Постановление №АР-05/8773 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №016/04/14.32-707/2... от 6 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-05/8773 от 06.07.2020

[должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №016/04/14.32-707/2020, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица – ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170,  ОГРН: 1121650016487, Дата присвоения ОГРН: 29.08.2012, КПП: 165001001, 423800, РТ, г. Набережные Челны, Проспект Чулман, д. 70),

УСТАНОВИЛ:

07 февраля 2020 года комиссией Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/11-1213/2019 ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170) признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили сведения о нарушении антимонопольного законодательства в со стороны ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170) при проведении аукционов в электронной форме.

По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0311200014618000258, 0311200014618000415, 0311200014618000165, 0311200014618000260, 0311200014618000050 предметом которых являлось соответственно:

Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, в том числе установка и монтаж оборудования зданий амбулаторно-поликлинических учреждений Республики Татарстан в 2018 году;

Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, в том числе установка и монтаж оборудования на объекте: «Капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения здравоохранения «Набережно-Челнинская инфекционная больница»;

Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, в том числе установка и монтаж оборудования зданий амбулаторно-поликлинических учреждений Республики Татарстан в 2018 году;

Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, в том числе установка и монтаж оборудования зданий амбулаторно-поликлинических учреждений Республики Татарстан в 2018 году;

Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования по объекту: Строительство крытого плавательного бассейна в Нижнекамском муниципальном районе.

Заказчиком вышеуказанных закупок являлось Государственное казенное учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление РТ».

В вышеуказанных аукционах приняли совместное участие ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170).

В ходе рассмотрения представленных материалов проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц:

1)            Согласно выписке из ЕГРЮЛ соучредителями ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) являются <…>, размер доли в уставном капитале – 1/3, <…>, размер доли в уставном капитале – 1/3, <…>, размер доли в уставном капитале – 1/3. Директором Общества является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 423821, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, ПРОСПЕКТ СЮЮМБИКЕ 64, 120. Основным видом деятельности организации является Строительство жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД 41.20).

2)            Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170) является <…>, размер доли в уставном капитале – 100%. Директором Общества является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 423800, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, ПРОСПЕКТ ЧУЛМАН, 70. Основным видом деятельности организации является Строительство жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД 41.20).

Учитывая изложенное, Татарстанским УФАС России установлено, что ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170) не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Татарстанским УФАС России проанализированы следующие аукционы в электронной форме, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.

 

Номер закупки

Название участника закупки

Начальная максимальная цена контракта по закупке

Лучшее ЦП участника в торгах

Снижение, %

Стал ли победителем торгов

0311200014618000258

ООО «СМУ-УКС»

279 398 100,00

279 000 000,00

0,14 %

нет

ООО «Евростиль»

278 001 109,50

0,50 %

да

0311200014618000415

ООО «СМУ-УКС»

241 397 110,00

241 300 000,00

0,04 %

нет

ООО «Евростиль»

240 190 124,45

0,50 %

да

0311200014618000165

ООО «СМУ-УКС»

197 601 900,00

197 345 000,00

0,13%

нет

ООО «Евростиль»

196 613 890,50

0,50%

да

0311200014618000260

ООО «СМУ-УКС»

190 952 800,00

190 452 000,00

0,26%

нет

ООО «Евростиль»

189 998 036,00

0,50%

да

0311200014618000050

ООО «СМУ-УКС»

138 985 627,40

138 800 000,00

0,13%

нет

ООО «Евростиль»

138 290 699,26

0,50%

да

 

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила  1 048 335 537,40 рублей.

В результате снижение по аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Вышеуказанные аукционы состоялись в 2018 году, по их итогам ООО «Евростиль» заключило 5 контрактов на общую сумму 1 043 093 859,71руб.

Принимая решения участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данных электронных аукционов, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.

Участие ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170) в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) государственных контрактов по максимально возможной цене.

Также Татарстанским УФАС России установлено следующее.

В 2016 -2019гг. между ООО «СМУ-УКС» и ООО «Евростиль» осуществлялся перевод денежных средств.

1. В частности, в 2016 году со стороны ООО «СМУ-УКС» было произведено 8 денежных переводов на общую сумму 53 077 479,31 рублей с указанием в качестве назначении платежа «оплата по счету за капитальный ремонт здания ГАУЗ «Муслюмовская ЦРБ».

Стоит отметить, что ГАУЗ «Муслюмовская ЦРБ» входило в перечень объектов, на котором ООО «СМУ-УКС» выполняло подрядные работы по капитальному ремонту в соответствии с условиями Государственного контракта №53-КР/15 от 28.12.2015г. (реестровый № договора 2165400625015000485, закупка № №0311200014615000444). В рамках указанного договора выполнение капитальных работ на объекте ГАУЗ «Муслюмовская ЦРБ» было осуществлено со стороны ООО «СМУ-УКС» на сумму в размере 54 794 150,91 рублей.

Таким образом, Татарстанское УФАС России пришло к выводу о привлечении ООО «Евростиль» со стороны ООО «СМУ-УКС» в качестве субподрядной организации для выполнения работ по Государственному контракту №53-КР/15 от 28.12.2015г.

2.  В 2017 г. ООО «Евростиль» осуществило перевод денежных средств ООО «СМУ-УКС»  в общем размере 2 599 995,59 рублей за выполнение подрядных работ по капитальному ремонту Детской городской поликлиники № 2, г.Набережные Челны.

3. 23.08.2017г. ООО «Евростиль» осуществило в адрес ООО «СМУ-УКС» перевод денежных средств в размере 30 739 227,50 рублей.

4.  В 2017 г. ООО «Евростиль» осуществило перевод денежных средств ООО «СМУ-УКС»  в общем размере 2 599 995,59 рублей за выполнение подрядных работ по капитальному ремонту объекта Детская городская поликлиника №6.

5. В период апрель 2018 – февраль 2019 года ООО «Евростиль» » осуществило перевод денежных средств ООО «СМУ-УКС» за выполнение работ по капитальному ремонту в общем размере 3 000 052,80 рублей.

Таким образом, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о наличии продолжительных договорных отношений между ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170).

Помимо этого установлено, что в соответствии с данными, размещенными в единой информационной системе в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru), размер обеспечения заявки по закупке №0311200014618000050 от 22.02.2018 года составил 6 949 281,37 рублей.

При этом по имеющимся в распоряжении Татарстанского УФАС России данным со стороны ООО «Евростиль» в адрес ООО «СМУ-УКС» был осуществлен перевод денежных средств в размере 6 949 281,37 рублей, то есть совпадающем с размером обеспечения заявки для участия в аукционе №0311200014618000050, что также подтверждает факт наличия соглашения между указанными организациями в целях поддержания цен на торгах.

Учитывая изложенное, Татарстанское УФАС России установил, что:

1)победителем указанных выше аукционов становился один и тот же хозяйствующий субъект (ООО «Евростиль»);

2)снижение по электронным аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта;

3)в период с июня 2017г. по март 2018 г.  ООО «Евростиль» перечисляло ООО «СМУ-УКС» денежные средства на общую сумму около 37,69  млн. руб.;

4) со стороны ООО «Евростиль» был осуществлен перевод денежных средств в размере, совпадающем с размером обеспечения заявки для участия в аукционе;

5)Между указанными организациями установлены продолжительные договорные отношения;

6) установлено, что указанные аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контракта, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся аналогичных действий, однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов.

Данные обстоятельства отражают совместную подготовку конкурентов к указанным торгам. Совместная подготовка самостоятельными субъектами гражданского оборота к торгам возможна только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

По мнению Татарстанского УФАС России ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170) заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах.

На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан издан Приказ №01/342-к от 12.08.2019 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170) по признакам нарушения пунктов пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

В ходе рассмотрения дела №016/01/11-1213/2019 со стороны ООО «Евростиль» даны пояснения, которые также подтверждают наличие продолжительных договорных отношений с ООО «СМУ-УКС». В частности, ООО «Евростиль» отмечает, что за период с 2016-2019 гг. между ООО «Евростиль» и ООО «СМУ-УКС» заключено:

2 договора субподряда, по которым ООО «СМУ-УКС» (генподрядчик) привлекло ООО «Евростиль» в качестве субподрядчика - договоры № 78 от 29.12.2015 г., № 4/2017 от 07.02.2017г.;

7 договоров субподряда, по которым ООО «Евростиль» (генподрядчик) привлекло ООО «СМУ-УКС» в качестве субподрядчика - договоры № 342 от 01.11.2017г., №184 от 08.09.2017             г., № 156 от 06.09.2018 г., № 157 от 06.09.2017 г., № 172 от 28.09.2018 г., № 218 от 22.11.2018г., № 37 от 22.03.2019 г.

Заем на 6 949 281 руб. 37 коп., как указывает Татарстанское УФАС России в совпадающем с размером обеспечения заявки для участия в аукционе №0311200014618000050, предоставлен по запросу ООО «СМУ-УКС», на пополнение оборотных средств, о реальном использовании этих денег ООО «Евростиль» не знало.

Помимо этого, ООО «Евростиль» пояснило следующее.

07 июня 2017 года между ООО «Евростиль» (займодавцем) и ООО СМУ-УКС» (заемщиком) заключен договор займа № 77 согласно которому займодавец предоставляет заемщику беспроцентный заем в сумме 61 478 455 руб. на пополнение оборотных средств.

05 марта 2018 года между ООО «Евростиль» (займодавцем) и ООО СМУ-УКС» (заемщиком) заключен договор займа № 27 согласно которому займодавец предоставляет заемщику беспроцентный заем в сумме 6 949 281 руб. 37 коп. на пополнение оборотных средств.

По мнению ООО «Евростиль», запрет на предоставление хозяйственным обществом беспроцентного займа другому хозяйственному обществу закон не устанавливает. Заёмы предоставлялись на пополнение оборотных средств в силу сложившихся отношений, в которых ООО «СМУ-УКС» зарекомендовал себя как надежный партнер, своевременно и в полном объеме исполняющий свои обязательства (например, по оплате выполненных ООО «Евростиль» (субподрядчиком) работ по договорам субподряда № 78 от 29.12.2015г., № 4/2017 от 07.02.2017г.).

Тем не менее, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в соответствии с п.2.1. Договора займа №27 от 05 марта 2018 года возврат займа производится Заемщиком (то есть ООО «СМУ-УКС») в срок до 25 марта 2018 года.

Фактически, срок предоставления беспроцентного займа составил чуть более 14 дней. При этом в соответствии с платежным поручением №274, представленным ООО «СМУ-УКС», возврат беспроцентного займа по договору №27 от 05.03.2018 года был произведен в полном объеме 21.03.2018 года, что, по мнению Татарстанского УФАС России, указывает на фиктивность указанного соглашения и предоставление средств, совпадающем с размером обеспечения заявки на участие в аукционе с реестровым №0311200014618000050.

Так, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что:

1.размещение информации о проведении аукциона с реестровым №0311200014618000050 было осуществлено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 19.02.2018 года. Размер обеспечения заявки составил 6 949 281 рубль 37 копеек.

2.Договор займа №27 заключен между ООО «Евростиль» и ООО «СМУ-УКС» 05 марта 2018 года на сумму 6 949 281 рубль 37 копеек. Срок предоставления беспроцентного займа до 25 марта 2018 года.

3.Протокол подведения итогов электронного аукциона №0311200014618000050 изготовлен 15.03.2018 года.

4.Возврат денежных средств по Договору займа №27 от 05 марта 2018 года был произведен 21.03.2018 года.

В соответствии с п.1 ч.8 ст.44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта.

Таким образом, возврат денежных средств, направленных со стороны ООО «СМУ-УКС» для участия в аукционе №0311200014618000050 должен был быть произведен не позднее 21.03.2018 года.

В соответствии с платежным поручением №88869 от 20.03.2018 года, представленным ООО «СМУ-УКС», возврат обеспечения участия в аукционе был произведен в полном объеме 20.03.2018 года.

Так как со стороны ООО «СМУ-УКС» возврат денежных средств был произведен уже 21.03.2018 года, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что денежные средства, предоставленные в адрес указанной организации в рамках договора займа №27 от 05 марта 2018 года были использованы в качестве обеспечения заявки в аукционе №0311200014618000050 в рамках антиконкурентного соглашения, заключенного с ООО «Евростиль».

Согласно Разъяснениям №3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 №3 при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

На практике к таким косвенным доказательствам обычно относятся:

-              отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;

-              заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;

-              использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;

-              фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;

-              оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;

-              формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;

-              наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке выполнения строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту.

Согласно пункту 10.9. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

-              На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с 19 февраля 2018 года по 04 сентября 2018 года, соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционах электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках дела №016/01/11-1213/2019.

-              В рассматриваемом случае предмет торгов определен аукционной документацией. 

Согласно аукционной документации по рассматриваемым в рамках дела №016/01/11-1213/2019 аукционам в электронной форме, предметом торгов является выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту.

-              Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемых в рамках дела №016/01/11-1213/2019 аукционов входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона следующие хозяйствующие субъекты:

ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313);

ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170), выразившихся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 3 аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) составила  1 048 335 537,40  рублей. В результате снижение по аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Соглашение было достигнуто его участниками и реализовывалось в 2018 году.

Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.

При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.

По оценке Татарстанского УФАС России при реализации Соглашения доход ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) в результате победы на торгах и заключении государственных контрактов с Заказчиками составил 1 043 093 859,71 рублей.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/11-1213/2019, назначенного на 30 января 2020 года в 11 часов 00 минут, со стороны представителя ООО «Евростиль», <…>, действующей по доверенности №15 от 15.06.2019 года, письменно заявлено следующее:

«Настоящим признаю, что ООО «Евростиль» являлось организатором соглашения, предусмотренного п.2 ч.2 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с ООО «СМУ-УКС», целью которого было поддержание цен на торгах. ООО «Евростиль» обязуется впредь не участвовать в заключении антиконкурентных соглашениях. С выводами Комиссии Татарстанского УФАС России согласна».

Указанное письменное заявление представителя ООО «Евростиль» приобщено к материалам дела №016/01/11-1213/2019, что также отражено в Протоколе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России от 30.01.2020 года.

Таким образом, ООО «Евростиль» фактически признано вменяемое в рамках настоящего дела нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в достижении с ООО «СМУ-УКС» устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

В соответствии с п.1 примечания к ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Помимо этого, согласно Разъяснению ФАС России «О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней», опубликованному 17.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, установлено следующее.

Для установления наличия совокупности условий примечаний 1 или 5 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо руководствоваться следующим.

Одним из условий для применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ является отсутствие у антимонопольного органа сведений и документов о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ на момент обращения лица с заявлением.

Таким образом, заявитель должен сообщить антимонопольному органу сведения, достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа.

Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган:

- документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях;

- документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий;

- документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях;

- документов или сведений, указывающих на участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий, известных заявителю;

- документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения;

- информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках,

- информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях,

- иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения.

Разрешая вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о признании участия в антиконкурентном соглашении либо в согласованных действиях, необходимо иметь в виду, что хозяйствующий субъект мог добровольно предоставить антимонопольному органу все необходимые документы и информацию до подачи такого заявления.

В этом случае, полученные документы и информация должны быть оценены и заявление может подлежать удовлетворению.

Наличие в материалах дела об административном правонарушении только одного заявления о признании факта совершения лицом административного правонарушения, без подтверждения факта отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, также не может являться основанием для применения в отношении такого лица примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ.

Отказ от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях может подтверждаться:

- дополнительными соглашениями к договорам, исключающими условия, ограничивающие конкуренцию;

- соглашениями о расторжении договоров, ограничивающих конкуренцию;

- сведениями и информацией об отказе от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях;

- информированием в письменной форме остальных участников антиконкурентного соглашения/согласованных действиях об отказе от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В случае оконченного, на момент обращения в антимонопольный орган, антиконкурентного соглашения или согласованных действий, заявление также должно содержать информацию и документальное подтверждение отказа от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В силу положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», суд указал, что при разрешении вопроса о соблюдении условия применения примечания о том, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, судам следует учитывать, что такое условие соблюдено, если обращение состоялось до момента оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ставшего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ).

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России письменное заявление ООО «Евростиль», представленное в ходе заседания Комиссии, назначенного на 30 января 2020 года, содержит сведения, достаточные для установления события административного правонарушения:

1.Заявление ООО «Евростиль» содержит сведения, подтверждающие факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении;

2.Указанное заявление также содержит сведения, указывающие на организатора антиконкурентного соглашения (ООО «Евростиль»);

3.Заявления о признании факта совершения ответчиком административного правонарушения, содержит сведения, подтверждающие факт отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении («ООО «Евростиль» обязуется впредь не участвовать в заключении антиконкурентных соглашений»).

4.Обращение с вышеуказанным заявлением со стороны ООО «Евростиль» было осуществлено в ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенного на 30 января 2020 года, до момента оглашения решения Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №016/01/11-1213/2019.

По результатам изучения заявления ООО «Евростиль» Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о соответствии его условиям, предусмотренным примечанием 1 к статье 14.32 КоАП РФ.

Таким образом, по результатам оценки сведений, представленных ООО «Евростиль» Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об удовлетворении вышеуказанного заявления.

В связи с удовлетворением заявления ООО «Евростиль» о признании факта совершения действий, запрещенных в силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Татарстанского УФАС России решила материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) по фактам, указанным в решении по настоящему делу, не передавать.

Со стороны ООО «СМУ-УКС» аналогичных письменных обращений о признании факта совершения действий, запрещенных в силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не заявлено.

С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Евростиль» (ИНН 1650063313) и ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170) явились нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, согласно которой заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них

-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила  1 048 335 537,40 рублей.

Административный штраф рассчитывается исходя из следующей формулы (для всех нарушителей):

Min = 1 048 335 537,40 * 0,1 = 104 833 553,74  рублей.

Max = 1 048 335 537,40 * 0,5 = 524 167 768,70  рублей.

 

    524 167 768,70  - 104 833 553,74 104 833 553,74  104 833 553,74  104 833 553,74  104 833 553,74 

 

 

                                                     +104 833 553,74  = 314 500 661,22 руб. 

                                               2

                                                                           

Согласно сведениям, находящихся в материалах дела сумма выручки ООО «СМУ-УКС» за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, составляет 95 902 000,00 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, подлежащий наложению, должен быть не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Исходя из указанного положения, административный штраф рассчитывается по следующей формуле: 

1/25 х 95 902 000 = 3 836 000 рублей. 

Учитывая, что сумма налагаемого штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), следовательно, размер штрафа в отношении ООО «СМУ-УКС» составит 3 836 000, 00 рублей.

Согласно ст. 1.2 КоАП  РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ  административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Общие правила назначения административного наказания установлены ст. 4.1  КоАП РФ в соответствии с которой при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу, предусмотренного ч. 3, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вместе с тем, положениями ч. 2 ст. 4.2 установлено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность установлен законодателем, как носящий неисчерпывающий характер,

что означает обязанность уполномоченного органа учесть в качестве смягчающих обстоятельств, прямо поименованные в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, и право уполномоченного органа учесть иные, не поименованные в данной статье обстоятельства в качестве смягчающих административную ответственность, исходя из конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

При назначении административного штрафа по делу  № 016/04/14.32-707/2020 в отношении ООО «СМУ-УКС» учитывалось, что организация не является организатором антиконкурентного соглашения.

Согласно примечанию 4 ст. 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

На основании вышеизложенного установлено, что размер смягчающих обстоятельств (за одно обстоятельство) составляет: 52 416 776, 87 руб., при вычете из основной суммы штрафа размер назначаемого административного штрафа составит менее ста тысяч рублей.

Исходя из нормы ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ размер назначаемого штрафа в отношении юридического лица должна быть не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, учитывая нормы законодательства, исследовав материалы административного дела № 016/04/14.32-707/2020 сумма штрафа ООО «СМУ-УКС» составит 100 000, 00 рублей.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения ООО «СМУ-УКС» административного правонарушения – 2018 год.

Местом совершения административного правонарушения является Республика Татарстан.

Датой выявления административного правонарушения является дата издания приказа о возбуждении дела №016/01/11-1213/2019 о нарушении антимонопольного законодательства – 12 августа 2019г.

В целях извещения ООО «СМУ-УКС» о дате, времени и месте рассмотрения протокола направлена копия протокола об административном правонарушении.

В день рассмотрения протокола (02 июля 2020 года в 09 часов 00 минут) по делу №016/04/14.32-707/2020 об административном правонарушении в Татарстанское УФАС России явился директор ООО «СМУ-УКС» [должностное лицо].

На основании изложенного, руководствуясь статьями: ст.3.5, ст.14.32, ст.23.48, ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – ООО «СМУ-УКС» (ИНН 1650249170,  ОГРН: 1121650016487, Дата присвоения ОГРН: 29.08.2012, КПП: 165001001, 423800, РТ, г. Набережные Челны, Проспект Чулман, д. 70), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей, 00 копеек.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть оплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя -  Отделение - НБ Республика Татарстан;

БИК Банка -  049205001;

Расчетный счет - 40101810800000010001;

Получатель -  УФК МФ РФ по РТ  (Татарстанское УФАС России)

ИНН получателя -  1653003714

КПП получателя -  165501001;

ОКТМО  ИМНС по месту регистрации;

КБК -  16111601141010032140;

Назначение платежа – УИН 16100500000000575854 денежное взыскание (штраф) по делу №016/04/14.32-707/2020 за нарушение антимонопольного законодательства. 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. «229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

«В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления».

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[должностное лицо] <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны