по обстоятельствам, указанным в определении;
13) иные документы и сведения, имеющие значение для дела.
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Явка представителя обязательна.
Кроме того, Управлением будет организована конференция посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server».
Вход в конференцию возможен по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/<…>/conference. Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS. Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 07.06.2024 года до 17:00.
<…>