Определение №АЯ-06/14689 Определение о назначении дела №016/01/16-1909/2020 о нарушен... от 3 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/14689 от 03.11.2020

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> -  заместитель руководителя,

УСТАНОВИЛ:

Основанием для возбуждения дела №016/01/16-1909/2020 о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом, в ходе проведения плановой выездной и документарной проверки в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, признаков нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении муниципального имущества.

На основании приказа Татарстанского УФАС России №01/226-пр от 07.08.2020 года была повыведена плановая выездная и документарная проверка Палаты имущественных и земельных отношений Спасского муниципального района Республики Татарстан.

В ходе проведения проверки, анализа имеющейся информации и документов Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

30 декабря 2019 года между МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», образовательными учреждения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан и ООО «СКУЛАВТО» (ИНН 1621005155) были заключены следующие договоры (трехсторонние) аренды муниципального имущества (автобусы):

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №5 (МБОУ «Федоровская СОШ имени Е.Г. Тутаева»»);

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №4 (МБОУ «Старотябердинская СОШ имени М.К. Кузьмина»);

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №3 (МБОУ «Большерусаковская СОШ»);

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №1 (МБОУ «Большекайбицкая СОШ»);

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №2 (МБОУ «Больше-Подберезинская СОШ»);

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №6 (МБОУ «Чутеевская СОШ»);

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №7 (МБОУ «Берлибашская ООШ»);

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №8 (МБОУ «Хозесановская СОШ»);

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №10 (МБОУ «Маломеминская ООШ»);

- договор (трехсторонний) аренды муниципального имущества (автобуса) от 30.12.2019 №9 (МБОУ «Молькеевская ООШ»).

Автобусы, которые были переданы ООО «СКУЛАВТО», предназначены для осуществления перевозки учащихся образовательных учреждений по договору фрахтования.

Срок договоров аренды муниципального имущества (автобусы) составляет с 01 января 2020 года по 30 ноября 2020 года.

Согласно условиям указанных договоров арендная плата устанавливается в виде платежа возмещающего затраты Балансодержателя на Автобусы с их стороны и вносится единовременно. То есть арендная плата исчисляется исходя из расходов Балансодержателя, на содержание автобусов и уплачивается Арендатором единовременно.

- по договору аренды №1 (МБОУ «Большекайбицкая СОШ») - 32 225 рублей;

- по договору аренды №2 (МБОУ «Больше-Подберезинская СОШ») – 13 125 рублей;

- по договору аренды №3 (МБОУ «Большерусаковская СОШ») – 5 350 рублей;

- по договору аренды №4 (МБОУ «Старотябердинская СОШ имени М.К. Кузьмина») – 6 575 рублей;

- по договору аренды №5 (МБОУ «Федоровская СОШ имени Е.Г. Тутаева»») – 13 375 рублей;

- по договору аренды №6 (МБОУ «Чутеевская СОШ») – 6 800 рублей;

- по договору аренды №7 (МБОУ «Берлибашская ООШ») – 5 350 рублей;

- по договору аренды №8 (МБОУ «Хозесановская СОШ») – 6 800 рублей;

- по договору аренды №9 (МБОУ «Молькеевская ООШ») – 5 500 рублей;

- по договору аренды №10 (МБОУ «Маломеминская ООШ») – 5 500 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что гражданско-правовой договор может быть заключен путем проведения торгов.

Согласно п. 2 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации организатором торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) могут проводиться в форме аукциона, конкурса или иной ферме, предусмотренной действующим законодательством.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

По результатам аукциона, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора (п. 6 ст. 448 ГК РФ).

Особенности заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества определены в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Указанные требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров. 

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» государственное или муниципальное имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, может быть реализовано только по результатам проведения конкурсов или аукционов.

В части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен ряд исключений, когда государственное или муниципальное имущество может быть предоставлено без проведения торгов.

Так согласно п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции» государственное или муниципальное имущество может быть предоставлено без проведения торгов лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора.

При этом документов подтверждающих, что договоры фрахтования были заключены на основании муниципального контракта, Палатой предоставлены не были.  

Таким образом, Палатой без проведения торгов было реализовано муниципальное имущество, что недопустимо в соответствии с действующим законодательством.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции. 

Таким образом, в действиях Палаты имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан и ООО «СКУЛАВТО» (ИНН 1621005155) имеются признаки нарушения, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 21.10.2020 №02/295-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1621002997) и ООО «СКУЛАВТО» (ИНН 1621005155) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

Назначить дело №016/01/16-1909/2020 к рассмотрению на 1 декабря 2020 года в 10 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1621002997);

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика ООО «СКУЛАВТО» (422330, Республика Татарстан, Кайбицкий район, село Большие Кайбицы, улица Солнечный Бульвар, дом 7, корпус В, офис 1, ОГРН: 1181690011975, Дата присвоения ОГРН: 12.02.2018, ИНН: 1621005155, КПП: 162101001);

Привлечь в качества лица обладающего сведениями Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан (422330, Республика Татарстан, Кайбицкий район, село Большие Кайбицы, улица Солнечный Бульвар, 7, ОГРН: 1061673000762, Дата присвоения ОГРН: 13.01.2006, ИН: 1621002965, КПП: 162101001);

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» в срок до 20 ноября 2020 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

 письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

 копии договоров аренды муниципального имущества (автобусы), которые были заключены между МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» и ООО «СКУЛАВТО» для осуществления перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2018 года по день получения настоящего определения;

 информацию об аукционах на право заключения договора аренды муниципального имущества (автобусы) для осуществления перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, с приложением документов (копию извещения о проведении аукциона, копии заявок на участие в аукционе, протокол рассмотрения заявок, протокол подведения итогов аукциона) за период с 01.01.2018 года по день получения настоящего определения. В случае если аукцион не проводился необходимо предоставить письменные пояснения с правовым обоснованием по факту заключения договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов;

 всю входящую и исходящую корреспонденцию с хозяйствующими субъектами по вопросу предоставления муниципального имущества (автобусы) для осуществления перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2018 года по день получения настоящего определения;

 копии нормативных правовых актом органов местного самоуправления Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, на основании которых имущество (автобусы для осуществления перевозки учащихся образовательных учреждений) было закреплено за муниципальным образованием;

 копии документов подтверждающих факт передачи образовательным учреждениям Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан муниципального имущества (автобусы) для осуществления перевозки учащихся;

копии документов подтверждающих факт оплаты по договорам аренды муниципального имущества (автобусы), которые были заключены с хозяйствующими субъектами для осуществления перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2018 года по день получения настоящего определения;                   

иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

 В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «СКУЛАВТО» (ИНН 1621005155) в срок до 20 ноября 2020 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

 реестр всех договоров (контрактов) на оказание услуг по перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2018 года по день получения настоящего определения по следующей форме:

Дата договора

Наименование учреждения, с которым заключен договор

Предмет договора

Цена договора, контракта

Основание для заключения договора

 

 финансовую отчетность ООО «СКУЛАВТО» (ИНН 1621005155) за 2018, за 2019, за 2020 г.;

 штатное расписание ООО «СКУЛАВТО» (ИНН 1621005155);

 учредительные документы ООО «СКУЛАВТО» (ИНН 1621005155), в том числе устав ООО «СКУЛАВТО» в редакции, действующей на настоящий момент, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего определения;

 всю входящую и исходящую корреспонденцию c образовательными учреждениями Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан по вопросу заключения договоров (контрактов) на оказание услуг по перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2018 года по день получения настоящего определения;

 копии заявок на участие в закупках по заключению договора (контракта) на оказание услуг по перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2018 года по день получения настоящего определения;     

 копии договоров по оказанию услуг по перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2018 года по день получения настоящего определения;

 копии документов подтверждающих факт оплаты по договорам (контрактам) на оказание услуг по перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2018 года по день получения настоящего определения;

 иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительному комитету Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан в срок до 20 ноября 2020 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

информацию о закупках услуг по перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2017 года по день получения настоящего определения, с приложение комплекта документов (извещения, заявки, протоколы). В случае если закупки на оказание услуг по перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан не проводились, необходимо предоставить письменные пояснения с правовым обоснованием;

копии договоров (контрактов) на оказание услуг по перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2017 года по день получения настоящего определения;

копии документов подтверждающих факт оплаты по договорам (контрактам) перевозки учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2017 года по день получения настоящего определения;

информацию в форме реестра о хозяйствующих субъектах, которые оказывали услуги по перевозке учащихся образовательных учреждений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2017 года по день получения настоящего определения (наименование организации, ИНН, адрес, контактные данные); 

иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

При формировании ответа на определение о назначении дела №016/01/16-1909/2020 просим отвечать согласно перечню запрашиваемой информации.

В случае если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка представителей (с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела №016/01/16-1909/2020 в Татарстанском УФАС России) обязательна.

Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны