Решение №04-04/4229 Решение по делу №016/07/3-558/2023 от 27 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/4229 от 27.04.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика АО "РАДИОПРИБОР" – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «НашТрейд» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО «НашТрейд» (вх. № 3788/ж от 13.04.2023 г.) на действия заказчика АО «РАДИОПРИБОР» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме по извещению №230106000033 на предмет: «Поставка 5-осевого фрезерного станка с ЧПУ»,
УСТАНОВИЛА:
Дата размещения текущей редакции извещения №230106000033 на ЭТП ASTGOZ.RU - 22.03.2023 года.
Способ размещения закупки - закрытый запрос котировок в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена договора – 36 300 000, 00 руб.
Предмет закупки - «Поставка 5-осевого фрезерного станка с ЧПУ».
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно Заказчиком неправомерно был применен порядок оценки заявок в соответствии с п.4.14.7 извещения, предусматривающий ранжирование заявок в зависимости от времени их подачи, когда участниками подаются одинаковые ценовые предложения. По мнению заявителя, заказчик должен были применить при оценке заявок пункт п.4.14.6 извещения, предусматривающий необходимость осуществления дополнительной постквалификации и оценки технических предложений участников.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, были представлены устные и письменные пояснения.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех" в соответствии с Присоединением к положению № 1120009414 (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Приложением №6 к Единому Положению о закупке Государственной корпорации «Ростех» определены методические рекомендации по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке.
Так, в соответствии с пунктом 2.3.1. раздела 2.3. «Определение победителя закупки при проведении процедуры запроса котировок / запроса цен, ценового запроса на ЭТП» Определение победителя закупки при проведении процедуры запроса котировок / запроса цен /ценового запроса на ЭТП осуществляется ЗК путем последовательного совершения следующих действий:
1) ЗК рассматривает все заявки, поданные участниками процедуры закупки, и проверяет соответствие участников процедуры закупки и представленных ими документов и сведений требованиям извещения;
2) участники процедуры закупки, заявки которых соответствуют требованиям извещения, признаются участниками закупки и ЗК осуществляет ранжирование таких участников закупки в порядке возрастания цены договора (цены единицы продукции), предложенной ими в заявке, начиная с наименьшей.
В соответствии с пунктом 2.3.2. определение победителя запроса котировок / запроса цен / ценового запроса на ЭТП осуществляется путем ранжирования участников закупки, прошедших отборочную стадию закупки и допущенных к участию в закупке, в порядке возрастания цены, предложенной ими в заявке на участие в закупке, начиная с наименьшей (при проведении запроса котировок/ ценового запроса на ЭТП) или с наиболее выгодной (исходя из используемого единого базиса цены (с НДС/без НДС) при проведении запроса цен), при этом:
1) участнику запроса котировок/ ценового запроса на ЭТП, предложившему наименьшую цену договора, присваивается первый номер, и он признается победителем закупки;
2) участнику запроса цен, предложившему наиболее выгодную для заказчика цену договора (исходя из используемого единого базиса цены (с НДС/без НДС)), присваивается первый номер, и он признается победителем закупки.
В соответствии с пунктом 2.3.3. в случае если несколько участников представили заявки с одинаково выгодными для заказчика ценами, победителем закупки признается участник, заявка которого поступила раньше.
В соответствии с пунктом 2.3.4. при определении победителя запроса котировок / запроса цен / ценового запроса на ЭТП применение к участникам закупки, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок не допускается; ранжирование участников запроса котировок / запроса цен / ценового запроса на ЭТП осуществляется простым сопоставлением числовых значений показателей ценовых критериев по математическим правилам с учетом особенностей, предусмотренных п. 2.3.5 Рекомендаций по оценке.
В соответствии с пунктом 2.3.5. при проведении процедуры запроса цен ЗК осуществляет определение победителя процедуры закупки путем выявления наиболее выгодного для заказчика предложения о цене договора согласно подп. 2.1.2 - 2.1.7 Рекомендаций по оценке после приведения предложений участников закупки к единому базису цены без учета НДС (в случае, если в извещении о закупке предусмотрено применение единого базиса цены без учета НДС).
В соответствии с пунктом 4.14.1 Извещения оценка и сопоставление заявок осуществляется на основании единственного критерия оценки – «цена договора или цена за единицу продукции» в порядке, установленном приложением №2 к информационной карте. Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в извещении, не допускается.
В соответствии с пунктом 4.14.7 извещения в случае если несколько участников представили заявки с одинаково выгодными для заказчика ценами, победителем закупки признается участник, заявка которого поступила раньше.
В соответствии с протоколом №33К-2023/32-1 от 04.04.2023г. на участие в закупке поступилоь2 заявки:
Идентификационный номер участника закупки |
цена заявки, руб. |
дата и время регистрации заявки |
56449 |
36 000,000 (тридцать шесть миллионов триста тысяч) рублей оо копеек (с НДС) |
29.03.2023 |
47037 |
36 000,000 (тридцать шесть миллионов триста тысяч) рублей оо копеек (с НДС) |
29.03.2023 |
В соответствии с пунктом 3 протокола в ходе проведения процедуры рассмотрения заявок оснований для направления дозапроса не выявлено; дозапросы участникам процедуры закупки не направлялись.
Согласно данным протокола на основании приведенной ранжировки заявок победителем закупки был признан участник с идентификационным номером 56449, заявка которого заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора: 36 300 000,00 (тридцать шесть миллионов триста тысяч) рублей 00 копеек (с НДС) с объемом поставляемой продукции: в соответствии с техническим заданием, сроком исполнения договора: 31.12.2024г.
Согласно представленным пояснениям Заказчика оценка заявок участников в рассматриваемой закупке осуществлялась в соответствии с правилами, установленными настоящим извещением и Положением Ростех. С учетом того, что цена являлась единственным критерием оценки, и участниками были поданы одинаковые ценовые предложения в ходе процедуры торгов, Заказчик осуществил ранжирование заявок по правилам присвоения более высокого балла участнику, заявка которого поступила ранее (п. 4.14.7 извещения). В отношении проведения постквалификации Заказчиком было разъяснено, что в соответствии с извещением постквалификация осуществляется исключительно на предмет дополнительной проверки достоверности ранее представленных участником закупки в составе заявки параметров квалификации, условий исполнения договора, информации и документов, характеристик предлагаемой к поставке продукции (в соответствии с критериями отбора). В рассматриваемом случае у Заказчика не было оснований для проведения постквалификации по предоставленным заявкам, а именно, по техническим характеристикам и достоверности предоставляемого товара, поскольку подобных критериев не устанавливалось. Первоначально, в протоколе №ЗЗК-202З/З2 от 03.04.2023г. была допущена опечатка в вопросе №2, где основанием пункта выбора победителя был указан некорректный пункт извещения 4.14.6, а требовалось указать п. 4.14.7. В протоколе от 04.04.2023г. выявленный недочет был исправлен и указан корректный пункт извещения, на основании которого и была осуществлена оценка заявок участников.
Установленные заказчиком требования в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.
Оценка всех заявок поданных заявок была произведена Заказчиком по предусмотренному критерию в соответствии с порядком, указанным в извещении о конкурентной закупке и Положении.
Комиссия по результатам анализа приходит к выводу, что в данном случае Заказчиком не были нарушены требования законодательства о закупках при оценке заявки участника ООО «НашТрейд»
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО «НашТрейд» (вх. № 3788/ж от 13.04.2023 г.) на действия заказчика АО «РАДИОПРИБОР» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме по извещению №230106000033 на предмет: «Поставка 5-осевого фрезерного станка с ЧПУ» необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |