Решение №ВЧ-08/8566 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-880/2023 о нарушении законодательс... от 17 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/8566 от 17.08.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/05/5-880/2023 в отношении ООО «Северный Звук» (ИНН: 7714423325) по факту распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом следующего содержания: «Сергей Орлов в Казани – 28/09! Повтор программы 2023», что является нарушением части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС по РТ) 15.06.2023г. установлен факт распространения рекламы с текстом: «Сергей Орлов в Казани – 28/09! Повтор программы 2023», содержащая признаки нарушения Закона «О рекламе».

Фотоизображение рекламного объявления представлено ниже:

<…>

Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://orlovsergey.ru/

Фотоизображение содержания сайта представлено ниже:

<…>

В качестве рекламодателя указанной рекламы указана организация ООО «Северный Звук» (ИНН: 7714423325). Информация размещена по адресу: https://yandex.ru/ads/advertiser_info/WEGejI_z8FdT1W1a36u5zGJfcWuu1G3v037Vvefa000003YSxS01SBx7uuZ1vVxVaG6G0URFiEJfW8200fW1vi-mv6cu0PIMYTycs074zBEp0UW1y<…>1WHUO5wgCzGFu6C6AzkoZZxpyOu0PWXmDPdL5EZb3DJ5bLNffD-aSW1r_q27___y1rIB__t__WIC00000003mFmO0h36aGB2iIEWgLcV46s1m2mq0~1?aim-banner-id=72057608236045275&aim-banner-id=72057608236045288&aim-banner-id=72057608236045301.

 

Фотоизображения содержания сайта представлены ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.

Объектом рекламирования является сольный концерт Сергея Орлова.

Информация с текстом: «Сергей Орлов в Казани – 28/09! Повтор программы 2023», в силу статьи 3 Закона о рекламе, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Исходя из текста рекламы следует, что мероприятие носит массовый характер, направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц, при этом как в самом рекламном объявлении, так и на сайте, переходном от рекламы, не соблюдены требования категорирования в соответствии с действующим законодательством о рекламе.

Согласно части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее- 436-ФЗ), без указания категории данной информационной продукции.

Под информационной продукцией согласно статье 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Из положения части 7 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе», ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Установлено, что, согласно информации, приведенной на сайте Яндекс.Директ, организатором мероприятия является ООО «Северный Звук».

Фотоизображение представлено ниже:

<…>

19 июля 2023 года в адрес Управления поступили письменные пояснения ООО «Северный Звук» (вх. №7369), согласно которым, как следует из Правил модерации «Яндекс», размещенных в общем доступе в сети интернет https://yandex.ru/support/direct/moderation/adv-rules.html, при размещении рекламного материала возрастные ограничения должны быть указаны во всех объявлениях, которые рекламируют информационную продукцию:

• игры, фильмы;

• концерты, спектакли, спортивные матчи и другие зрелищные мероприятия;

• печатные издания (газеты, журналы и книги);

• программы и передачи на ТВ и радио;

• базы данных и компьютерные программы.

Возрастная отметка «16+» добавляется на объявления автоматически. Для тематик, относящихся к взрослому контенту, по умолчанию будет добавлена отметка «18+».

Руководствуясь изложенными фактами ООО «Северный Звук» сообщило, что распространение спорного рекламного объявления производило не ООО «Северный Звук», а Сервис №2 по своим правилам, принадлежащей ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543). На этом основании ООО «ЯНДЕКС» (ИНН 7736207543) привлечено к участию в деле.

15 августа 2023 года в адрес Управления поступили пояснения ООО «Яндекс», согласно которым рекламодатель самостоятельно осуществляет подготовку и редактирование рекламной кампании. При этом, согласно п. 3.4 Оферты Яндекс вправе осуществлять проверку рекламных объявлений рекламодателя на соответствие требованиям Договора (Оферты) как до начала оказания услуг, так в любой момент после начала размещения рекламной кампании. В сервисе «Яндекс Директ» существует инструмент для проставления категории информационной продукции в отношении рекламы, подлежащей маркировке в соответствии с 436-ФЗ. В текстовой рекламе информационной продукции, размещенной посредством сервиса «Яндекс Директ», возрастная отметка может быть дополнительно добавлена автоматически при принятии рекламных объявлений к показу. Кроме того, упомянутый инструмент является дополнительным, и рекламодатели не лишены возможности указывать возрастные отметки непосредственно в текстах рекламных объявлений. В рассматриваемом случае возрастная отметка была проставлена в интерфейсе сервиса «Яндекс Директ» 07.07.2023.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС», в отношении Рекламы использовались настройки опции «регион показа»: Казань.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Из положения части 7 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 указанного закона, ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно пункту 5 статьи 3 закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 закона «О рекламе», рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Вместе с тем, классификация информационной продукции по категориям должна осуществляется не только при утверждении рекламы и согласовании предположительной аудитории до ее распространения, но и в самой афише,
в соответствии с информационными категориями, установленными частью 3 статьи 6 Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 

Поскольку возрастная отметка была проставлена 07 июля 2023 года, то есть после возбуждения рассматриваемого дела (23 июня 2023 года), что подтверждается скриншотом, содержащим информацию об изменении рекламы, представленным ООО «Яндекс», в данном случае, ООО «Северный Звук» является как рекламораспространителем, так и рекламопроизводителем и рекламодателем.

Вышеуказанный скриншот представлен ниже:

<…>

О дате, времени и месте рассмотрения дела № 016/05/5-880/2023
ООО «Северный Звук» уведомлено надлежащим образом, что подтверждается письмом, направленным в адрес Управления (вх. №8450 от 16.08.2023г.)

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду добровольного устранения нарушения и прекращения распространения рекламы на момент вынесения Комиссией решения, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламу, распространенную ООО «Северный Звук» (ИНН: 7714423325) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом следующего содержания: «Сергей Орлов в Казани – 28/09! Повтор программы 2023» без указания категории информационной продукции, не соответствующей требованиям части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем признать ООО «Северный Звук».

Предписание ООО «Северный Звук» (ИНН: 7714423325) об устранении нарушения по факту нарушения части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе не выдавать, в связи с тем, что фактическое нарушение части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», на данный момент, устранено.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 17 августа 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны