Решение №АЯ-04/6319 Решение по делу №016/07/3-858/2024 от 27 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/6319 от 27.06.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заявителя ООО «Стартех» - <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо] (по доверенности), представителей заказчика АО Международный аэропорт «Казань» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности) рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Стартех» (вх. №6313/ж от 14.06.2024 г.) на действия заказчика АО Международный аэропорт «Казань» при проведении закупки №32413650656 на предмет: «Поставка, монтаж и пусконаладочные работы оборудования системы охранного видеонаблюдения, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32413650656 было размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/.

Заказчик – АО «Международный аэропорт «Казань».

Начальная цена договора – 85 574 647,60 рублей.

Дата подведения итогов – 14.06.2024 г.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном требовании о наличии у участников лицензий ФСБ и ФСТЭК.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, составу и оформлению заявки на участие в закупке.

При этом согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 1.2 раздела 4 Документации участник закупки должен иметь, в том числе, действующую лицензию, выданную Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России или территориальными органами ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в соответствии с инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 г. N3-1; Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N5485-I "О государственной тайне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны").

В соответствии с пунктом 7 технического задания, участникам необходимо иметь лицензии ФСБ (на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на проведение работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в технических средствах), ФСТЭК (на контроль защищенности информации, составляющей государственную тайну, аттестация средств и систем на соответствие требованиям по защите информации). Иметь в штате специалистов, имеющих допуск к работам со сведениями, составляющими государственную тайну, оформленный по форме не ниже 3.

Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии ФСБ и ФСТЭК, ограничивающее конкуренцию.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что часть оборудования, поставляемого в рамках закупки, должно быть установлено в режимных помещениях, с находящимися внутри аттестованными средствами автоматизации, установка в такие помещения нового оборудования требует внесения соответствующих изменений в аттестационные документы. Выполнять такие действия может только организация, имеющая соответствующие лицензии. При этом эксплуатация аттестованного объекта автоматизации до момента соответствующего оформления всей необходимой документации не допускается.

Комиссия Татарстанского УФАС России, по результатам рассмотрения доводов жалобы приходит к следующим выводам документацию, установила следующее.

В соответствии с Техническим заданием по закупке заказчику требуется Дооснащение существующей системы охранного видеонаблюдения (далее - СВН) аэропорта.

При этом данная система должна выполнять следующие функции:

- круглосуточный видеоконтроль за объектами аэровокзальной инфраструктуры;

- видеорегистрация обстановки, анализа изображений - с тревожным реагированием;

- взаимодействие с другими системами для более полного информирования о развитии событий.

- исключение возможности бесконтрольного проникновения на объект (с объекта) людей;

- обеспечение верификации (подтверждение) тревог системы охраны;

- обеспечение качества изображения, позволяющее оператору идентифицировать нарушителя (человека, группу людей, автотранспорт);

- наблюдение за оперативной обстановкой на объекте;

- уменьшение времени на принятие правильного решения, при возникновении внештатных ситуаций;

- возможности анализа внештатных ситуаций по архиву событий в зонах наблюдения;

- сопровождение нарушителя и наведение на него сотрудников службы безопасности.

Кроме того, заказчиком в Техническом задании установлено, что в связи с наличием в списке помещений объекта, оснащаемых системой СВН помещений, аттестованных для обработки сведений составляющих государственную тайну Исполнитель при выполнении работ должен:

Произвести специальную проверку оборудования, устанавливаемого в таких помещениях.

Установленным порядком внести сведения об изменениях в составе оборудования в помещениях в аттестационную документацию на помещения.

Иметь лицензии ФСБ (на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на проведение работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в технических средствах), ФСТЭК (на контроль защищенности информации, составляющей государственную тайну, аттестация средств и систем на соответствие требованиям по защите информации). Иметь в штате специалистов, имеющих допуск к работам со сведениями, составляющими государственную тайну, оформленный по форме не ниже 3.

Также заказчиком установлено, что Поставляемая система охранного видеонаблюдения должна иметь сертификат, подтверждающий соответствие системы требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №969 от 26.09.2016 г. (в части видеонаблюдения, видеозаписи, аудиозаписи и охранной сигнализации, системы сбора и обработки информации).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Федеральному закону от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 г. N79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» утверждено «Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (далее Положение 79).

Кроме того, согласно пункту 2 Положения 79 следует, что под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

При этом, согласно пункта 3 Постановление №79 лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации (далее - лицензируемый вид деятельности) осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее - лицензирующий орган).

Согласно пункту 4 Положение 79 при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат:

а) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам:

в средствах и системах информатизации;

в технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;

в помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;

в помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);

б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;

в) услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;

г) работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации:

средств и систем информатизации;

помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

защищаемых помещений;

д) работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении:

средств и систем информатизации;

помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

защищаемых помещений;

е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

Таким образом, в техническое задание включены виды работы, для выполнения которых необходима лицензия.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 24.01.1998 г. N61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" режимные объекты - это военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности.

Согласно п. 3 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. N1203, режимные объекты - это объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования, которых установлены специальные меры безопасности.

Международный аэропорт «Казань» является режимным объектом инфраструктуры воздушного транспорта, имеющий помещения, аттестованные для обработки сведений составляющих государственную тайну. Подрядчикам, осуществляющим работы на территории аэропорта, необходимо иметь лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на проведение работ по выявлению электронных устройств.

Как следует из закупочной документации, работы по закупке направлены в том числе в целях обеспечения безопасности на объекте инфраструктуры воздушного транспорта, в которые вовлечены правоохранительные органы. Следовательно, передаваемая информация (видеонаблюдение) через систему охранного видеонаблюдения, должна быть защищена от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней, что прямо предусмотрено пунктами 2 и 4 Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 г. N79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".

Более того, согласно статье 27 Закон РФ от 21.07.1993 г. N5485-1 "О государственной тайне" Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Также из представленных пояснений заказчика в случае если работы выполняет организация-лицензиат это позволит обеспечит непрерывность функционирования аттестованных объектов автоматизации. В контролируемой зоне помещений первого отдела устанавливается PTZ Камера видеонаблюдения, требующая дополнительного питания (отдельный инжектор PoE).

Из представленных пояснений заказчика, при работах по прокладке трасс системы видеонаблюдения необходимо будет посещение помещений ФСБ и пограничные зоны, в которые пограничные службы требуют допуск не ниже 3.

В соответствии с пунктом 5 Приказ ФСБ РФ от 8 ноября 2012 г. №562 предметом пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации*(20) является признание законности пересечения государственной границы лицами, въезжающими в Российскую Федерацию, либо разрешение на пересечение государственной границы лицами, выезжающими из Российской Федерации, а также осуществление действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы, выявлению источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через государственную границу*(21) с государствами - членами Таможенного союза, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив Извещение, установила, что установление Заказчиком требования о наличии у участников закупки Лицензии ФСБ и ФСТЭК России не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, требование о наличии лицензии ФСБ и ФСТЭК установлено заказчиком исходя из его потребностей и с учетом требований действующего законодательства в области защиты объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 Признать жалобу заявителя ООО «Стартех» (вх. № 6313/ж от 14.06.2024 г.) на действия заказчика АО Международный аэропорт «Казань» при проведении закупки №32413650656 на предмет: «Поставка, монтаж и пусконаладочные работы оборудования системы охранного видеонаблюдения, согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны