Решение №АР-08/8427 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/18-965/2024 от 23 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/8427 от 23.08.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении <….>– [физическое лицо] по факту распространения рекламных звонков на номер заявителя <….> 19.04.2024 в 11 часов 44 минуты с номера телефона +7 (925) <….>, что имеет признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 г.  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращения <….>– [физическое лицо] (вх. №5375 от 22.05.2024 г.) по факту распространения рекламных звонков на номер заявителя <….> 19.04.2024 в 11 часов 44 минуты с номера телефона +7(925)570-84-98, что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

19 апреля 2024 года на номер телефона заявителя поступил звонок следующего содержания:

-Алло

- Меня зовут Светлана. Мы помогаем получит от шести до ста миллионов рублей на любые цели по ставке всего от шести процентов годовых через … продукты банков партнеров без залога и поручителей. Если Вам интересно чтобы мы рассчитали сумму и сроки выдачи для этого нажмите цифру один на клавиатуре, и мы свяжемся. Если хотите, чтобы мы больше не звонили нажимать ничего не нужно просто скажите слово хватит.

- Хватит.

Согласно информации представленной ПАО «Мегафон» (Вх.№6259 от 13.06.2024 г.) номер телефона +7(925)570-84-98 принадлежит <….>– [физическое лицо]

Также Управлением был отправлен запрос в адрес <….>– [физическое лицо] с целью предоставления в адрес Управления информации о наличии разрешения, согласия абонента с номером <….> на получение сообщений рекламного характера от ИП Буркова Артема Дмитриевича (с приложением подтверждающих документов).

Информация от индивидуального предпринимателя не поступила.  

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, которая доводилась до сведения Заявителя посредством телефонного звонка на мобильный телефон 19 апреля 2024 г., является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- информация распространена в форме телефонного звонка по сети электросвязи, а именно посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. №126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;

- объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае выступают банковские услуги.

- информация была адресована неопределённому кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в телефонных разговорах заявителям, не обращена к конкретному потребителю, из текста бесед не следует, что они были адресованы каким-либо определённым лицам.

Сведения не носят персонализированного характера, представляют интерес для неопределенного круга лиц.

Доведенная до сведения заявителя информация не относится к категории той информации, на которую Закон о рекламе не распространяет своё действия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о рекламе. В частности, она не является справочно-информационным и аналитическим материалом (обзором внутреннего и внешнего рынков, результатом научных исследований и испытаний), не имеющим в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При обращении в Татарстанское УФАС России заявитель сообщил об отсутствии его согласия на получение рассматриваемой рекламы. Документарно подтвержденных доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, в материалы дела не представлено необходимых доказательств наличия согласия абонента на получение рекламы посредством телефонных звонков. 

Вместе с тем, нарушение законодательства о рекламе может быть устранено любым лицом, которое может прекратить распространение рекламы. В данном случае таким лицом, причастным к распространяю рассматриваемой рекламы, является <….>– [физическое лицо]

Согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушения части 1 статьи 18 несёт рекламораспространитель.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является <….>– [физическое лицо]

<….>– [физическое лицо] надлежащим образом уведомлен о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела посредством направления заказного письма, а также телеграммы которая вернулась в адрес Управления 12 августа 2024 «Телеграмма, поданная Вами по квитанции номер 200/7301Ч 29/07 <….> »

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 19, 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛ:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную <….>– [физическое лицо] посредством распространения рекламных звонков на номер заявителя <….> 19.04.2024 в 11 часов 44 минуты с номера телефона +7(925)570-84-98, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

2. Рекламораспространителем признать <….>– [физическое лицо]

3. Выдать <….>– [физическое лицо] обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны