Предупреждение №АР-05/2947 Предупреждение №П05-18/2024 о прекращении действий (бездейст... от 29 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/2947 от 29.03.2024 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение ООО «Макситон» (вх. № <…> от <…>) по вопросу нарушения филиалом АО «Сетевая компания» Приволжские электрические сети (далее – АО «Сетевая компания») антимонопольного законодательства.

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения в соответствии с частью 1 статьи 23, статьи 25, частью 2 статьи 44 Федерально закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» были направлены запросы в АО «Сетевая компания».

По результатам анализа имеющихся документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

<…> 2023 г. на основании звяки ООО «Макситон» АО «Сетевая компания» переоформило документы о технологическом присоединении в связи со сменой собственника объекта электроснабжения – нежилое помещение, расположенное по адресу: <…> (кадастровый номер <…>).

<…> 2023 г. АО «Сетевая компания» выдало ООО «Макситон» акт об осуществлении технологического присоединения № <…>.

Согласно вышеуказанному акту:

-источник питания – ПС 110/10 кВ <…>;

-описание точки присоединения – ПС 110/10 кВ <…>, на опоре №78 ВЛ 10 кВ ф. 5 ПС <…>;

-уровень напряжения – 10 кВ;

-максимальная мощность – 628,0 кВт.

У ООО «Макситон» на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) находится: ЛЭП-10 кВ, БКТП-3667/1000 кВА.

<…> 2023 г. ООО «Макситон» в адрес АО «Сетевая компания» направило заявку № <…> на осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства объекта электроснабжения – нежилое помещение, расположенное по адресу: <…> (кадастровый номер <…>), причиной присоединения которого является увеличение мощности до 1256 кВт.

Согласно вышеуказанной заявке на присоединение к электрическим сетям заявлено:

- наименование энергопринимающего устройства: ТП 1000/10/0,4;

- максимальная мощность ЭПУ, кВт: 628;

- категория надежности: 3 категория;

- уровень напряжения, кВ: 10.

<…> 2023 г. АО «Сетевая компания» в адрес ООО «Макситон» направило ответ на заявку от <…> 2023 г. (исх. № <…>), в котором говорится о том, что на присоединение к электрическим сетям в качестве энергопринимающего устройства заявлено ТП. Необходимо отметить, что ТП не является энергопринимающим устройством в соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 г. №35-ФЗ "Об электроэнергетике", объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа определенно, что сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Таким образом, право присоединения объекта электросетевого хозяйства, обладают только сетевые организации, а не иные владельцы сетей.

Поскольку объект электросетевого хозяйства, который заявлен к присоединению к электрическим сетям не является энергопринимающим устройством, АО «Сетевая компания» не имеет правовых оснований для заключения договора технологического присоединения в рассматриваемом случае.

На основании вышеизложенного АО «Сетевая компания» заявку ООО «Макситон» от <…> 2023г. аннулировало.

После чего <…> 2023 г. ООО «Макситон» в адрес АО «Сетевая компания» направило заявку № <…> на осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства объекта электроснабжения – нежилое помещение, расположенное по адресу: <…> (кадастровый номер <…>), причиной присоединения которого является увеличение мощности до 1256 кВт.

Согласно заявке от <…> 2023г. на присоединение к электрическим сетям заявлено:

-наименование энергопринимающего устройства: РУ-0,4кВ;

-максимальная мощность ЭПУ, кВт: 628;

-категория надежности: 3 категория;

-уровень напряжения, кВ: 0,38.

По заявке ООО «Макситон» от <…> 2023г. АО «Сетевая компания» направило для подписания заполненный и подписанный проект договора № <…> об осуществлении технологического присоединения и технические условия как неотъемлемая приложение к договору.

Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Сетевая компания» составил 2 516 332,91 рублей.

<…> 2023г. ООО «Макситон» направило мотивированный отказ от подписания проекта договора № <…>, так как проект договора и технические условия не соответствовали поданной заявке на технологическое присоединение от <…> 2023 г. в части уровня напряжения и точки присоединения, поскольку заявка была сформулирована на увеличение объема мощности от существующей сети, а не новое технологическое присоединение.

АО «Сетевая компания» пояснило ООО «Макситон», о том, что проект договора и все приложения к нему были подготовлены в соответствии с заявкой от <…> 2023 г. и для заключения договора с иными техническими параметрами заявителю необходимо представить в адрес АО «Сетевая компания» новую заявку с изменёнными сведениями.

<…> 2023 г. ООО «Макситон» аннулировало заявку на технологическое присоединение № <…> от <…> 2023 г.

После чего, <…> 2023 г. ООО «Макситон» в адрес АО «Сетевая компания» направило заявку № <…> на осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства объекта электроснабжения – нежилое помещение, расположенное по адресу: <…> (кадастровый номер <…>), причиной присоединения которого является увеличение мощности до 1256 кВт.

Согласно заявке от <…> 2023 г. на присоединение к электрическим сетям заявлено:

-наименование энергопринимающего устройства: КТП-3667;

-максимальная мощность ЭПУ, кВт: 628;

-категория надежности: 3 категория;

-уровень напряжения, кВ: 10.

<…> 2023 г. (исх. № <…>) АО «Сетевая компания» в ответ на заявку ООО «Макситон» от <…> 2023 г. сообщило, что в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, право присоединения объектов электросетевого хозяйства, в том числе трансформаторные подстанции, имеют только сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, АО «Сетевая компания» заявку ООО «Макситон» от <…> 2023г. аннулировало.

По мнению ООО «Макситон», в действиях АО «Сетевая компания» усматривается незаконный отказ в увеличении ранее присоединенной электрической мощности на условиях существующей схемы присоединения.

Татарстанское УФАС России, проанализировав позицию сторон, приходит к следующим выводам.

Технологическое присоединение объекта капитального строительства к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. №861 (далее – Правила №861).

Согласно пунктом 2 Правил №861, действие настоящих Правил распространяется на случаи, в том числе:

-присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

-увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

-изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 1 Правил №861, "энергопринимающие устройства потребителя" – это находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил №861.

Разделом II Правил № 861 определен порядок заключения и выполнения договора.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил №861. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4-7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Согласно акту об осуществлении технологического присоединения ООО «Макситон» № <…> точкой присоединения объекта – нежилое помещение, является на опоре №78 ВЛ 10 кВ ф. 5 ПС <…>.

У ООО «Макситон» на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) находится: ЛЭП-10 кВ, БКТП-3667/1000 кВА.

Вместе с тем, увеличение мощности ранее присоединённых устройств возможно только в точке присоединения энергопринимающих устройств, то есть по существующей схеме технологического присоединения.

АО «Сетевая компания» пояснило Татарстанскому УФАС России в ответах на запросы (исх. № <…> от <…> 2024 г, исх. № <…> от <…> 2024 г.), что поскольку в заявках ООО «Макситон» были указаны к присоединению объекты электросетевого хозяйства – ТП, КТП АО «Сетевая компания» аннулировало заявки и пояснило, что право присоединения объектов электросетевого хозяйства, в том числе комплектных трансформаторных подстанций, имеют только сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии.

Вместе с тем, согласно представленным данным от АО «Сетевая компания», установлено, что ООО «Тулпар-Сервис» (бывший собственник объекта электроснабжения, расположенного по адресу: <…> (кадастровый номер <…>) в адрес АО «Сетевая компания» направляло заявку № <…> от <…> 2022 г. на осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства объекта электроснабжения – административное здание, причиной присоединения которого являлось увеличение мощности.

Согласно заявке ООО «Тулпар-Сервис» от <…> 2022г. на присоединение к электрическим сетям заявлено:

-наименование энергопринимающего устройства: БКТП-1000/10/0,4;

-максимальная мощность ранее присоединенных ЭПУ, кВт: 128;

-максимальная мощность ЭПУ, кВт: 500;

-категория надежности: 3 категория;

-уровень напряжения, кВ: 10.

 После чего, <…> 2023 г. на основании заявки ООО «Тулпар-Сервис» от <…> 2022 г. АО «Сетевая компания» осуществило увеличение мощности энергопринимающих устройств объекта электроснабжения – административное здание, расположенное по адресу: <…> (кадастровый номер <…>).

То есть, несмотря на то, что ранее АО «Сетевая компания» на основании заявки бывшего собственника объекта электроснабжения осуществило мероприятия технологического присоединения на увеличение мощности ранее присоединенного энергопринимающего устройства: БКТП, которое в свою очередь является блочной комплектной трансформаторной подстанцией, в настоящее время АО «Сетевая компания» в ответ на заявки ООО «Макситон» указывает на невозможность заключения договора технологического присоединения, причиной присоединения которого является увеличение мощности, где энергопринимающим устройством является трансформаторная подстанция.

Таким образом, АО «Сетевая компания» фактически создало ситуацию, при которой ООО «Макситон» в отсутствии на то законных оснований лишено права осуществить технологическое присоединение в целях увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств по существующей схеме технологического присоединения, в порядке, предусмотренном Правилами № 861.

В действиях АО «Сетевая компания» усматривается уклонение от заключения договора технологического присоединения с ООО «Макситон» на увеличение мощности по существующей схеме технологического присоединения.

Необходимо отметить, что в правоотношениях с АО «Сетевая компания» ООО «Макситон» не является профессиональным участником рынка по передаче электрической энергии, поэтому является более слабой стороной в сделках, в связи с чем, нуждается в особых правовых средствах защиты прав и охраны интересов.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике»:

субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, управлению изменением режима потребления электрической энергии, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче электрической энергии относится к естественно-монопольным видам деятельности.

Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии. На локальном рынке услуг по передаче электрической энергии через распределительные сети АО «Сетевая компания», географические границы которых определены (ограничены) территориями, охваченными присоединенными электрическими сетями АО «Сетевая компания», общество, в соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона «О естественных монополиях» находится в состоянии естественной монополии. Передача электрической энергии представляет собой физический процесс доставки товара (в данном случае электрической энергии (мощности) до энергопринимающих устройств потребителя через технические устройства электрических сетей.

Услуги по передаче электрической энергии не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги). В силу технологических оснований (сложившаяся схема электроснабжения, расположение энергопринимающих устройств покупателей и распределительных сетей продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения энергопринимающих установок к электрическим сетям с учетом принципа однократности такого присоединения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения и пользования объектами электросетевого хозяйства, участвующими в процессе передачи энергоресурса), услуги по передаче электрической энергии предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.

Таким образом, АО «Сетевая компания» является субъектом естественной монополии, представляющим услуги по передаче электрической энергии потребителям, имеющим технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства АО «Сетевая компания», и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Следовательно, на АО «Сетевая компания» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказы либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что действия АО «Сетевая компания», выразившиеся в уклонении от заключения договора с ООО «Макситон», в части осуществления технологического присоединения, путем увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях АО «Сетевая компания» (юридический адрес: <…>, ОГРН: <…>, Дата присвоения ОГРН: <…> 2002, ИНН: <…>, КПП: <…>) признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразились в уклонении от заключения договора технологического присоединения, причиной присоединения которого является увеличение мощности по существующей схеме технологического присоединения, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий, содержащих признаки нарушения, предупреждает о необходимости в течении 30 дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на заключение договора технологического присоединения в целях увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны