Решение №АЯ-04/3876 Решение по делу №016/07/3-554/2024 от 19 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/3876 от 19.04.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МУП «ВОДОКАНАЛ» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «ИЦ Автоматизация и диспетчеризация» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «ИЦ Автоматизация и диспетчеризация» (вх. №3572/ж от 08.04.2024 г., 3684 от 10.04.2024 г.) на действия заказчика МУП «ВОДОКАНАЛ» при проведении закупки по извещению №32413360764 на предмет: Выполнение работ по модернизации шкафа управления установкой по обезвоживанию осадка сточных вод № 1 на очистных сооружениях канализации по адресу: г. Казань, ул. Магистральная Приволжского района,

У С Т А Н О В И Л А:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32413360764 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 06.03.2024 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 14 931 456,08 рублей.

Способ размещения закупки - аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя неправомерно подлежала отклонению.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия г.Казани "Водоканал" (далее – Положение). 

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 01.04.2024г. заявка заявителя (№496881) была отклонена Заказчиком по следующему основанию:

«не предоставление документов подтверждающих наличие у Исполнителя

персонала, имеющего не менее III группы допуска по электробезопасности, а также соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для выполнения работ.

- не предоставление выписки из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, действующая в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации на дату подачи заявки участником закупки.

- не предоставление выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.».

Согласно представленным пояснениям заявителя в составе заявки на этапе ее подачи участником было представлено гарантийное письмо с обязательствами предоставить Заказчику вышеперечисленные документы в случае заключения договора, учитывая, что аукционная документация, по мнению заявителя, предусматривала указанное условие.

Из представленных пояснений Заказчика следовало, что обозначенное заявителем в жалобе условие возможности представления подобного рода документов согласно условиям документации распространялось на случай невозможности представления в составе заявки решения об одобрении/совершении крупной сделки на этапе проведения соответствующий закупки.

В ходе анализа заявки участника Комиссией установлено, что в заявке заявителя в действительности отсутствовали документы, обозначенные условиями аукционной документации.

Вместе с тем, в ходе проверки объекта закупки Комиссией было установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Как было установлено ранее объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по модернизации шкафа управления установкой по обезвоживанию осадка сточных вод № 1 на очистных сооружениях канализации по адресу: г. Казань, ул. Магистральная Приволжского района.

Согласно размещенным условиям извещения в рамках объекта закупки предусматриваются работы, связанные с АСУТП – автоматизированной системой технических и программных средств, предназначенных для автоматизации управления технологическим процессом, не являющейся объектом капитального строительства.

Кроме того, в извещении о закупке не была размещена проектно-сметная документация, позволяющая при анализе сделать вывод о том, что в рамках объекта имеется необходимость в выполнении работ на объекте капитального строительства.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, Заказчиком не приведено, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что в указанном случае установленное Заказчикам в аукционной документации требование о предоставлении СРО в области архитектурно-строительного проектирования, строительства на этапе подачи заявки незаконно и подлежит исключению из требований извещения.

Учитывая изложенные обстоятельства, отклонение заявки заявителя за отсутствие представления в составе заявки соответствующих СРО было со стороны Заказчика неправомерно.

Довод заявителя признан обоснованным частично.

Заказчиком были нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику, Оператору ЭТП предписания об устранении нарушений действующего законодательства о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «ИЦ Автоматизация и диспетчеризация» (вх. №3572/ж от 08.04.2024г., 3684 от 10.04.2024г.) на действия заказчика МУП «ВОДОКАНАЛ» при проведении закупки по извещению №32413360764 на предмет: «Выполнение работ по модернизации шкафа управления установкой по обезвоживанию осадка сточных вод № 1 на очистных сооружениях канализации по адресу: г. Казань, ул. Магистральная Приволжского района» обоснованной в части неправомерного отклонения заявки за отсутствие представления СРО в области архитектурно-строительного проектирования, строительства.

Признать заказчика МУП "ВОДОКАНАЛ" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны