Определение №ВЧ-08/12917 Определение о возбуждении дела №016/05/5-1694/2023 по призна... от 6 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №ВЧ-08/12917 от 06.12.2023 г.
Председатель Комиссии антимонопольной службы по Республике Татарстан, по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, <….> – [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении ООО «Спина-2» (420100, г. Казань ул. Проспект Победы д.139, корп.3, пом.1003) по признакам нарушения пункта 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение <….> – [физическое лицо] (вх. №9934 от 21.09.2023), по факту размещения недобросовестной рекламы по адресу г. Казань, ул. Проспект Победы, д.139, корп.3, пом.1003 с текстом «Миорефеския, остеопатия, мануальная терапия, массаж тела, массаж лица, неврология, кинезиология, телесная психотерапия, детские специалисты, солевая комната, лучшие цены в городе +7 995 095 95 35 spinakzn spina.studio» что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».
Фотоизображение приведено ниже.
<….><….>
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Установлено, что медицинские услуги оказывает ООО «Спина-2».
Таким образом, в данном случае лицом, в чьих действиях содержатся признаки нарушения является ООО «Спина-2».
Согласно Номенклатуре медицинских услуг (утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н), услуги по остеопатии (А21- лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия), услуги по неврологии (В023 – нерология) относятся к медицинским услугам, представляющим собой определенные виды и комплексы медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Данная реклама является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Вместе с тем, также на вышеуказанной рекламе размещена информация «лучшие цены в городе».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слова "лучший", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Объектом рекламирования являются медицинские услуги, оказываемые клиникой ООО «СПИНА-2».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.
Исходя из вышеуказанного, необходимо привлечь ООО «Спина-2» в качестве лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения Закона о рекламе.
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу №№016/05/5-1694/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Признать лицами, участвующими в деле:
- заявитель – <….> – [физическое лицо]
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Спина-2»
Назначить дело №№016/05/5-1694/2023 к рассмотрению на 20 декабря 2023 года в 16 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
ООО «СПИНА-2» в срок до 18 декабря 2023 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: to16@fas.gov.ru, с дублированием на to16-<….> – [должностное лицо] @fas.gov.ru, следующие документы и сведения:
1) копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;
2) полную информацию об условиях предоставления медицинских услуг;
3) письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении о возбуждении дела;
4) иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.
ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2936565323. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).
Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя до 30.09.2022 с направлением документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.
<….> – [должностное лицо]