Решение №АЯ-04/10819 Решение по делу №016/10/18.1-1370/2022 от 30 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/10819 от 30.08.2022 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя организатора торгов МБУ «Дирекция парков и скверов г. Казани» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 20.06.2022 г. №20.06/22), в присутствии заявителя <…> – [физическое лицо] (лично), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №10528/ж от 16.08.2022 г.) на действия организатора торгов Муниципального бюджетного учреждения «Дирекция парков и скверов г. Казани» при проведении торгов по реализации права на размещение сезонного спортивно-развлекательного объекта (сап-борды) в имеющихся объектах на территории набережной озера Кабан (40 кв.м) и лесопарка озера Лебяжье г. Казани (до 50 кв. м), реестровый номер СР-ПС-5, СР-ПС-8 (на 18 месяцев) №SALERRA00000791,

УСТАНОВИЛА:

Извещение №SALERRA00000791 о проведении аукциона по реализации права на размещение сезонного спортивно-развлекательного объекта (сап-борды) в имеющихся объектах на территории набережной озера Кабан (40 кв.м) и лесопарка озера Лебяжье г. Казани (до 50 кв.м), реестровый номер СР-ПС-5, СР-ПС-8. (на 18 месяцев) размещено на официальном сайте http://sale.zakazrf.ru/ 03.06.2022г.

Начальная цена лота (договора) – 41 178, 00 рублей

Дата и время окончания подачи заявок на участие 04.07.2022 13:00:00 (+03:00)

Дата рассмотрения заявок на участие 05.07.2022

Дата и время начала торгов 06.07.2022 10:00:00 (+03:00)

Организатор торгов – МБУ «Дирекция парков и скверов г. Казани»

Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены неправомерно.

Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил письменные и устные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

Жалобы заявителей подлежат рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рассматриваемый аукцион проводился в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 03.05.2017 №1608 «О создании Муниципального бюджетного учреждения «Дирекция парков и скверов города Казани», уставом МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани», иными нормативными правовыми актами.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов и позиции организатора торгов, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.

Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно доводам заявителя, проведение аукциона организатором торгов является неправомерным, так как в соответствии с протестом Прокуратуры города Казани был отменен аналогичный аукцион в 2021 году.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что 05.08.2021г. Прокуратурой города Казани на постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28.06.2021 №1580 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 21.08.2013 N 7575 «Об утверждении Положения о порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани», был вынесен протест (исх.№2.8.2-2021), в котором прокуратура требовала привести в соответствие с требованиями действующего законодательства постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21.08.2013 №7575 «Об утверждении Положения о порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани», в редакции Постановления от 28.06.2021 №1580 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Прокат электросамокатов к торговой деятельности не относится, соответственно, размещение пунктов данного проката не может осуществляться в рамках размещения нестационарного торгового объекта.

В силу части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Виды объектов, размещения которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300, в который включены и пункты проката спортивного инвентаря.

Предоставленное субъекту Российской Федерации право определения порядка и условий размещения утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 объектов реализовано Кабинетом Министров Республики Татарстан в постановлении от 05.06.2015 №416 «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута».

Таким образом, согласно протесту Прокуратуры, аренда земельного участка для размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату, продаже спортивного инвентаря и снаряжения не может осуществляться в рамках положений части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение протеста Прокуратуры города Казани от 05.08.2021 №2.8.2-2021 из схемы размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов, переданных МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками исключены нестационарные торговые объекты, по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения, прокат сапбордов на территории вблизи озера Лебяжье» (реестровый номер СИС-К-1).

Соответствующие изменения внесены постановлением Исполнительного комитета города Казани от 22.09.2021 № 2402 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани от 06.04.2015 №1724 «Об утверждении схем размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани».

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с протестом прокуратуры от 05.08.2021 года из схем размещения были исключены пункты прокатов в связи с тем, что размещение пункта прокатов спортивного инвентаря не может осуществляться в рамках положений ч.1 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с аукционной документацией и извещением о торгам №SALERRA00000791 предметом аукциона является - право на размещение сезонного спортивно-развлекательного объекта (сап-борды) в имеющихся объектах на территории набережной озера Кабан (40 кв.м) и лесопарка озера Лебяжье г.Казани (до 50 кв.м), реестровый номер СР-ПС-5, СР-ПС-8, а не право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов).

В соответствии с постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 03.11.2021 N 2872 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках парков и скверов г. Казани, предоставленных МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» в постоянное (бессрочное) пользование» (вместе с «Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках парков и скверов г. Казани, предоставленных МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» в постоянное (бессрочное) пользование», «Положением об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках парков и скверов г. Казани, предоставленных МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» в постоянное (бессрочное) пользование», «Методикой определения начальной (минимальной) стоимости права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках парков и скверов г. Казани, предоставленных МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» в постоянное (бессрочное) пользование», «Положением о постоянно действующей комиссии по организации и проведению электронных аукционов по продаже прав на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках парков и скверов г. Казани, предоставленных МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» в постоянное (бессрочное) пользование») спортивно-развлекательным объектом - признается площадка, оборудованная спортивными тренажерами или спортивным инвентарем, которая предоставляется в пользование гражданам за плату.

Пунктом проката является объект, предназначенный для организации аренды имущества на краткосрочный период.

Таким образом, вышеуказанные понятия, различаются, такие услуги регулируются разными правовыми нормами.

В частности, услуги проката регламентируются статьями 626-631 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 626 ГК РФ по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

Таким образом, учитывая вышеизложенное Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что по услугам проката заключается договор проката, по которому арендодатель (владелец движимого имущества-веломобилей, автомобилей) предоставляет арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. То есть по своей сути – это аренда движимого имущества.

Сравнивая условия в заключенных договорах оказания услуг и проката, существуют различия по использованию переданного имущества.

В рассматриваемом случае проводятся торги по реализации права на размещение сезонного спортивно-развлекательного объекта, тогда как протест Прокуратуры относится к торгам по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №10528/ж от 16.08.2022г.) на действия организатора торгов Муниципального бюджетного учреждения «Дирекция парков и скверов г.Казани» при проведении торгов по реализации права на размещение сезонного спортивно-развлекательного объекта (сап-борды) в имеющихся объектах на территории набережной озера Кабан (40 кв.м) и лесопарка озера Лебяжье г.Казани (до 50 кв.м), реестровый номер СР-ПС-5, СР-ПС-8 (на 18 месяцев) №SALERRA00000791 необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны