Решение №АЯ-06/4012 Решение по делу №016/01/15-2112/2021 в отношении Исполнитель... от 29 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АЯ-06/4012 от 29.03.2022 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/15-2112/2021 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части отсутствия мер по возврату муниципального имущества из незаконного владения и пользования ООО «Шуныт», а также в части отсутствия мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур,

в отсутствии:

-представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, надлежащим образом извещены,

-представителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещены,

-представителя ООО «Шуныт», надлежащим образом извещены,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых – принятие мер по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Основанием для возбуждения дела в отношении Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан является невыполнение требований ранее выданного Татарстанским УФАС России предупреждения №П06- 39 /2020 (Исх.№ АЯ-06/8902 от 20.07.2021 года).

Основанием для выдачи предупреждения в отношении Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан послужило обнаружение Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения представленных материалов и документов, Татарстанское УФАС России было установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (вх.№5082 от 13.04.2021) по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства при передаче объектов коммунальной инфраструктуры в Агрызском муниципальном районе Республики Татарстан.

В целях объективного рассмотрения обращения Татарстанское УФАС России направило запросы информации в Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан (исх.№АЯ-06/5544 от 12.05.2021, исх.№АЯ-06/6531 от 31.05.2021), а также запрос информации в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (исх.№АЯ-06/8048 от 02.07.2021).

Изучив обращение, Татарстанское УФАС России установило следующее.

Согласно выпискам из ЕГРН, которые представил Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан (далее- Исполнительный комитет) (вх.№7943 от 10.06.2021), в феврале-марте 2021 года право муниципальной собственности было зарегистрировано на следующие объекты:

-корпус биологической очистки, расположенный по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, с/п Красноборское, с. Красный Бор, кадастровый номер 16:01:210309:137, дата ввода в эксплуатацию- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» - 09 февраля 2021 года;

-внешние сети электроснабжения, расположенный по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, Красноборское сельское поселение, село Красный Бор, кадастровый номер: 16:01:210309:350, дата ввода в эксплуатацию- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан»- 08 февраля 2021 года;

-административно-бытовой корпус, расположенный по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, с/п Красноборское, с. Красный Бор, кадастровый номер: 16:01:210309:138, год завершения строительства- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» - 08 февраля 2021 года;

-сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб, расположенные по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, Красноборское сельское поселение, кадастровый номер: 16:01:210309:349, год завершения строительства- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» - 09 февраля 2021 года;

-сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб, расположенные по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, с/п Красноборское, с. Красный Бор, кадастровый номер: 16:01:000000:3280, год завершения строительства- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» -24 марта 2021 года.

Таким образом, в феврале-марте 2021 года в собственность муниципального образования «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» перешли следующие объекты с кадастровыми номерами: 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб).

Согласно пояснениям Исполнительного комитета (вх.№7943 от 10.06.2021) «в силу сложившихся обстоятельств, до заключения концессионного соглашения, с целью обеспечения водоснабжением населения, сохранности вновь введенных в эксплуатацию объектов, эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры с кадастровыми номерами 16:01:210309:138, 16:01:210309:137, 16:01:210309:349, 16:01:210309:350, 16:01:000000:3280, временно осуществляет ООО «Шуныт».

Также Татарстанским УФАС России установлено, что Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам для ООО «Шуныт» установлен тариф на холодную воду (постановление от 04.12.2020 №345-151/кс-2020).

Таким образом, Татарстанское УФАС России пришло к выводу о том, что ООО «Шуныт» использует муниципальное имущество (объекты с кадастровыми номерами 16:01:210309:138, 16:01:210309:137, 16:01:210309:349, 16:01:210309:350, 16:01:000000:3280,) без договорных отношений и без проведения торгов.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Такие особенности устанавливаются в том числе и антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы эксплуатирующей организации исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды (в зависимости от даты ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения). Использование эксплуатирующей организацией объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без договорных отношений действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Бездействие органа местного самоуправления, которое выражается в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения, из незаконного владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения эксплуатирующей организацией и которое выражается в не проведении торгов на право заключения договора по передаче прав владения и пользования, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как во-первых, предоставляет такой эксплуатирующей организации необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, а во-вторых, ограничивает доступ неопределённого круга лиц к муниципальному имуществу.

Таким образом, бездействие Исполнительного комитета, выразившееся в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, а именно объектов с кадастровыми номерами 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280, из незаконного владения и пользования ООО «Шуныт, а также в отсутствии мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур, имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предупреждение П06- 39 /2020 (Исх.№ АЯ-06/8902 от 20.07.2021 года) должно было быть исполнено в течение 90 дней с момента получения. Исполнительный комитет получил предупреждение 21.07.2021 года посредством межведомственной системы электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением входящего номера - 5614. Следовательно, предупреждение должно было быть исполнено не позднее 21 октября 2021 года. Однако к указанному сроку Исполнительный комитет не представил доказательств исполнения предупреждения, в связи с чем 12.11.2021 года был издан приказ №01/317-к о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета.

В рамках рассмотрения настоящего дела вышеуказанные факты подтвердились.

Как указывалось выше, согласно пояснениям Исполнительного комитета (вх.№7943 от 10.06.2021), «в силу сложившихся обстоятельств, до заключения концессионного соглашения, с целью обеспечения водоснабжением населения, сохранности вновь введенных в эксплуатацию объектов, эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры с кадастровыми номерами 16:01:210309:138, 16:01:210309:137, 16:01:210309:349, 16:01:210309:350, 16:01:000000:3280, временно осуществляет ООО «Шуныт».

15.11.2021 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо (Вх.№15065 от 15.11.2021) в ответ на предупреждение П06- 39 /2020 (Исх.№ АЯ-06/8902 от 20.07.2021 года), в котором Исполнительный комитет снова пояснил, что в силу сложившихся обстоятельств, до заключения концессионного соглашения, с целью обеспечения водоснабжением населения, сохранности вновь вводимых в эксплуатацию объектов, эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляет ООО «Шуныт». Этим же письмом Исполнительный комитет сообщает, что им в настоящее время разработана конкурсная документация, проект концессионного соглашения.

Исполнительным комитетом, согласно пояснениям (Вх.№15065 от 15.11.2021), пакет документов по заключению концессионного соглашения на объекты водоснабжения и водоотведения на территории с. Красный Бор Агрызского муниципального района Республики Татарстан (исх.№2888 от 13.09.2021) был направлен на согласование в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам. В ответ на письмо о согласовании проекта концессионного соглашения (исх.№2888 от 13.09.2021) в адрес Исполнительного комитета от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам были направлены замечания (№ ЛХ-29/5880/2021 от 30.09.2021).

В перечень объектов, подлежащих передаче через готовящееся Исполнительным комитетом концессионное соглашение входят фигурирующие в настоящем деле объекты коммунальной инфраструктуры с кадастровыми номерами 16:01:210309:138, 16:01:210309:137, 16:01:210309:349, 16:01:210309:350, 16:01:000000:3280.

Согласно пояснениям Исполнительного комитета (Вх.№15065 от 15.11.2021), в настоящее время проводится работа по устранению замечаний Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в целях повторного направления на согласование в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам. После проведения согласительных процедур будет объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения.

Татарстанским УФАС России определением об отложении дела №016/01/15-2112/2021 от 21 декабря 2021 года (Исх.№АЯ-06/16813 от 28.12.2021 года) у Исполнительного комитета были запрошены письменные пояснения с правовым обоснованием по фактам, изложенным в определении о назначении дела №016/01/15-2112/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (Исх.№АЯ-06/15128 от 26.11.2021), а также копии документов, подтверждающие факт ведения Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района Республики Татарстан работы по заключению концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

В ответ на данное определение Исполнительный комитет в письме (Вх.№2116 от 21.02.2022 года) пояснил, что объекты коммунальной инфраструктуры переданы ресурсоснабжающей организации для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Красноборского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан на основании Решения Совета Агрызского муниципального района №3-5 от 18.11.2020 года (План мероприятий («Дорожная карта») по оформлению объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и передаче указанных объектов ресурсоснабжающей организации для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Красноборского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан в концессию). Этим же письмом Исполнительный комитет указал, что 31.01.2022 года (Исх.№375 от 31.01.2022 года) Исполнительным комитетом был направлен на рассмотрение проект финансовой модели концессионного соглашения по водоснабжению и водоотведению в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, так как 24.12.2021 года ООО «Шуныт» (обращение зарегистрировано в Исполнительном комитете 28.12.2021 года Вх.№10275) выступило с инициативой проведения переговоров, связанных с подготовкой проекта концессионного соглашения в соответствии с частями 4.12 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Как указывалось выше, в соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Исходя из документов, представленных Исполнительным комитетом (Вх.№15065 от 15.11.2021), Татарстанским УФАС России установлено, предмет готовящегося Исполнительным комитетом концессионного соглашения составляют 48 объектов, из которых: 4 объекта были введены в эксплуатацию в 2019 году, 24 объекта были введены в эксплуатацию в 2020 году, невозможно установить год ввода в эксплуатацию одного объекта (емкость 189куб.м.), у 19 объектов дата ввода в эксплуатацию находится в промежутке между 1938 годом до 2001 годом. Таким образом, с учетом положения части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, передача данного имущества Исполнительным комитетом действительно возможна только посредством заключения, с соблюдением конкурсных процедур и антимонопольного законодательства, концессионного соглашения.

Татарстанским УФАС России определением об отложении дела №016/01/15-2112/2021 от 21 декабря 2021 года (Исх.№АЯ-06/16813 от 28.12.2021 года) у ООО «Шуныт» были запрошены письменные пояснения с правовым обоснованием по фактам, изложенным в определении о назначении дела №016/01/15-2112/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. №АЯ-06/15128 от 26.11.2021).

В связи с этим в ответ на определение о назначении дела №016/01/15-2112/2021 к рассмотрению от 26 ноября 2021 года (Исх.№АЯ-06/15128 от 26.11.2021 года), определение об отложении дела №016/01/15-2112/2021 от 21 декабря 2021 года (Исх.№АЯ-06/16813 от 28.12.2021 года) в адрес Татарстанского УФАС России поступили письменные пояснения от ООО «Шуныт» из который следует, что ООО «Шуныт» временно оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению в селе Красный Бор Агрызского муниципального района Республики Татарстан до момента исполнения пункта 13 по водоснабжению и пункта 15 по водоотведению Плана мероприятий («Дорожной карты») по оформлению объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и передаче указанных объектов ресурсоснабжающей организации для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Красноборского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан в концессию, утвержденного Решением Совета Агрызского муниципального района Республики Татарстан от 18.11.2020 года №3-5.

Комиссия также отмечает, что ни Исполнительным комитетом, ни ООО «Шуныт» в ответ на определение о назначении дела №016/01/15-2112/2021 к рассмотрению от 26 ноября 2021 года (Исх.№АЯ-06/15128 от 26.11.2021 года), а также далее на протяжении рассмотрения настоящего антимонопольного дела, договоры или соглашения, предусмотренные частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и подтверждающие законное право владения и пользования объектами с кадастровыми номерами 16:01:210309:138, 16:01:210309:137, 16:01:210309:349, 16:01:210309:350, 16:01:000000:3280, представлены не были.

Таким образом, вывод Татарстанского УФАС России о том, что ООО «Шуныт» использует муниципальное имущество (объекты с кадастровыми номерами 16:01:210309:138, 16:01:210309:137, 16:01:210309:349, 16:01:210309:350, 16:01:000000:3280), без договорных отношений и без проведения торгов подтвердился. Дополнительно Комиссия Татарстанского УФАС России также отмечает, что письма от Исполнительного комитета (Вх.№15065 от 15.11.2021, Вх.№2116 от 21.02.2022 года) и ООО «Шуныт» (вх.№905 от 26.01.2022 года) не содержат документов, указывающих на правомерность передачи муниципального имущества (объекты с кадастровыми номерами 16:01:210309:138, 16:01:210309:137, 16:01:210309:349, 16:01:210309:350, 16:01:000000:3280) в порядке, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Как уже отмечалось выше, согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Такие особенности устанавливаются в том числе и антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы эксплуатирующей организации исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды (в зависимости от даты ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения). Использование эксплуатирующей организацией объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без договорных отношений действующим законодательством не предусмотрено.

Поэтому, передача Исполнительным комитетом ООО «Шуныт» объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся муниципальным имуществом, для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Красноборского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан без заключения концессионного соглашения или договора аренды приводит к нарушению антимонопольного законодательства.

Таким образом, исходя из вышеуказанных пояснений, Татарстанское УФАС России констатирует, что ООО «Шуныт» со стороны Исполнительного комитета незаконно во владение и пользования предоставлены объекты с кадастровыми номерами: 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб). При этом Исполнительный комитет не предпринимает действий по возврату указанного муниципального имущества (то есть бездействует).

В соответствии с пунктом 10.7 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временные границы существования товарного рынка для рассмотрения настоящего дела определены 2021-2022 годами.

Продуктовые границы определяются исходя из предмета возможных договоров или соглашений, на основании которых органу местного самоуправления надлежало передать имущество. Продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом случае является рынок по предоставлению прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом - объектами с кадастровыми номерами: 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб).

Географические границы товарного рынка по предоставлению прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определяются границами территории, на которой осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления – территория Агрызского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно официальному сайту Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (https://kt.tatarstan.ru) на 2021 год тарифы на территории Агрызского муниципального района Республики Татарстан на водоотведение, а также на холодную (питьевую) воду Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам утверждены следующим организациям:

№ п./п.

Наименование муниципального образования, организации

 

Агрызский муниципальный район

1

ООО «Водоканалсервис» (ИНН: 1601005326) - водоотведение

2

ООО «Терсинские коммунальные сети» (ИНН: 1601002011) – водоотведение, холодная (питьевая) вода

3

ООО «Шуныт» (ИНН: 1821014502) – водоотведение, холодная (питьевая) вода

4

ООО «Водоканал» (ИНН: 1601005735) – холодная (питьевая) вода

Из указанного следует, что на территории Агрызского муниципального района Республики Татарстан, помимо ООО «Шуныт», имеются и иные хозяйствующие субъекты, которые могут быть заинтересованы в получении муниципального имущества, объектов с кадастровыми номерами: 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб), для осуществления предпринимательской деятельности.

Бездействие Исполнительного комитета в части отсутствия мер по возврату муниципального имущества из незаконного владения и пользования ООО «Шуныт, а также в части отсутствия мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур привела или могла привести к устранению, недопущению, ограничению конкуренции на рынке по осуществлению прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, а именно объектами с кадастровыми номерами: 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб), в границах Агрызского муниципального района Республики Татарстан, так как другие хозяйствующие субъекты, заинтересованные в предоставлении данных муниципальных объектов, не получили возможность получить такие объекты во владение и пользование.

До окончания рассмотрения дела №016/01/15-2112/2021 по существу Комиссией в соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции было изготовлено заключение об обстоятельствах дела, которое было направлено лицам, участвующим в деле. Заключение об обстоятельствах дела №016/01/15-2112/2021 получено всеми лицами, участвующими в деле. До заседания Комиссии возражений на заключение об обстоятельствах дела №016/01/15-2112/2021 в адрес Татарстанского УФАС России не поступило.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления, которое выражается в отсутствии мер по возврату муниципального имущества из незаконного владения и пользования ООО «Шуныт, а также в части отсутствия мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как во-первых, предоставляет такой эксплуатирующей организации необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, а во-вторых, ограничивает доступ неопределённого круга лиц к муниципальному имуществу.

В тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем. Указанная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 № 307КГ15-1408.

Таким образом, Татарстанское УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Исполнительного комитета имеется состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выражается в отсутствии мер по возврату муниципального имущества (объектов с кадастровыми номерами: 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб) из незаконного владения и пользования ООО «Шуныт», а также в части отсутствия мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур.

В связи с этим Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о владении и пользовании ООО «Шуныт» объектами с кадастровыми номерами 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб) без законных оснований.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «в», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Комиссия на основании пункта 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции считает необходимым выдать Исполнительному комитету обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение последствий нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

-совершить действия, направленные на прекращение прав владения и пользования ООО «Шуныт» (ИНН: 1821014502) объектами с кадастровыми номерами 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб) с обязательным соблюдением прав граждан и организаций Красноборского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан, являющихся потребителями услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, на бесперебойное и качественное холодное водоснабжение и водоотведение, а также осуществить передачу указанных объектов эксплуатирующей организации в соответствии с действующим законодательством в случае необходимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан (ИНН: 1601005936) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в отсутствии мер по возврату муниципального имущества (объектов с кадастровыми номерами 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб) из незаконного владения и пользования ООО «Шуныт», а также в части отсутствия мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур.

Выдать Исполнительному комитету Агрызского муниципального района Республики Татарстан обязательное для исполнения предписание.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны