Предупреждение №АЯ-06/13563 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ П06-50/2020 о прекращении действий (бездейств... от 9 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/13563 от 09.10.2020

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27.04.2020 № 01/101-пр, 22.05.2020 № 01/124-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Исполнительный комитет) (422190, Республика Татарстан, Мамадышский район, г. Мамадыш, ул. Мусы Джалиля, д. 23/33, ИНН 1626008858).

Татарстанским УФАС России по результатам анализа деятельности проверяемого лица было установлено следующее.

Постановлением Исполнительного комитета г. Мамадыш Мамадышского муниципального района № 32 от 15.06.2017г. утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Мамадышского муниципального района.

Согласно информации, предоставленной Исполнительным комитетом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, договоры на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, действующих на момент проверки не заключались, Исполнительным комитетом за период с 01.01.2016 г. до даты начала проверки торги на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Мамадышского муниципального района не проводились.

Согласно Приложению № 1 к Постановлению Исполнительного комитета г. Мамадыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан № 32 от 15.06.2017, на территории г. Мамадыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан предусмотрено размещение 27 (двадцать семь) нестационарных торговых объектов.

В ходе проверки Исполнительным комитетом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан не представлено положение о порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ввиду его отсутствия, что свидетельствует о невозможности проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов, что в свою очередь ограничивает доступ хозяйствующих субъектов к товарному рынку.

Исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан выступает организатором по проведению торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Как было отмечено ранее, торги на право установки нестационарных торговых объектов Исполнительным комитетом Мамадышского муниципального района не проводились.

Процедура проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов, предусмотренная законодательством Российской Федерации, направлена на развитие и поддержание рыночной экономики и конкурентных отношений в сфере торговли на территории регионов Российской Федерации, обеспечивает недискриминационные (равные) условия доступа всех участников экономических отношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, снижает барьеры входа в данную сферу экономической деятельности и вероятность создания в данном секторе экономики региона Российской Федерации условий недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Проведение органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на право установки нестационарных торговых объектов повышает экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обеспечивает развитие и поддержание достигнутого уровня конкуренции на местном региональном уровне, а также способствует экономическому развитию всего муниципального образования.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закон о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из характера и субъектного состава подлежащих урегулированию отношений, торги на право установки нестационарных торговых объектов проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере торговли и развития между ними добросовестной конкуренции; обеспечения гласности и прозрачности, предотвращение коррупции при предоставлении мест для установки нестационарных торговых, находящихся в публичной собственности.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 2 стати 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен быть разработан порядок проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов.

Соответственно, бездействие Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, выраженные в непринятии порядка проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Мамалышского муниципального района, нарушает принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могут проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления права на установку нестационарных торговых объектов.

Вместе с тем, итоги проведенной проверки указывают на наличие интереса со стороны хозяйствующих субъектов к такому способу осуществления деятельности как торговля на нестационарных торговых объектах, однако данный вид деятельности не может быть осуществлен в соответствии с законодательными установлениями, поскольку торги на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан не проводились ввиду отсутствия нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, в действиях (бездействии) Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района, выразившихся в непринятии нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в непринятии нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о необходимости прекращения нарушения путем осуществления действий по принятию нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов на территории Мамадышского муниципального района.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны