Решение №08-04/17893 Решение по делу №016/07/3-2046/2019 от 2 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №08-04/17893 от 02.12.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей:

Заказчика – ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД" – <…> (доверенность от 29.12.2018г.), Большовой Н.Р. (доверенность от 29.12.2018 г.), <…>– без доверенности, в качестве слушателя,

- Заявителя – <…> – лично (паспорт),

рассмотрев жалобы <…> (вх.18963/ж от 22.11.2019г.), (вх.19004/ж от 22.11.2019г.) на действия заказчика ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД" при проведении закупок № 31908499409 на предмет: «1616-2019-02450 Поставка системы контроля и управления тех процессом формования лонжерона лопасти», № 31908498857 на предмет: «1616-2019-02202 Поставка системы измерения и управления давлением и нагревом установки ЯЖБИ 296365.001 для формования нагревательной накладки на базе программируемого контроллера»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 31908499409 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 10.11.2019 года.

Начальная (максимальная) цена контракта – 12 569 655,12 рублей.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 31908498857 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 08.11.2019 года.

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 348 503,20 рублей.

Заказчик – ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД".

Суть жалоб, по мнению заявителя, закупки проводятся с нарушениями норм действующего законодательства.

На заседание Комиссии Заказчиком были представлены письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном установлении Заказчиком в Приложении № 2 к техническому заданию конкретного производителя предмета закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке)

Частью 6 статьи З Закона о закупках устанавливается, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о закупке в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:

- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с положениями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Подпунктом 1 пункта 10.3.5 ЕПоЗ ГК «Ростех» устанавливается, что в случае, если при проведении закупки заказчиками I группы в описании предмета закупки используется указание на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент» за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемых заказчиком.

Пунктом 1 технического задания лота установлено: «производитель: ООО «НПО «АСПК» г. Казань. Эквивалент не допустим, согласно п. 10.3.5.1 Положения о закупке в случае: «...несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком».

1 июля 2011 года между ПУБЛИЧНЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД" и ООО «НПО«АСПК» был заключен договор №1026НТ на изготовление, монтаж и пусконаладочные испытания электрооборудования системы нагрева и управления опытной секции установки 71720.00267.00.00.000СБ для формования лонжерона лопасти вертолета Ми-38, которая рассчитана на изготовление 24 комплектов лопастей в год. Для повышения качества изделия и технологичности производства, а также оптимизации технологического цикла был внедрен нагрев с системой управления ЛИУС, а также проведены необходимые испытания, подтвердившие положительные качества внедренного процесса.

На основании утвержденного плана производства по изготовлению лопастей несущего винта вертолетов Ми-38/Ми-171А2 в ПАО «Казанский вертолетный завод» на 2019-2020 год (приказ № 108-УК от 07.06.19г) были внесены изменения в план производства 2020г, в сторону увеличения - с 24 до 42 комплектов. В связи с этим возникла необходимость в дополнительной установке (дублере) системы для формования нагревательной накладки на базе программируемого контроллера.

Согласно пояснениям представителей Заказчика, данная система изготовлена из серийных компонентов, но является уникальным видом оборудования. Уникальность определяется сочетанием специального программного обеспечения, обеспечивающее адаптивное управление процессами формования при изменении внешних параметров и определяющим архитектуру всего комплекса. Требуемые параметры определены в техническом задании, однако пути и способы их достижения являются задачей поставщика. Технологический процесс изготовления на дублере установки должен быть абсолютно идентичен. Какие-либо отклонения в параметрах нагрева и контроля недопустимы, в связи с чем необходима идентичность установок по конструктивному исполнению и в части системы управления нагрева, которые должны быть выполнены в соответствии с конструкторской документацией разработчика-изготовителя первого комплекта оборудования. Данная конструкторская документация является собственностью разработчика-изготовителя и не может быть передана третьим лицам. Программное обеспечение на данных установках в процессе отработки и внедрения прошло многочисленные итерации по доведению характеристик функционирования системы для выпуска качественной продукции.

Аналогичное обоснование указания конкретного производителя находит свое отражение по закупке 31908498857.

По результатам анализа закупочной документации установлено, что указание Заказчиком в документации о закупке конкретного производителя соответствует положениям части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобы <…> (вх.18963/ж от 22.11.2019г.), (вх.19004/ж от 22.11.2019г.) на действия заказчика ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД" при проведении закупок № 31908499409 на предмет: «1616-2019-02450 Поставка системы контроля и управления тех процессом формования лонжерона лопасти», № 31908498857 на предмет: «1616-2019-02202 Поставка системы измерения и управления давлением и нагревом установки ЯЖБИ 296365.001 для формования нагревательной накладки на базе программируемого контроллера» необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны