Решение №04-04/5800 Решение по делу № 016/07/3-738/2021 от 17 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/5800 от 17.05.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заявителя АО «Татспиртпром» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 22.04.2021 №121), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.01.2021 г. №58), в присутствии представителя заявителя ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» – <…> – [должностное лицо] (доверенность № 1 от 11.01.2021 г.),  в отсутствии представителей Заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ" -  не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» (вх. 5787/ж от 26.04.2021 г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ" при проведении закупки № 32110178870 на предмет: 2404-2021-00051 Оказание аудиторских услуг бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении конкурса в электронной форме №32110178870 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 09.04.2021 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ".

Начальная (максимальная) цена контракта – 165 754,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что в документации по закупке и  на электронной площадке, на которой проводится закупка, указано различное время окончания приема заявок.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Казанский химический научно-исследовательский институт» (далее – Положение).

В пункте 12.3 извещения об осуществлении закупки конкурсной документации Заказчиком указаны следующие дата и время окончания срока подачи заявок: 16:00 (по местному времени организатора закупки)«26» апреля 2021 года в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом ЭТП.

В пункте 23 информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявки подаются, начиная с «09»  апреля 2021 г, и до 16 ч. 00 мин. «26» Апреля 2021 г. (по местному времени организатора закупки).

Вместе с тем, согласно информации, размещенной на сайте ООО «ЭТП» http://www.etprf.ru/ указано иное время окончания подачи заявок:

 

Окончание срока подачи заявок

26.04.2021 00:00 (+03:00)\Местное: 26.04.2021 00:00 (+03:00)

 

Комиссия отмечает, что прием заявок был окончен 26.04.2021 г. в 00:00, тогда как информация об окончании срока подачи заявок, указанная в конкурсной документации является недостоверной, вводящей в заблуждение потенциальных участников закупки, в связи с чем происходит нарушение прав потенциальных участников закупки.

Так, согласно пояснениям заявителя, заявитель был введен в заблуждение относительно времени окончания подачи заявок и не успел подать заявку на участие в рассматриваемом конкурсе.

Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено различное время окончания подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке. Указанное обстоятельство повлекло к тому, что заявитель был введен в заблуждение и не успел подать заявку на участие в закупке.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлен срок к предоставлению аудиторского отчета по первому этапу (по результатам аудита промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности) не позднее 30 сентября 2021 года, тогда как отчетность Заказчика подлежащая аудиту будет составляться с 01 сентября 2021 года по 30 сентября 2021 года.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В пункте 12 информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлено следующее:

Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг

Аудиторские услуги оказываются в два этапа.

Первый этап – предоставление детализированного отчета по результатам Аудита неконсолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 9 месяцев 2021 года, проводимого с 01 сентября 2021 года по 30 сентября 2021 года с (далее – Отчет). Отчет по первому этапу должен быть представлен не позднее 30 сентября 2021 года.

Второй этап - предоставление детализированного отчета по результатам Аудита неконсолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2021 год с 01 февраля 2022 года по 10 февраля 2022 года. Отчет по второму этапу и Аудиторское заключение должны быть представлены не позднее 15 февраля 2022 года.

 

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Пунктом 49 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н  "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" установлено, что промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

В соответствии с пунктом 51 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н  "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Комиссия Татарстанского УФАС России, рассмотрев указанный довод заявителя, пояснения, представленные Заказчиком, документацию по рассматриваемому конкурсу, пришла к выводу, что Заказчиком неправомерно установлен срок для представления результатов аудита – не позднее 30 сентября 2021 года на основании нижеследующего.

Согласно срокам, указанным в конкурсной документации, Заказчиком до 30 сентября 2021 года будет составлен промежуточный бухгалтерский отчет за период с 01 сентября по 30 сентября 2021 г. В соответствии с установленными сроками к первому этапу выполнения работ (оказания услуг) по проведению аудита бухгалтерской отчетности аудит должен быть произведен (оформлен отчет) победителем закупки и представлен в адрес Заказчика не позднее 30 сентября 2021 года.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что согласно условиям действующего законодательства, промежуточная отчетность может быть составлена в течение 30 дней по окончании отчетного периода.  При составлении бухгалтерского отчета в день окончания периода отчетности Заказчиком могут быть не учтены операции, которые будут совершены 30 сентября 2021 года,  что в свою очередь может привести к неверному отражению показателей в неконсолидированной бухгалтерской отчетности.

При условии, что Заказчик составит бухгалтерскую отчетность (за период с 01 сентября 2021 года по 30 сентября 2021 года) 30 сентября 2021 года (в течение дня), победителю закупки не представится возможности провести аудит неконсолидированной бухгалтерской отчетности, представленной Заказчиком в день, когда победитель уже должен отдать Заказчику аудиторское заключение (провести аудит бухгалтерской отчетности, оформить соответствующее заключение, представить заключение в адрес Заказчика).

В ходе заседания Комиссии, заявитель указал на то, что заявитель хотел принять участие в рассматриваемой закупке. Заказчик при этом, на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, не представил достаточных доказательств того, что аудиторский отчет по первому этапу возможно представить не позднее 30 сентября 2021 года, при условии, что победителю бухгалтерская отчетность для проведения аудита будет представлена лишь 30 сентября 2021 года.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия принимает решение выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» (вх. 5787/ж от 26.04.2021г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ" при проведении закупки № 32110178870 на предмет: 2404-2021-00051 Оказание аудиторских услуг бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год обоснованной.

Признать Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ"   нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны