Предупреждение №АШ-05/13576 Предупреждение №П05-74/2022 о прекращении действий (бездейст... от 7 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-05/13576 от 07.11.2022

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) на рассмотрение поступила жалоба (вх. № <…> ) АО «Торговый центр «Алтын» на действия МУП «Водоканал» по вопросу злоупотребления доминирующим положением на рынке водоснабжения и водоотведения, выражающиеся в навязывании невыгодных условий договора ресурсоснабжения.

Для полного и всестороннего рассмотрения поступившей жалобы в соответствии с частью 1 статьи 23, статьи 25, частью 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес МУП «Водоканал» направлялся запрос о представлении информации.

По результатам рассмотрения поступившего обращения, а также материалов, полученных по запросу информации, Управлением установлено следующее. 

Согласно позиции заявителя, 04.03.2022 (исх. № <…>) МУП «Водоканал» в адрес АО «Торговый центр «Алтын» направил проект договора от 24.02.2022 № <…> холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Договора № <…>  от 24.02.2022).

Предметом договора является то, что МУП «Водоканал» (далее - организация водопроводно-канализационного хозяйства) обязуется подавать АО «ТЦ «Алтын» (далее – абонент) через присоединенную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в объеме <…>, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения. 

Также МУП «Водоканал» обязуется принимать сточные воды от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения в объеме <…>.

Абонент обязуется соблюдать режим потребления холодной воды, режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую Абонентом холодную воду в сроки и порядке, которые определены настоящим договором, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета, исполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим договором.

Со стороны АО «ТЦ «Алтын» направлялись протокола разногласий в части внесения изменений в Приложение № 1 указанного Договора, а также подпункта «Е» пункта 17 Договора № <…> от 24.02.2022.

В акте разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по договору холодного водоснабжения и водоотведения № <…> от 24.02.2022 указана следующая редакция:

Редакция МУП «Водоканал»

Редакция АО «ТЦ «Алтын»

<…>

<…>

Однако, МУП «Водоканал» позицию АО «ТЦ Алтын» не принял и направил в адрес акционерного общества протокол урегулирования разногласий к протоколу урегулирования разногласий. 

На основании писем МУП «Водоканал» (исх. № <…> от 01.06.2022 и № <…> от 15.07.2022) представленных в адрес АО «ТЦ «Алтын» следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства не согласна принять границы раздела в части водоснабжения по объекту «Административное здание по ул. <…>. Основанием для отказа является то, что сети водоснабжения от стены здания до водопроводного колодца на водопроводе диаметром 900 мм по ул. <…> балансе предприятия не числятся и не эксплуатируются. Также, МУП «Водоканал» указал на то, что предприятие принимает на баланс инженерные сети к жилым домам и социальным объектам, находящимся в муниципальной собственности города.

АО «ТЦ «Алтын» не согласно с представленными требованиями в Договоре № <…> от 24.02.2022 и протоколах согласования (урегулирования) разногласий, направленных со стороны МУП «Водоканал», по причине наличия нарушений норм законодательства Российской Федерации.

Из представленных пояснений МУП «Водоканал» следует, что на данный объект, 30.06.2014 заключался договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № <…> с АО «Торговый центр «Алтын». Заявление на расторжение указанного договора от АО «ТЦ «Алтын» не поступало.

В Договоре № <…> от 30.06.2014 холодного водоснабжения и водоотведения установлены границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по сетям водоснабжения и водоотведения административного здания по ул. <…>.

По водопроводу: ВК-1 – водопроводный колодец на водопроводе диаметром 900 мм. по ул. <…>.

По канализации: КК-1 – канализационный колодец на канализации диаметром 1000 мм. по ул. <…>.

Вышеуказанные границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности были установлены между сторонами в 2014 году при заключении Договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 30.06.2014.

Участок сети водоснабжения и водоотведения от внешней стены здания № <…> по ул. <…> до места соединения с централизованными сетями МУП «Водоканал» (ВК-1, КК-2) на балансе не числятся и предприятием не обслуживаются. Кроме того, абонент с 2014 года осуществляет эксплуатацию данных сетей.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

МУП «Водоканал» осуществляет свою деятельность с 08.10.2002 (ИНН 1653006666), основным видом деятельности является забор, очистка и распределение воды.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09.02.2018 № 605 «О гарантирующих организациях в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Казани» МУП «Водоканал» наделен статусом гарантирующей организации.

В пункте 2.4 данного Постановления установлена обязанность МУП «Водоканал» обеспечить эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в случае их выявления.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов цен­трализованных систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, пу­тем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведе­ние, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей орга­низацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабже­ние, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного само­управления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, законодателем закреплено, что бремя содержания бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения возникает у гарантирующей организации.

В связи с тем, что МУП «Водоканал» является гарантирующим поставщиком, ответственность за бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения лежит на организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Момент возникновения обязанности по содержанию не может совпадать и с моментом постановки вещи на учет в качестве бесхозяйной, т.е. с моментом подтверждения факта отсутствия у нее собственника. Принятие мер  по сохранности имущества требуется с момента обнаружения факта заброшенности вещи либо отказа от нее собственника.

Согласно пункту 1, пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства.

Понятие границ балансовой принадлежности определено в пункте 1 Правил № 644. Границей балансовой принадлежности признается граница раздела собственности, указанная граница определяет границу эксплуатационной ответственности, которая подразумевает бремя содержания объекта управляющей компанией, ресурсоснабжающей организацией или собственниками.

Границей эксплуатационной ответственности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

Из анализа правовых актов следует, что граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.

Согласовывая границы эксплуатационной ответственности, стороны предусматривают порядок содержания и эксплуатации инженерных сетей и оборудования. Акт разграничения эксплуатационной ответственности является техническим документом, формой, позволяющей отразить такое согласование. Кроме того, все рассмотренные нормативные документы также предполагают подписание этого акта при заключении договора ресурсоснабжения.

В соответствии с пунктом 31.1 Правил № 644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается:

а) если абонент владеет объектами централизованной системы холодного водоснабжения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту;

б) в остальных случаях – по внешней границы стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения.

Абонент не владеет на каком-либо праве объектами централизованной системы холодного водоснабжения, а также сетью водоснабжения от стены здания до водопроводного колодца на водопроводе диаметром 900 мм по ул. <…>.

Из чего следует, что границей будет являться внешняя стена объекта Абонента, то есть административное здание, находящееся по адресу: <…>.

Таким образом, на АО «ТЦ «Алтын» возлагается незаконное бремя содержания и обслуживания сетей ВК-1 – водопроводный колодец на водопроводе диаметром 900 мм по ул. <…>.

Пунктом 14 Правил № 644 определено, что в случае направления абонентом протокола разногласий в течение 30 календарных дней со дня получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства проекта договора холодного водоснабжения, проекта договора водоотведения или проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения протокола разногласий известить абонента о принятии договора в редакции абонента либо об отклонении протокола разногласий.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что отказом от заключения договора по смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации могут признаваться как формальный отказ, так и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, когда другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать, а также предложение контрагенту (потребителю) таких условий, которые он объективно не мог принять, в том числе ввиду их явной невыгодности или противоречивости (конструктивный отказ).

Водопроводно-канализационная продукция представляет собой жизненно важное и социально значимое благо первой необходимости в сфере жизнеобеспечения населения.

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

По смыслу части 1 статьи 13 Закона № 416-ФЗ, по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся  в состоянии естественной монополии.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, деятельность МУП «Водоканал» относится к естественным монополиям и общество занимает доминирующее положение на указанном рынке.

Соответственно, на МУП «Водоканал» распространяются требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами.

Таким образом, в действиях МУП «Водоканал» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение    в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно части 2 вышеуказанной статьи, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях МУП «Водоканал» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает МУП «Водоканал» (ИНН 1653006666) о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,  а именно исключить из акта разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности (приложение № 1 к Договору № <…>  от 24.02.2022) положение, необоснованно возлагающие на АО «ТЦ «Алтын» бремя содержания и обслуживания бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения по водопроводу: ВК-1 – водопроводный колодец на водопроводе диаметром 900 мм, расположенного по адресу: <…>.

Предупреждение подлежит выполнению в течение 15 (пятнадцати) дней с момента получения настоящего документа.

О выполнении предупреждения сообщить в Татарстанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

[Должностное лицо] <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны