Решение №04-04/4406 Решение по делу №016/07/3-585/2023 от 2 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04-04/4406 от 02.05.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

в присутствии представителей заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЕЛАБУЖСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ" – <…> – [должностное лицо], в присутствии представителя заявителя ООО ИЦ «ЭНЕРГОПРОГРЕСС» – <…> – [должностное лицо], рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «СК КАМА» (вх. № 4044/ж от 19.04.2023г., вх. № 4065 от 20.04.2023г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЕЛАБУЖСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ" при проведении закупки № 32312254143 на предмет: Работы по восстановлению благоустройства в местах раскопок,

У С Т А Н О В И Л А:

 

Извещение о проведении закупки №32312254143 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 04.04.2023 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЕЛАБУЖСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ".

Начальная (максимальная) цена договора: 2 700 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров (работ, услуг) для нужд ОАО "Елабужское ПТС" (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно положениям части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Исходя из положений части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках В случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Согласно части 19.4 статьи 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме установление критериев и порядка оценки, указанных в части 19.2 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии с положениями итогового протокола №32312254143-01 от 14.04.2023 года, заказчиком были подведены итоги закупки.

 

Порядковый номер

Идентификационный номер

Дата и время регистрации заявки

Ценовое предложение участников

Цена вкл. НДС

Решение

Причина отклонения

1

409753

07.04.2023 15:30:48 (+03:00)

2 700 000

Да

Соответствует требованиям

 

2

410780

13.04.2023 08:45:03 (+03:00)

2 599 000

Да

Не соответствует требованиям

Несоответствие Участника закупки п.11.3 Технического задания. Отсутствуют подтверждающие документы.

11.3. Участник должен иметь в наличии (либо декларировать привлечение) минимально необходимое для исполнения договора количество машин и механизмов (далее - МТР) (на праве собственности, аренды или ином законном праве владения), в объёме не менее указанного:

- Каток асфальтный – не менее 1 ед.

Соответствие требованию подтверждается путем предоставления Участником закупки в своей заявке сведений копий документов, подтверждающих право собственности на указанные МТР, либо копий договоров аренды.

В предоставленных паспортах на требуемую технику в качестве владельца указаны иные организации (ООО «Авто-Сити», ООО «Белос», ОАО «Бугульминская ПМК «Мелиорация»). Копий договоров аренды на данную технику не предоставлено.

 

 

В соответствии с доводами жалобы заявителя, заказчиком заявка на участие в закупке (идентификационный номер 410780) была отклонена неправомерно, ввиду того, что в составе заявки, документы, подтверждающие наличие специальной техники, в том числе и катка асфальтного, необходимого для выполнения работ, были представлены. Кроме того, согласно положениям документации заказчика, требование о наличии специальной техники, фактически, являлось критерием оценки, установление которых, при проведении закупки в форме запроса котировок не допускается.

Представитель заказчика в ходе заседания Комиссии, согласился с доводами жалобы, пояснив, что закупочной документацией действительно были установлены критерии оценки заявок. Заказчиком, способ проведения закупки в форме запроса котировок, был выбран ошибочно, необходимо было проводить конкурс. Вместе с тем, при оценке заявок, в составе заявки заявителя документов, подтверждающих наличие техники в собственности или на ином законном праве не представлено.

Кроме того, в ходе заседания Комиссии, представитель заявителя пояснил, что фактически владельцем техники является руководитель Общества, при этом само общество, является профессиональным участником рынка и аналогичные работы выполняло.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив представленные пояснения сторон, положения документации приходит к следующему выводу.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

С целью обеспечения конкуренции на торгах в Законе о закупках регламентирован порядок проведения торгов, в частности установлены требования к информационному обеспечению закупки, среди которых определены требования к содержанию и составу документации о закупке.

Требования к документации о закупке, установленные в Законе о закупках являются императивными и обязательными к исполнению.

В соответствии с положениями документации, заказчиком, помимо прочего, были установлены следующие требования к составу заявки участников закупки:

-           Требования к персоналу. Исполнитель обязан выполнять работы аттестованным персоналом с подтверждением его квалификации, копий удостоверений, свидетельств об обучении по профилю производства работ.

-           Наличие производственных площадей, оборудования и механизмов, соответствующие требованиям нормативной документации, для выполнения объемов работ по предмету договора.

Комиссия отмечает, что вышеуказанные требования являются оценочными критериями, в связи с чем, в силу положений части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках не могут быть применены к закупочной процедуре в форме запроса котировок.

На основании изложенного, Комиссия решила признать жалобу заявителя обоснованной.

Признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках.

Выдать заказчику обязательное к исполнению предписание.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу заявителя ООО «СК КАМА» (вх. № 4044/ж от 19.04.2023г., вх. № 4065 от 20.04.2023г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЕЛАБУЖСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ" при проведении закупки № 32312254143 на предмет: Работы по восстановлению благоустройства в местах раскопок, обоснованной.

2.         Признать заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЕЛАБУЖСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 19.2 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.         Выдать заказчику АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЕЛАБУЖСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны