Решение №ВЧ-08/8911 РЕШЕНИЕ по делу № 016/05/7-663/2023 от 25 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/8911 от 25.08.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/7-663/2023 по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Спарта» (ИНН 7722719975) и ООО «ИТ-Сервис» (ИНН: 7813615998) и ООО «Нева онлайн» (ИНН: 7813213992) по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан установлен факт распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом «Помощь студентам от 500 руб.! Найдем эксперта за минуту. Сервис от преподавателей ВУЗов! Уже 15 лет онлайн 24/7.Рассчитайте цену!»

Фотоизображение представлено ниже.

<…>

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная в поисковой системе «Яндекс» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, предоставляемого соответствующими рекламодателями.

Необходимо отметить, что реклама, размещенная в поисковой системе «Яндекс», представляет собой информацию, функцией которой является перевод пользователя на сайт лица, разместившего рекламу. При клике на рассматриваемое рекламное объявление открывается сайт: https://studentu-help.ru/zakaz_kw7/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=74862781&utm_content=12217713560&utm_term=---autotargeting&yclid=1524280975163970564&_subid=18jro26jmnp&_token=uuid_18jro26jmnp_18jro26jmnp6422930ef34c73.60176656

Данный сайт предоставляет информацию о заказе дипломных, курсовых и иных работ.

Фотоизображения содержания сайта представлены ниже:

<…>

На сайте указано, что фирма A24-pro - онлайн-сервис по написанию студенческих работ.

Согласно информации, размещенной на сайте https://studentu-help.ru/zakaz_kw7/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=74862781&utm_content=12217713560&utm_term=---autotargeting&yclid=1524280975163970564&_subid=18jro26jmnp&_token=uuid_18jro26jmnp_18jro26jmnp6422930ef34c73.60176656#order-form, фирма A24-pro оказывает следующие виды услуг:

Курсовая работа;

Контрольная работа;

Решение задач;

Реферат;

Дипломная работа;

Презентации;

Отчет по практике;

Эссе;

Чертеж;

Сочинения

Перевод;

Ответы на вопросы;

Магистерская диссертация;

Кандидатская диссертация и др.

Информация, указанная на рассматриваемом сайте, содержит сведения об услугах по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

Вместе с тем, информации о лице, предоставляющей вышеуказанные услуги, на сайте и на рекламном объявлении не указано.

В целях установления лица, в интересах которого распространялась рассматриваемая реклама, Управлением был направлен запрос в ООО «Яндекс».

Согласно поступившему ответу от ООО «Яндекс» (вх. № 4653 от 10.05.2023г.), реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг между ООО «Яндекс» и ООО «Спарта» (ИНН: 7722719975).

23 мая 2023 года в адрес Управления поступили пояснения ООО «Спарта» (вх.№5147), согласно которым ООО «Спарта» занимается исключительно деятельностью рекламных агенств, а именно- осуществляет размещение рекламно-информационных материалов (далее- РИМ) заказчиков и/или клиентов заказчиков сети Интернет. ООО «Спарта» не оказывало и не оказывает услуги по написанию работ и подготовке выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для продолжения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации. ООО «Спарта» не занимается самостоятельным изготовлением РИМ, а принимает в работу и распространение готовые РИМ заказчиков.

Между ООО «Спарта» и ООО «ИТ-Сервис» (ИНН: 7813615998) заключен Договор №СП/1-08546 от 25.05.2022г. на оказание услуг по размещению рекламы, согласно п. 3.3.1 и п. 5.4 вышеуказанного Договора, ООО «ИТ-Сервис» самостоятельно ведет свои рекламные кампании или кампании своих клиентов в личном кабинете, а также в рамках Договора несет ответственность в качестве рекламодателя.

07 июля 2023 года в адрес Управления поступили пояснения ООО «ИТ Сервис» (вх. №6951). Согласно данным пояснениям, рассматриваемый рекламный материал не содержит указания на то, что объектом рекламирования являются услуги по написанию учебных работ. Рекламный материал размещался на основании Договора на оказание рекламных услуг №22/1-И от 02.03.2022г., в соответствии с которым Заказчик (ООО «Нева онлайн» (ИНН: 7813213992)) поручает Исполнителю («ООО ИТ Сервис») оказывать рекламные услуги по привлечению клиентов на онлайн-платформу Автор24.

В адрес ООО «Нева Онлайн» направлялись запросы, однако запрашиваемые сведения Общество не представляло.

Основным видом деятельности ООО «Нева Онлайн» является «Разработка компьютерного программного обеспечения» (62.01), а также одним из дополнительных видов деятельности Общества является «Деятельность в области права».

В соответствии с ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Спарта» и ООО «ИТ Сервис» является «Деятельность рекламных агенств (73.11)».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующему выводу.

ООО «Спарта» принимает в работу готовые рекламно-информационные материалы, осуществляет размещение РИМ заказчиков в сети Интернет. Объем оказываемых услуг определяется заказчиком в личном кабинете.

Так, ООО «Спарта» не влияет на процесс размещения рекламных материалов, не инициирует такой процесс и не изменяет содержание рекламных материалов рекламодателя.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России прекращает рассмотрение дела в отношении ООО «Спарта».

ООО «ИТ Сервис», самостоятельно загрузило рекламный материал в своем личном кабинете, предоставленном ООО «Спарта», определило рекламную кампанию и создало рекламные материалы, по своему усмотрению выбирая необходимые параметры размещения рекламных материалов. Также, рекламное объявление было согласовано директором ООО «ИТ Сервис» <…>.

При этом, ООО «ИТ Сервис» действовало в интересах ООО «Нева Онлайн», которое, соответственно, предоставляет услуги по написанию дипломных работ.

Кроме того, Управлением запрашивалась информация, подтверждающая, что сервис studentu-help.ru является сервисом от преподавателей ВУЗов, поскольку в самом рекламном объявлении указана такая информация.

Фотоизображение представлено ниже:

<…>

Представители ООО «ИТ Сервис» пояснили, что сервис от преподавателей ВУЗов означает, что большинство исполнителей на платформе- это преподаватели. Представителями Общества представлен скриншот, согласно которому 70% из всех предложенных заказчику исполнителей- это преподаватели. Из этого можно сделать вывод, что на платформе гораздо больше преподавателей, чем просто обычных исполнителей. Согласно пояснениям представителей, из скриншота следует, что платформа запрашивала подтверждающие документы.

<…>

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у ответчиков отсутствуют объективные доказательства, что сервис studentu-help.ru является сервисом от преподавателей ВУЗов.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к услугам, предоставляемому ООО «Нева Онлайн».

Рекламные материалы были созданы и размещены ООО «ИТ Сервис».

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации; а также услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

Понятие выпускной квалификационной работы содержится в Приказе Минобрнауки России от 29 июня 2015 года № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».

Согласно пункту 12 указанного Приказа выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. По смыслу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года №842 «О порядке присуждения ученых степеней» диссертация на соискание ученой степени доктора наук - научно-квалификационная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны. При этом диссертация на соискание ученой степени кандидата наук - научно- квалификационная работа, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

Таким образом, по результатам изучения информации и доводов, представленных Обществами, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что распространяемая реклама по написанию выпускных квалификационных и иных учебных работ не соответствует действующему законодательству и нарушает пункт 2 части 3 статьи 5, пункт 10 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 7 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

На основании части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных статьей 7 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

Кроме того, на основании части 8 статьи 38 закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пунктом 6 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Нева онлайн» (ИНН: 7813213992).

Рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ИТ-Сервис» (ИНН: 7813615998).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу ООО «Нева онлайн» (ИНН: 7813213992) и ООО «ИТ-Сервис» (ИНН: 7813615998), распространённую в сети Интернет по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, и иных учебных работ, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела в отношении ООО «Спарта» прекратить.

ООО «Нева онлайн» и ООО «ИТ-Сервис» выдать предписание об устранении нарушения закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны