Решение №АЯ-04/3820 Решение по делу № 016/07/3-550/2024 от 19 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/3820 от 19.04.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссии заказчика, деятельность которого регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика - АО «Международный аэропорт «Казань» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности №94/24 от 09.01.2024 г.), представителя заявителя – <…> – [должностное лицо] (по доверенности б/н от 22.01.2024 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Современные инженерные системы» (вх. № 3623/ж от 09.04.2024 г.) на действия Акционерного общества «Международный аэропорт «Казань» при проведении закупки № 32413418913 на предмет «Оказание услуг по прочистке канализационных насосных станций (КНС) хозяйственно-бытовой канализации, согласно техническому заданию, для нужд АО «Международный аэропорт Казань»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32413418913 размещено на официальном сайте https://223etp.zakazrf.ru/ – 22.03.2024г.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 200 000 рублей.

Суть жалобы, заявка заявителя отклонена неправомерно.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

 В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно доводу жалобы заявителя, при подаче заявки, ООО «Современные инженерные системы» заполнили документацию, в том числе НМЦ в требуемой форме.

Договор, предложенный Заявителем не нарушает условий, указанных в извещении, вся представленная документация по заявке составлена с учетом требований Заказчика.

Согласно пункту 2.1. договора общая максимальная стоимость работ, предусмотренных данным договором не должна превышать 1200000 (один миллион двести тысяч) рублей 00 копеек, что соответствует всем условиям заявки.

Указание в поданной Заявителем электронной заявке лишь НМЦ контракта без указания цены за каждую единицу работ с учетом наличия таковой в приложенном Заявителем контракте, не являлось основанием для отклонения заявки. Также предложение Заявителя было самым выгодным среди иных участников торгов, что могло привести, при отсутствии необоснованного отклонения заявки, к победе в торгах.

Согласно пояснениям заказчика, согласно Таблице 1 Документации «Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений» указано: Контракт заключается на условиях по начальной (максимальной) цене договора, указанной в п. 2.6. Приложения №1 к Документации по запросу предложений. Участник подает заявку на электронной площадке по начально-максимальной цене, однако в приложенных документах к заявке указывает сумму цен за единицу каждого товара (именно эта сумма будет сравниваться между участниками в данном критерии).

В Приложении №6 Участники указывают сумму цен за единицу, на основании которой происходит оценка и сравнение участников по критериям.

На основании закупочной документации Таблица 1 «Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений» все участники подают заявку на электронной площадке по начально-максимальной цене, т.к. подав предложение на площадке ниже НМЦ, указанной в п.2.6, некорректно заключение договора по цене за сумму цен за единицу услуги. Перечень работ, указанный в ТЗ и в проекте договора представлен в виде прейскуранта цен за единицу услуги и будет выбран по мере необходимости в течение года.

ООО «Современные инженерные системы» отклонено во второй части за несоответствие требованиям, установленным в закупочной документации, а именно: ценовое предложение на площадке указано как сумма цен за единицу услуги.

Изучив материалы дела и пояснения сторон, Комиссия Татарстанского УФАС пришла к следующему.

Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок участников запроса предложений в электронной форме от 03 апреля 2024 г № 32413418913-02, заявка Заявителя была отклонена от дальнейшего участия в процедуре.

В обоснование отклонения заявки Заявителя от дальнейшего участия в процедуре, Заказчик указал на пункт 4.2 Документации, Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет Заявку Участника закупки в случае: в) несоответствия участника запроса предложений требованиям, установленным настоящей документацией. А именно: согласно Таблице 1 документации, Контракт заключается на условиях по начальной (максимальной) цене договора, указанной в п. 2.6. Приложения №1 к Документации по запросу предложений. Участник подает заявку на электронной площадке по начальной максимальной цене, однако в приложенных документах к заявке указывает сумму цен за единицу каждого товара (именно эта сумма будет сравниваться между участниками в данном критерии).

В ходе анализа заявки Заявителя, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что первая часть заявки участника содержала согласие участника на поставку продукции согласно Закупочной документации.

Так, Заявитель согласился оказать услугу по прочистке канализационных насосных станций (КНС) хозяйственно-бытовой канализации, согласно техническому заданию, для нужд АО «Международный аэропорт Казань» предусмотренные документацией в полном объеме.

Комиссия управления отмечает, что подача участником заявки для участия в конкурентной процедуре свидетельствует о принятии им условий его проведения, содержащихся в конкурсной документации.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за указание на электронной площадке ценового предложения как сумму цен за единицу услуги, а не указание начально-максимальной цены, не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Заказчиком не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

Комиссия также обращает внимание Заказчика на тот факт, что Закупочная документация, по своей сути, является офертой, в соответствии с условиями которой в дальнейшем происходит заключение договора, а заявка участника является акцептом. При этом пунктом 1 статьи 428 ГК РФ указано, что акцепт должен быть полным и безоговорочным.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что указанное в протоколе от 03 апреля 2024 г № 32413418913-02 основание отклонения заявки Заявителя является неправомерным и не соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу заявителя ООО «Современные инженерные системы» (вх. № 3623/ж от 09.04.2024 г.) на действия Акционерного общества «Международный аэропорт «Казань» при проведении закупки № 32413418913 на предмет «Оказание услуг по прочистке канализационных насосных станций (КНС) хозяйственно-бытовой канализации, согласно техническому заданию, для нужд АО «Международный аэропорт Казань» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика -  Акционерного общества «Международный аэропорт «Казань», нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению Предписание об устранении выявленных нарушений при проведении настоящей закупки.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны