Решение №АЯ-04/14740 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-2166/2021 от 18 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/14740 от 18.11.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТАВТОДОР" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №229/06 от 23.12.2020 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «ГАСЗНАК» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), представителей заявителя ООО «Временные меры» – <…> – [должностное лицо] (директор, Приказ №6 от 15.11.2017г), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев после перерыва жалобы заявителей ООО «Временные меры» (вх. №14182/ж от 20.10.2021 г.), ООО «ГАСЗНАК» (вх.№14264 от 21.10.2021 г., вх.№14463 от 27.10.2021 г., вх.№14387 от 26.10.2021 г.) на действия заказчика АО "ТАТАВТОДОР" при проведении закупки №32110657884 на предмет: «Поставка дорожных знаков в количестве и в ассортименте в соответствии с Техническим заданием»

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки №32110657884 на предмет: «Поставка дорожных знаков в количестве и в ассортименте в соответствии с Техническим заданием» размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru/ 05.10.2021г.

Способ размещения закупки          Конкурс в электронной форме.

Заказчик - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТАВТОДОР".

Начальная (максимальная) цена договора — 270 890 000,00 руб.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон о Закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, при проведении данной закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Татавтодор» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

1. Относительно довода заявителя ООО «ГАСЗНАК» о необоснованном отклонении заявки заявителя Заказчиком.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

В соответствии с частью 26 статьи 3.2 Закона о закупках возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

В соответствии с протоколом № 32110657884-01 по рассмотрению заявок на участие в конкурсе в электронной форме и подведению итогов закупки от 14.10.2021г. заявка участника ООО «ГАСЗНАК» (№3) была признана несоответствующей требованиям документации о закупке по следующему основанию:

«По заявке № 3 выявлено следующее несоответствие требованиям документации о закупке:

- в банковской гарантии не определены обязательства Принципала по заключению договора по итогам закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, что не соответствует требованиям подп. 3 п. 1.18 документации о закупке.

На основании подп. «в» пункта 6.2 Положения, подп. 2.3.4.3 документации о закупке заявка не допущена к участию в закупке».

Согласно пункту 1.18.4 конкурсной документации в случае если обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется участником закупки в виде банковской гарантии, банковская гарантия должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и настоящей документации:

1) банковская гарантия должна содержать сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;

2) банковская гарантия должна содержать указание на номер, предмет закупки и наименование заказчика;

3) в банковской гарантии должны быть определены обязательства Принципала по заключению договора по итогам закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

4) в банковской гарантии должно быть указано, что требование Бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть исполнено в разумный срок, но не превышающий 10 (десять) рабочих дней со дня получения Гарантом требования Бенефициара;

5) банковская гарантия должна содержать прямое указание на то, что она не может быть отозвана Гарантом.

В соответствии с пунктом 2.3.4.3 конкурсной документации критериями допуска к участию в закупке является предоставление Участником закупки требуемого обеспечения заявки в установленных размере, форме, порядке при условии поступления денежных средств на счет Заказчика, указанный в закупочной документации, на момент рассмотрения заявок, либо на счет, предусмотренный регламентом электронной площадки (при необходимости).

Заявителем в качестве обеспечения заявки была предоставлена банковская гарантия №21777-447-0705198 ПАО «Банк ФК «Открытие» от 05.10.2021г.

В соответствии с пунктом 1.1 условий Банковской гарантии установлено, что Гарант обязуется осуществить платеж в пользу Бенефициара в сумме Гарантии (ее части), представляющей собой размер обеспечения заявки, установленный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, при наступлении следующих обстоятельств, являющихся основанием для представления Бенефициаром требования Гаранту:

- Информация о Принципале включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что Принципал, будучи уведомленным о победе в Конкурсе, уклонился либо отказался подписать Контракт/Договор, право на заключение которого являлось предметом Конкурса.

Между тем, подпунктом 3 пункта 1.18.4 конкурсной документации установлены обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии, а именно в банковской гарантии должны быть определены обязательства Принципала по заключению договора по итогам закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.

Таким образом, согласно конкурсной документации условием, при котором будет возможен возврат обеспечения заявки по банковской гарантии, будет являться не только факт включения в РНП, а в том числе факт отказа участника от заключения договора.

Таким образом, указанные обстоятельства в банковской гарантии заявителя, при которых обеспечивалась выплата суммы гарантии Бенефициару (АО «Татаавтодор»), не соответствовали требованиям 1.18.4 конкурсной документации.

Кроме того, порядок включения в РНП уклонившегося от заключения договора лица занимает продолжительное время, тогда как предоставляемая банковская гарантия имеет ограниченный срок действия (в рассматриваемом случае срок действия до 08.12.2021г. включительно), что фактически впоследствии делает невозможным последующее взыскание денежных средств.  

Кроме того, следует отметить, что частью 26 статьи 3.2 Закона о закупках, определен исчерпывающий перечень условий, при которых возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится, а именно:

1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

В силу изложенного, установленные Заказчиком требования к банковской гарантии в конкурсной документации, предоставляемой участником в качестве обеспечения заявки, были основаны в том числе на положениях действующего законодательства о закупках и направлены на защиту имущественных интересов Заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика при отклонении заявки заявителя были осуществлены в непротиворечие с требованиями конкурсной документации и Закона о закупках.

Довод заявителя признан необоснованным.

2. Относительно довода заявителя ООО «Временные меры» о неправомерном отклонении заявки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 6.2 Положения Критериями допуска к участию в закупке являются:

а. соответствие Участника закупки (в том числе коллективного Участника закупки) и заявленных субподрядчиков (соисполнителей) предъявленным требованиям;

б. соответствие предлагаемой продукции предъявленным требованиям;

в. предоставление Участником закупки требуемого обеспечения заявки в установленных размере, форме, порядке при условии поступления денежных средств на счет Заказчика, указанный в закупочной документации, на момент рассмотрения заявок, либо на счет, предусмотренный регламентом электронной площадки (при необходимости);

г. достоверность приведенных в заявке сведений и действительность представляемых документов (в том числе по сроку действия и т.д.);

д. соответствие заявки по составу и/или оформлению предъявленным требованиям, в том числе по объему и содержанию представляемых документов, а также по подписанию уполномоченным лицом;

е. предложение участника закупки о цене договора не превышает начальную (максимальную) цену договора, установленную Заказчиком;

ж. предложение участника закупки о сроке выполнения работ, оказания услуг, поставке товара не превышает максимальный срок выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, установленный Заказчиком, за исключением закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

з.         иные критерии допуска, формируемые Заказчиком в зависимости от специфики процедуры закупки.

Аналогичные требования были установлены в пункте 2.3.4 закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1.6. документации установлено:

Максимальное значение цены договора 270 890 000,00 рублей с НДС.

Максимальная общая цена товаров: 1 063 572,86 рублей с НДС.

Предложение участника закупки о цене за единицу товара не должно превышать начальную (максимальную) цену за единицу товара.

Обоснование начальной (максимальной) цены договора указано в отдельном документе.

В соответствии с протоколом № 32110657884-01 по рассмотрению заявок на участие в конкурсе в электронной форме и подведению итогов закупки от 14.10.2021г. заявка участника ООО «Временные меры» (№ 4) была признана несоответствующей требованиям документации о закупке по следующему основанию:

- предложение о цене участника закупки по строкам 130, 131, 140 превышает начальную (максимальную) цену за единицу товара, установленную в п. 6 Технического задания, что не соответствует п. 1.6 документации о закупке.

На основании подп. «д» пункта 6.2 Положения, подп. 2.3.4.5 документации о закупке заявка не допущена к участию в закупке.

Согласно доводам заявителя отклонение заявки на основании превышения начальной (максимальной) цены за единицу товара является неправомерным и формальным со стороны заказчика. В обоснование изложенного заявитель указывает на идентичность параметров требуемых знаков на основании ГОСТ Р 52290-2004, в частности, по отклоненным позициям знак 130 идентичен по характеристикам со знаком 74, знак 131 со знаком 75, знак 140 со знаком 83 технического задания.

Учитывая наличие идентичности параметров между знаками, заявителем и указывались идентичные ценовые предложения за единицу товара.

Техническим заданием были установлены следующие характеристики и показатели знаков (жирным выделены позиции, по которым был отклонен участник):

 

Наименование товара

Ед. изм.

Цена за ед, руб., без учета НДС

Цена за ед, руб., с учетом НДС

74

Знаки 1.34.1, 1.34.2 (500х615) (типоразмер 3, пленка III )

шт

2 815,18

130

Знаки 1.34.1, 1.34.2 (500х615) (типоразмер 2, пленка III )

шт

2 663,84

75

Знаки 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3 (500х1160) (типоразмер 3, пленка III )

шт

5 087,39

131

Знаки 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3 (500х1160) (типоразмер 2, пленка III)

шт

4 378,06

83

Знак 6.13 (250х300) (типоразмер 3, пленка III )

шт

1 085,73

140

Знак 6.13 (250х300) (типоразмер 2, пленка III )

шт

858,34

 

Технические характеристики дорожных знаков и световозвращающих пленок должны соответствовать ГОСТ 32945-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования».

Заявка участника содержала следующие сведения:

 

Наименование товара

Ед. изм.

Цена за ед, руб., без учета НДС

Цена за ед, руб., с учетом НДС

74

Знаки 1.34.1, 1.34.2 (500х615) (типоразмер 3, пленка III )

шт

2 702,70

130

Знаки 1.34.1, 1.34.2 (500х615) (типоразмер 2, пленка III )

шт

2 702,70

75

Знаки 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3 (500х1160) (типоразмер 3, пленка III )

шт

4 782,30

131

Знаки 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3 (500х1160) (типоразмер 2, пленка III)

шт

4 782,30

83

Знак 6.13 (250х300) (типоразмер 3, пленка III )

шт

923,10

140

Знак 6.13 (250х300) (типоразмер 2, пленка III )

шт

923,10

 

Установленный в техническом задании стандарт "ГОСТ 32945-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования" является межгосударственным и применятся в обязательном порядке на основании положений ТР ТС 014/2011.

Указанный стандарт регламентирует и содержит только требования к форме, размерам, общему оформлению конструкции дорожных знаков.

В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 32945-2014 установлено, что изображения символов и надписей знаков стандартной формы должны выполняться в соответствии с ПДД.

В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТ по информационно-смысловому содержанию знаки подразделяют по группам в соответствии с Правилами дорожного движения государств ЕАСС (далее - ПДД).

Приложение к Правилам дорожного движения Российской Федерации являются дорожные знаки (изображения) по "ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (указанный национальный стандарт в рассматриваемой закупки служил источником изображений дорожных знаков той или иной разновидности).

"ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" устанавливает и регламентирует требования к группам, изображениям, размерам дорожных знаков (далее - знаков), предназначенных для установки на автомобильных дорогах, улицах и дорогах городских и сельских поселений (далее - дорогах) с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний, а также требования к световозвращающим материалам для знаков.

Стандарты ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 32945-2014 устанавливают следующие требования к параметрам, характеристикам, изображению знаков (в рамках позиций, по которым был отклонен участник):

Согласно таблице Д6 ГОСТ 52290-2004 к типоразмерам II, III знаков 1.34.1, 1.34.2 установлены следующие требования к размерам знаков:

Номер знака

Типоразмер

Н

В

1.34.1 - 1.34.2

II

500

615, 1160, 2250

III

700

865, 1625, 3150

 

         При этом, техническим заданием к позиции 74 (типоразмер III) параметры размеров были установлены идентичные размерам позиции знака 130 (типоразмер II), что не соответствовало ГОСТ 52290-2004.

         Иные параметры показателей позиций 130 и 74 были между собой идентичны.

Аналогичное выявлено по позиции 131, идентичной по параметрам позиции знака 75 технического задания:

Согласно таблице Д6 ГОСТ 52290-2004 к типоразмерам II, III знаков 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3 установлены следующие требования к размерам знаков:

Номер знака

Типоразмер

Н

В

1.34.1 - 1.34.2

II

500

615, 1160, 2250

III

700

865, 1625, 3150

1.34.3

II

500

1160, 2250

III

700

1625, 3150

Аналогичное выявлено по позиции 140, идентичной по параметрам позиции знака 83 технического задания:

Согласно таблице Д8 ГОСТ 52290-2004 к типоразмерам II, III знака 6.13 установлены следующие требования к размерам знаков:

Номер знака

Типоразмер

Н

В

6.13

II

200

300

 

III

350

450

Из вышеприведённого следует, что все технические показатели знаков позиций 130 со знаком 74, знака 131 с позицией 75 и 140 с позицией 83 технического задания были идентичны и одинаковы между собой.

Таким образом, участник, предлагая к поставке знаки с идентичными параметрами, и указывал одинаковые ценовые предложения за единицу товара по позициям, идентичным между собой.

Кроме того, предложение участника о цене договора составило 616 962,40 рублей, что не превысило максимальную общую цену товаров 1 063 572,86 руб.

Учитывая изложенное, в действиях Заказчика имеются нарушения требований пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупах.

Довод заявителя признан обоснованным.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы заявителя ООО «ГАСЗНАК» (вх.№14264 от 21.10.2021г., вх.№14463 от 27.10.2021г., вх.№14387 от 26.10.2021г.) на действия заказчика АО "ТАТАВТОДОР" при проведении закупки №32110657884 на предмет: «Поставка дорожных знаков в количестве и в ассортименте в соответствии с Техническим заданием» необоснованными.

2. Признать жалобу заявителя ООО «Временные меры» (вх. №14182/ж от 20.10.2021г.), на действия заказчика АО "ТАТАВТОДОР" при проведении закупки №32110657884 на предмет: «Поставка дорожных знаков в количестве и в ассортименте в соответствии с Техническим заданием» обоснованной.

3. Признать Заказчика АО "ТАТАВТОДОР" нарушившим требования пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части формирования требований к количеству специалистов в техническом задании.

 4.Выдать Предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

 5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны