Определение №ВЧ-08/10925 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 016/05/28-1599/2021 по приз... от 27 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-08/10925 от 27.08.2021

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, <…> - [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении <…> - [юридическое лицо] по факту распространения рекламы с текстом: «<…> Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог. +7<…>84»; «<…> Ломбард. Деньги под залог золота, бытовой техники и другого ценного имущества…» по адресу: <…>11/17; «<…> Ломбард. Под залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…», по адресу <…> д. 46А; «<…> Ломбард. Комиссионный магазин. Под Залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…»; «<…> Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог.  +7<…>36»; «<…> Ломбард. Комиссионный магазин. Деньги сразу под низкий процент. Ставка 0.3 % в день первому клиенту» по адресу  <…> д. 12, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) (вх № 10139 от 24.07.2021) по факту размещения рекламы с содержанием «<…> Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог. +7<…>84» по адресу: <…>11/17; «<…> Ломбард. Под залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…», по адресу <…> д. 46А; «<…> Ломбард. Комиссионный магазин. Под Залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…»; <…> Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог.  +7<…>36»; «<…> Ломбард. Комиссионный магазин. Деньги сразу под низкий процент. Ставка 0.3 % в день первому клиенту» по адресу  <…> д. 12, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Исходя из обращения следует, что <…> - [юридическое лицо] осуществляет деятельность на территории Республики Татарстан, а именно по адресам:

<…>д. 35;

<…>д. 50/15;

<…> д. 12;

<…> д. 46А;

<…>д. 51

По адресу:  <…>располагается офис <…> - [юридическое лицо]. Снаружи и внутри офиса размещена реклама следующего содержания: «<…> Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог. +7<…>84»; «<…> Ломбард. Деньги под залог золота, бытовой техники и другого ценного имущества…».

Фотоизображение приведено ниже:

По адресу: <…> д. 46А располагается офис <…> - [юридическое лицо], в котором размещена реклама следующего содержания: «<…> Ломбард. Под залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…»

Фотоизображение приведено ниже:                                                                                                             

По адресу: <…> д. 12 располагается офис <…> - [юридическое лицо], где размещена реклама следующего содержания: «<…> Ломбард. Комиссионный магазин. Под Залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…»; <…> Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог.  +7<…>36»; «<…> Ломбард. Комиссионный магазин. Деньги сразу под низкий процент. Ставка 0.3 % в день первому клиенту»

Фотоизображение приведено ниже: 

Кроме того, заявителем установлено, что по всем адресам осуществления деятельности Обществом распространяются визитки с рекламой следующего содержания: «Авто Ломбард. Деньги под залог: ПТС, оргтехники, сотовых телефонов, недвижимости, другого ценного имущества. ООО «Ломбард <…>». Низкий %. www. <…>.ru, http:// <…>».

Фотоизображение приведено ниже:                                                                                                             

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом
«О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.   

Объектом рекламирования вышеуказанной рекламной информации являются – услуги займа под залог золота, техники, ПТС и другого ценного имущества, предоставляемые ломбардом <…> - [юридическое лицо].

Реклама <…> - [юридическое лицо] направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»: рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Пунктом 1 статьи 358ГК РФ предусмотрено, что принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями – ломбардами. При этом согласно пункту 3 данной статьи закладываемые вещи передаются в ломбард.

Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Из положений главы 4 Закона «О ломбардах» следует, что в случае, если заемщик не погашает обязательства перед ломбардом в срок, установленный договором займа, то по истечении установленного статьей 10 Закона льготного срока, ломбард вправе обратить взыскание на невостребованную вещь путем ее продажи (часть 2 статьи 12, часть 2 статьи 13), с целью удовлетворения требований ломбарда к заемщику (часть 1 статьи 13).

Таким образом, договор займа подразумевает передачу заложенной вещи в ломбард, поскольку именно из стоимости заложенной вещи подлежат удовлетворению требования ломбарда в случае невозврата денежных средств заемщиком.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Также согласно пункту 25, в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В то же время к информации, определяющей фактическую стоимость кредита, не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства (далее ПТС) является документом, которая, в свою очередь, предназначена для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, ломбард не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах, следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа в ломбарде.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьей 5, частью 3 статьи 28, Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 №АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

В связи с указанными обстоятельствами, Управление возбуждает данное дело в отношении <…> - [юридическое лицо], которое в рассматриваемом случае является рекламодателем.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу №016/05/28-1599/2021 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

 Назначить дело № 016/05/28-1599/2021 к рассмотрению на 22 сентября 2021 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

Признать лицами, участвующими в деле:

-  заявителем - Волго-Вятское главное управление Банка России;

- лицом, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе - <…> - [юридическое лицо].

4.            <…> - [юридическое лицо] в срок до 16 сентября 2021 (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту  <…> с дублированием  <…>) согласно следующему перечню.

копии договоров на изготовление и распространение рекламы с текстом: «<…> Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог. +7<…>84», «<…> Ломбард. Деньги под залог золота, бытовой техники и другого ценного имущества…», «<…> Ломбард. Под залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…», «<…> Ломбард. Комиссионный магазин. Под Залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…», «<…> Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог.  +7<…>36», «<…> Ломбард. Комиссионный магазин. Деньги сразу под низкий процент. Ставка 0.3 % в день первому клиенту», с приложением документов, подтверждающих их исполнение, в том числе оплату по указанным договорам. 

информация о видах деятельности <…> - [юридическое лицо] в 2020, 2021 годах;

документы, лицензии, разрешения, позволяющие <…> - [юридическое лицо] оказывать финансовые услуги;

копии договоров аренды помещений по адресам: Республика Татарстан, <…>11/17, <…> д. 46А,  <…> д. 12; <…> д. 50/15; <…>д. 51.

сведения о выручке <…> - [юридическое лицо] за 2020, за 2021 годы, с приложением подтверждающих документов;

доверенность и копия паспорта (при себе иметь оригинал) представителя <…> - [юридическое лицо];

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

5.            Волго-Вятскому главному управлению Банка России в срок до 16 сентября 2021 представить (на электронную почту  <…> с дублированием  <…>) иные документы и сведения, имеющие значение для дела.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка представителя <…> - [юридическое лицо] обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к «TrueConf» по обязательному заблаговременному уведомлению Управления. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

<…> - [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны