Решение №АЯ-04/3689 Решение по делу №016/07/3-514/2021 от 30 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/3689 от 30.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НИЖНЕКАМСКАЯ ТЭЦ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 26.03.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 26.03.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 26.03.2021 г.), в присутствии представителей заявителя Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.03.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.03.2021 г.), рассмотрев жалобу заявителя Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан" (вх. 3475/ж от 19.03.2021г.) на действия Заказчика - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НИЖНЕКАМСКАЯ ТЭЦ" при проведении закупки № 32109977633 на предмет: Поверка СИ и аттестация испытательного оборудования,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме №32109977633 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 10.02.2021 года.

Предмет: «Поверка СИ и аттестация испытательного оборудования».

Победитель закупки – ООО НМОП (ИНН:1658111791).

Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении рассматриваемой закупки допущены нарушения требований действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком неправомерно было принято решение о присвоении заявке заявителя по критерию «Квалификация и опыт участника» 5 баллов, а не 10 баллов за представленные в составе заявки 11 исполненных договоров.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках Общества с ограниченной ответственностью «Нижнекамская ТЭЦ», размещено 24.03.2021 г. (далее – Положение).

В соответствии с Протоколом  подведения итогов закупки №32109977633 запроса предложений в электронной форме  № 32109977633 на участие в закупке были поданы две заявки: ООО НМОП (ИНН: 1658111791), ФБУ ЦСМ Татарстан (ИНН 1660000697). В Приложении № 1 к протоколу  подведения итогов закупки отражен отчет об оценке заявок, согласно которому по критерию «Квалификация и опыт участника закупки» по показателю «Опыт работы согласно представленных данных о поверке средств измерений» ФБУ ЦСМ Татарстан было присвоено 5 баллов (представлено 10 договоров), ООО НМОП было присвоено 10 баллов (представлено 29 договоров).

В пункте 1.6.1 документации Заказчиком установлено, что для целей проведения настоящей закупки установлены следующие критерии оценки заявок на участие в закупке:

 

Критерий

Коэффициент значимости Kz

Показатели

Оценка показателя, балл

Xi

1.

Цена заявки

0,7

 

Начальная (максимальная) цена (без НДС) (Хmax) –                                2 350 000

Расчет оценки показан в п.1.6.1

 

2.

Квалификация и надежность участника закупки

0,3

 

 

2.1.

Опыт работы согласно представленных данных о поставке оборудования автоматизации (форма №4)

0,1

Количество исполненных договоров

от 1 до 5 - 1 балл

от 5 до 10 - 5 баллов

от 10 и более - 10 баллов

 

2.2.

Статус поставщика

0,1

Статус поставщика

•  Изготовитель (или его официальный представитель) – 10;

• другой участник – 0.

2.3

Применение участником электронного документооборота при обмене информацией и оформления исполнения договоров с использованием аналогов собственноручной подписи и печати организации – усиленной квалифицированной электронной подписи.

0,05

 

 

 

 

 

 

наличие - 10 баллов

отсутствие - 0 баллов

2.4

Применение универсального передаточного документа (УПД) (приложение №2 к договору)

0,05

 

применяется - 10 баллов

не применяется - 0 баллов

 

Вместе с тем, в форме №6 Заказчиком установлено следующее:

 «Наименование и адрес Участника закупки: _________________________________

 

№ п/п

Наименование и номер Договора

Стоимость Договора, тыс. руб.

Номенклатура и объем работ (по предмету тендера)

Сроки выполнения (год и месяц начала выполнения Договора - год и месяц фактического или планируемого окончания выполнения Договора, для незавершенных Договоров - процент выполнения)

Заказчик (наименование)

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО за полный 20__ год [указать год, например «2017»]

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО за завершившийся отчетный период текущего года

[указать, в зависимости от обстоятельств, например «I квартал 2017 года, «I-II кварталы 2017 года» и т.д.]

 

____________________________________

(подпись, М.П.)

____________________________________

(фамилия, имя, отчество подписавшего, должность)

 

Инструкции по заполнению:

В этой справке Участник закупки  указывает перечень и годовые объемы выполнения аналогичных договоров, сопоставимых по объемам, срокам выполнения и прочим требованиям закупки.

Следует указать не менее трех, но не более десяти аналогичных договоров. Участник закупки  может самостоятельно выбрать договоры, которые, по его мнению, наилучшим образом характеризует его опыт.

Участник закупки может включать и незавершенные договоры, обязательно отмечая данный факт».

В составе своей заявки заявителем была представлена справка о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров по форме № 6 следующего содержания:

 

 

 

Согласно пояснениям Заказчика, участник ФБУ «ЦСМ Татарстан» предоставил справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров за последние 6 (шесть) лет, где указано 11 договоров, один из которых не оценивался ввиду того, что он был исполнен в 2015 году (договор №294-2110/15/14-2209/15). Участник ООО «НМОП» предоставил справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров за последние 5 лет, где указано 29 аналогичных договоров.

Таким образом, по мнению Заказчика, за количество договоров равное 10, предложение заявителя подпадает в диапазон значений от 5 до 10 договоров, в связи с чем, ему было присвоено 5 баллов.

Согласно пояснениям Заказчика, закупочная Комиссия руководствовалась тем, что предлог «до» описывает четкую границу, после которой начинается уже другой диапазон.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что согласно инструкции по заполнению формы № 6 участнику следовало указать не менее трех, но не более десяти аналогичных договоров.

Заявитель в ходе рассмотрения жалобы сослался на то, что при формировании заявки на участие в закупке он, в том числе, руководствовался инструкцией по заполнению формы № 6.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что в инструкции по заполнению формы № 6 была допущена техническая ошибка (в части указания «не более десяти аналогичных договоров»).

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что техническая ошибка ввела участника закупки в заблуждение. Кроме того, установление такой двусмысленной градации баллов, присуждаемых за указание по форме 6 количества исполненных договоров также вводит участников закупки в заблуждение.

Так, согласно установленной градации неясно какое количество баллов будет присвоено заявке участника при указании им 10 исполненных договоров (входит ли количество договоров 10 в диапазон «от 5 до 10» или «от 10 и более»). Установление такой градации допускает возможность неограниченного субъективного усмотрения в процессе оценки заявок участников закупки

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае, двусмысленно установленная градация по присуждению баллов по критерию «Опыт работы согласно представленных данных о поставке оборудования автоматизации»,  а также инструкция по заполнению формы № 6, которая указывала на то, что участник закупки не может указывать более 10 договоров ввела участника закупки в заблуждение. Установление такого рода диапазона при оценке по рассматриваемому критерию приводит к двусмысленному толкованию, данный вывод также может быть подтвержден Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17.05.2016 N АПЛ16-142, в котором было указано, что диапазоны значений "от 1 до 1,3 (включительно)"; "от 1,3 до 1,8 (включительно)" цифровое обозначение окончания диапазона третьей строки совпадает с начальной точкой отсчета расстояния из четвертой строки, что ведет к неоднозначному пониманию, к какому диапазону следует относить в данном случае расстояние 1,3 метра.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 3 Закона о закупках установлена субъективная градация по присуждаемым баллам за критерий «Опыт работы согласно представленных данных о поставке оборудования автоматизации», в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что присвоение 5 баллов за 10 представленных договоров было субъективным мнением членов закупочной Комиссии.

В ходе заседания Комиссии заявитель также указал на то, что Заказчиком в нарушение требований статьи 4 Закона о закупках, протокол  подведения итогов закупки №32109977633 запроса предложений в электронной форме был опубликован лишь 09.03.2021 года.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с пунктом 2.20 Положения о закупках ООО «Нижнекамская ТЭЦ» Рассмотрение заявок осуществляется в следующем порядке:

-  проведение отборочной стадии;

-  проведение оценочной стадии.

Отборочная и оценочная стадия должны быть завершены в течение 10 дней после подписания протокола вскрытия заявок  или иного срока, указанного в извещении и закупочной документации. 

В соответствии с извещением о проведении закупки датой подведения итогов является 26.02.2021 г.

В протоколе  подведения итогов закупки №32109977633 запроса предложений в электронной форме указана следующая дата и время подведения итогов:  

«26»  февраля   2020г. в 12:00 ч.

Вместе с тем, Татарстанское УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках Заказчик обязан был опубликовать протокол  подведения итогов в течение 3 дней со дня подписания такого протокола, учитывая, что согласно извещению о проведении датой подведения итогов является 26 февраля 2021 года, а также учитывая, что в протоколе была указана дата подведения итогов – 26 февраля 2020 года (Заказчиком указан неверный год в дате подведения итогов), Комиссия приходит к выводу, что Заказчик обязан был разместить итоговый протокол до 01 марта 2021 года (включительно).

Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчиком нарушены требования части 12 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела был заключен договор №2021/102/1716 от 22.03.2021 г. предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства не выдавать.

Заявитель вправе подать заявление в суд об оспаривании договора, заключенного по результатам рассматриваемой закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан" (вх. 3475/ж от 19.03.2021г.) на действия Заказчика - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НИЖНЕКАМСКАЯ ТЭЦ" при проведении закупки № 32109977633 на предмет: Поверка СИ и аттестация испытательного оборудования обоснованной.

Признать заказчика ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НИЖНЕКАМСКАЯ ТЭЦ" нарушившим требования части 1 статьи 3, части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства при проведении закупки № 32109977633 на предмет: Поверка СИ и аттестация испытательного оборудования не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны