Решение №ВЧ-08/7394 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/28-366/2022 о нарушении законодатель... от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/7394 от 08.06.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

рассмотрев материалы дела в отношении [физического лица 1] и [физического лица 2] по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, частей 1, 3, 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили обращения ООО «Лифтборд-Челны» (ИНН 1650218214, ОГРН 1111650000549, юридический адрес: 423838, РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 48, пом. 1003) (вх № 98 от 11.01.2022 г., вх. №726 от 21.01.2022) по факту размещения рекламных листовок в лифтовых кабинах многоквартирных жилых домов в г. Набережные Челны с текстом: «Займ под ПТС автомобилей, спец-техники, недвижимости… <…>……Выкуп авто и недвижимости», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

На рекламном материале размещены номера телефонов: <…> и <…>.

С целью установления владельцев данных абонентских номеров Управлением были направлены запросы операторам сотовой связи.

В соответствии с ответом ПАО «Вымпелком», номер, указанный в рекламе <…> зарегистрирован на [физическое лицо 2].

Согласно ответу ПАО «МегаФон», номер, указанный в рекламе <…> зарегистрирован на [физическое лицо 1].

В ходе заседания Комиссии [физическое лицо 2] пояснила, что в г. Набережные Челны была приобретена сим-карта с номером <…> у оператора сотовой связи ПАО «МТС». В период времени с 2014 по 2015 год, точной даты она не помнит, мобильный телефон с указанным номером был утерян. В настоящий момент, где и каким образом используется номер <…> [физическому лицу 2] не известно. [физическое лицо 2] поясняет, что к рассматриваемой рекламе и к деятельности по предоставлению займов отношения не имеет.

Вместе с тем, исходя из ответа ПАО «МТС» следует, что 23.04.2022 г. от абонента [физического лица 2] поступило Заявление о расторжении Договора об оказании услуг подвижной связи МТС номер <…>. Заключительная блокировка установлена на номер 24.04.2022.

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.   

Объектом рекламирования вышеуказанной рекламной информации являются – услуги займа под залог ПТС, спец-техники, недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара

В соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства (далее ПТС) является документом, который, в свою очередь, предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах, следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

В силу части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с Письмом ФАС России от 21.03.2016 №АК/17292/16 «О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности» согласно статье 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В части 13 статьи 28 Закона о рекламе содержится запрет рекламы услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Кроме того, в силу части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Соответственно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 3 статьей 5, статьей 28, Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

На заседание Комиссии представитель [физического лица 1]  не явился, письменных пояснений о причине неявки не представил, извещен надлежащим образом.

Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ МВД России по Республике Татарстан – [физическое лицо 1].

В целях извещения [физического лица 1] была направлена телеграмма.

Телеграмма вернулась в адрес Татарстанского УФАС России с отметкой:  «ТЕЛЕГРАММА ПОДАННАЯ ВАМИ ПО КВИТАЦНИИ  НОМЕР 200/95014 20/5  [физическому лицу 2] НЕ ДОСТАВЛЕНА АДРЕСАТ ПО УКАЗАННОМУ АДРЕСУ НЕ ПРОЖИВАЕТ» что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», считается надлежащим извещением лица. Сообщения, доставленные по адресу регистрации, считаются полученными лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

[физическое лицо 1] в рамках производства по настоящему делу не представил информацию и документы, запрошенную Комиссией Татарстанского УФАС России,  не обеспечил явку представителя на заседание Комиссии с целью представления позиции и пояснений, что подтверждает безучастность [физического лица 1] в установлении всех обстоятельств по настоящему делу, а также препятствует своевременному, объективному и всестороннему рассмотрению указанного дела.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе материалы предоставленные в адрес Управления, приходит к выводу о нарушении [физического лица 1] требований пункта 2 части 3 статьи 5, частей 1, 3, 13, 14 статьи 28 Закона «О рекламе».

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России, по результатам рассмотрения материалов и представленных пояснений, приходит к выводу об отсутствии в действиях [физического лица 2] нарушений Закона «О рекламе», в связи с чем прекращает производство по делу в отношении [физического лица 2]

Вместе с тем, согласно ответу ООО «Лифтборд-Челны» факт незаконной расклейки в лифтовых кабинах многоквартирных жилых домов в г. Набережные Челны, на рекламных конструкциях, принадлежащих ООО «Лифтборд-Челны», устранен.

На основании вышеуказанного [физическому лицу 1] предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную [физическим лицом 1] посредством размещения рекламных листовок в лифтовых кабинах многоквартирных жилых домов в г. Набережные Челны, на рекламных конструкциях, принадлежащих ООО «Лифтборд-Челны», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, частей 1, 3, 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем признать [физическое лицо 1].

[физическому лицу 1] предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 08 июня 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны