Решение №АЯ-04/13298 Решение по делу №016/07/3-1962/2021 от 19 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/13298 от 19.10.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «Производственное объединение «Завод имени Серго» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителей заявителя ООО «РИО» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «РИО» (вх.13389/ж от 05.10.2021 г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗАВОД ИМЕНИ СЕРГО» при проведении закупки № 32110656810 на предмет:        0832-2021-00766. Поставка фильтров поглотителей в комплекте с монтажными деталями для нужд АО «ПОЗиС»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №32110656810 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 21.09.2021 года.

Заказчик – Акционерное общество «Производственное объединение «Завод имени Серго».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 707 827, 73 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода, что заказчиком установлено незаконное требование о поставке предмета закупки одного производителя АО «Тамбовмаш», что влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно жалобе, в Российской Федерации фильтры-поглотители ФПУ-200 контроль качества, и приемка которых осуществляется военным представительством Министерства обороны Российской Федерации производятся лишь одним производителем - АО «Тамбовмаш». Информация, размещена на сайте АО «Тамбовмаш» в разделе «Средства Коллективной Защиты» http://tambovmash.ru/upload/Katalog_skz_ru.pdf.

Иными производителями фильтры-поглотители ФПУ-200 контроль качества, и приемка которых осуществляется военным представительством Министерства обороны Российской Федерации не производятся.

Требования, изложенные в технической документации к предмету закупки Заказчиком Фильтров-поглотителей ФПУ-200, с указанием на условие о необходимости их приемки военным представительством Министерства обороны Российской Федерации являются избыточными, неисполнимыми, ограничивающими конкуренцию и незаконными.

Кроме того, заявителем также представлены дополнения к жалобе, где заявитель указывает, что в связи с тем, что военная приемка осуществляется лишь в отношении военной продукции (Пункт 4 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации) требование о необходимости военной приемки является избыточным, и фактически неисполнимым.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение).

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Техническим заданием заказчиком установлены требования к характеристикам, качеству поставляемого товара:

Наименование товаров, работ. услуг

размер, марка, модель

Технические, функциональные характеристики, ГОСТ, ТУ (мин. и (или) макс. значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться)

ед.изм.

кол-во

1

Фильтр поглотитель

ФПУ-200

Согласно прилагаемого требования к закупаемой продукции

Шт.

12

2

Монтажные детали

К фильтру ФПУ-200 1/3

Согласно прилагаемого требования к закупаемой продукции

Компл.

4

В целях исключения риска поставки фильтров-поглотителей ненадлежащего качества и подтверждения их соответствия требованиям технических условий и безопасного использования, контроль качества и приемка фильтров-поглотителей должны быть осуществлены военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВП МО РФ).

Согласно пояснениям заказчика, требуемые характеристики фильтра-поглотителя ФПУ-200 соответствуют его потребностям. Необходимость заключения военного представительства МО РФ (далее ВП МО РФ) обусловлена Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992г. №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992г. №959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», в соответствии с которыми оборот фильтров-поглотителей (относятся к средствам, защищаемым от боевых отравляющих веществ), не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице ВП МО РФ.

Приемка ВП МО РФ является единственным независимым от производителя фактором подтверждения качества выпускаемой продукции, так как закупаемые изделия подлежат обязательной сертификации на территории Российской Федерации.

Объектом закупки являются фильтры-поглотители ФПУ-200, которые являются запасными частями для фильтровентиляционного оборудования защитного сооружения гражданской обороны заказчика. Данный факт отражен в описании предмета закупки.

Фильтровентиляционная система защитного сооружения представляет собой технический комплекс, включающий несколько наименований изделий, среди которых представлены ФПУ-200, при этом работающих и взаимодействующих между собой в едином технологическом цикле.

ФПУ-200 относятся к комплектующим изделиям (запасным частям) к фильтровентиляционному оборудованию систем вентиляции в соответствии с позицией, указанной в письме Министерства обороны Российской Федерации от 14 февраля 2020 года № 566/1099 (абзац 6 на странице 1).

В письме МЧС России от 23 января 2020 года № 11-6-201 также указано, что ФПУ-200 являются элементами системы воздухоснабжения для обеспечения режимов фильтровентиляции и относятся к составным частям защитных сооружений гражданской обороны.

Из технического описания и инструкции по эксплуатации ФПУ-200 (пункт 5.1 на странице 7) следует, что ФПУ-200 присоединяется к воздуховодной системе объекта (защитного сооружения) при помощи воздуховодов, патрубков, тройников, стаканов, муфт и хомутов. Из указанного очевидно следует, что ФПУ-200 не является самостоятельным функционально готовым изделием, а используется в качестве запасной части (комплектующей) фильтровентиляционной системы защитного сооружения, приобретая свои функциональные свойства только после соответствующего монтажа в указанную систему.

Из пункта 3.1.12 ГОСТ Р 22.3.10-2015 следует, что фильтр-поглотитель – это элемент устройства очистки воздуха. Согласно пункту 3.1.9 ГОСТ Р 22.3.10-2015, устройство очистки воздуха – это комплекс фильтровентиляционного оборудования, предназначенный для снабжения защитного сооружения (убежищ) очищенным воздухом. Согласно пункту 3.1.3 ГОСТ Р 22.3.14-2018 устройство очистки воздуха – это совокупность элементов, обеспечивающая очистку воздуха, подаваемого в защитные сооружения и убежища гражданской обороны. Из пункта 6.6.1 ГОСТ Р 22.3.14-2018 следует, что такую совокупность элементов образуют, в том числе, фильтры-поглотители (обозначены, как ФП, см. сокращения по пункту 3.2 ГОСТ Р 22.3.14-2018). Из вышесказанного очевидно следует, что ФПУ-200 являются запасными частями (комплектующими) фильтровентиляционного оборудования защитного сооружения и не могут быть отнесены к категории самостоятельного функционально готового оборудования.

Согласно приказу МЧС России от 05.12.2002г. №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗСГО), в п. 4.4.2 в перечне наименований фильтров-поглотителей, используемых в ЗСГО, указаны фильтры ФГ1-100, ФП-100у, ФПУ-200, ФПУ-300. Использование иных фильтров-поглотителей не предусмотрено, т.к. регламент технического осмотра и обслуживания разработан только для указанного оборудования.

Таким образом, при проведении данной закупки заказчик установил требования в соответствии со своими потребностями при приобретении конкретных запасных частей (фильтров-поглотителей ФПУ-200) для фильтровентиляционного оборудования защитного сооружения гражданской обороны, кроме того, в техническом задании заказчика не установлено требование о предоставлении товара, конкретного производителя.

Следовательно, документация заказчика не противоречит требованиям Закона о закупках, кроме того, заявителем также не представлено доказательств, подтверждающих невозможность поставки данных фильтров заявителем, а также ограничения прав участников закупки при подаче заявок на участие в закупке.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «РИО» (вх.13389/ж от 05.10.2021 г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗАВОД ИМЕНИ СЕРГО» при проведении закупки № 32110656810 на предмет:        0832-2021-00766. Поставка фильтров поглотителей в комплекте с монтажными деталями для нужд АО «ПОЗиС», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны