Решение №АР-05/2094 Решение по делу №05-79/2018 от 24 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/2094 от 24.02.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №05-79/2018 по признакам нарушения АО «ТАИФ-НК» (ИНН 1651025328) пунктов 4 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции на товарном рынке нефтепродуктов, в том числе сокращение поставок на внутренний рынок и/ или ущемление интересов покупателей нефтепродуктов,

УСТАНОВИЛА:

В Татарстанское УФАС России поступило поручение ФАС России (исх. №АГ/27126/18 от 17.04.2018, вх. №6385 от 19.04.2018), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства ОАО «ТАИФ-НК» при  формировании цен на нефтепродукты в биржевом и внебиржевом сегментах рынка.

По результатам мониторинга индикаторов рынка нефтепродуктов ФАС России, установлено, что в марте 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года ОАО «ТАИФ-НК» увеличило объем производства автомобильного бензина на на 65%, при этом сократило объем отгрузки автомобильного бензина на внутренний рынок Российской Федерации на на 24,6% и увеличило отгрузку автомобильного бензина на экспорт на 556%.

Таким образом, в марте 2018 года ОАО «ТАИФ-НК» увеличило поставки автомобильных бензинов и дизельного топлива на экспорт, при одновременном сокращении поставок на внутренний рынок Российской Федерации, что привело к ограничению предложения объемов товара как в биржевом, так и внебиржевом сегментах рынка, созданию дисбаланса спроса и предложения и оказало существенное влияние на увеличение цены товара.

В целях недопущения дефицита нефтепродуктов в регионах Российской Федерации ФАС России, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в 2011 году заключило четырехсторонние соглашение (далее – Соглашение) с нефтяными компаниями, в том числе ОАО «ТАИФ-НК».

В рамках контроля соблюдения ОАО «ТАИФ-НК» обязательств по реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, предусмотренных Соглашением, на постоянной основе проводится мониторинг объемов фактически произведенных нефтепродуктов и с 2015 года, мониторинг производства светлых нефтепродуктов в объеме, составляющем не менее 20% от объема переработанной нефти и их поставку на внутренний рынок.

По результатам мониторинга обязательств производства светлых нефтепродуктов в объеме, составляющем не менее 20% от объема переработанной нефти и их поставке на внутренний рынок за 2017 год ОАО «ТАИФ-НК» не были соблюдены обязательства по поставке светлых нефтепродуктов на внутренний рынок Российской Федерации, а именно: объем поставки составил 12% от объема производства.

Таким образом, динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями, а также динамика реализации товара на экспорт оказывают существенное влияние на формирование цен на нефтепродукты в биржевом и внебиржевом сегментах рынка.

По данным АО «СПбМТСБ» национальной биржевой индекс в марте 2018 года вырос на автомобильные бензины марки АИ-92 на 2 988 руб./т (на 7,36%), марки АИ-95 -3 967 руь./т (на 9,53%), на дизельное топливо зимнее -544 руб./т (на 1,27%), на дизельное топливо межсезонное – 1 486 руб./т (на 3,55%).

Согласно пункту 9 перечня отраслей (сфер) экономики и ожидаемых результатов развития конкуренции Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента от 21.12.2017 №618, ожидаемый результат в сфере нефти и нефтепродуктов является развитие рыночных механизмов ценообразования, в том числе развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, а также развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты.

Развитие механизмов организованных торгов позволяет формировать биржевые, внебиржевые индексы на товары и способствует качественному налоговому и антимонопольному регулированию, что в свою очередь, является фактором, препятствующим установлению монопольно высоких цен.

Вместе с тем, одним из основных принципов развития конкуренции и формирования цивилизованных рыночных условий на рынках нефтепродуктов является преимущественное удовлетворение спроса на внутреннем рынке Российской Федерации.

Таким образом, Управление приходит к выводу, что сокращение ОАО «ТАИФ-НК» объема реализации автомобильного бензина на внутренний рынок привело:

- к увеличению цен нефтепродуктов в биржевом и внебиржевом сегментах рынка;

- ущемлению интересов оптовых, мелкооптовых и розничных покупателей.

В соответствии с пунктами 4 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами и создание дискриминационных условий.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На ОАО «ТАИФ-НК» распространяются требования, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, согласно аналитического отчета по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива через АЗС на территории Республики Татарстан группа компаний «ТАИФ-НК» занимает доминирующее положение.

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС от 03.05.2018 г. № 02/198-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «ТАИФ-НК» (423570, РТ, г. Нижнекамск-11, а/я 20, ИНН 1651025328, КПП 165101001, ОГРН 1031619009322) по признакам нарушения пунктов 4 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении  конкуренции на товарном рынке нефтепродуктов, в том числе сокращение поставок на внутренний рынок и/ или ущемление  интересов покупателей нефтепродуктов.

06 декабря 2018 года в соответствии с Определением о приостановлении производства по делу №05-79/2018 рассмотрение настоящего дела было приостановлено до вступления в силу решения по судебному делу №А65-36068/2018.

В соответствии с определением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-36068/2018 от 16 января 2019 года, указанное дело было объединено с делом №А65-31207/2018.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2020 года по делу №А65-31207/2018 требования заявителя были удовлетворены в полном объеме, предупреждения № П05-107/2018, №П05-108/2018 признаны незаконными.

Постановлением 11 арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 года по делу №А65-31207/2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения.

Постановлением арбитражного суда Поволжского округа от 03.11.2020 года Решение Арбитражного суда Республики Татарстан, Постановление 11 арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 года оставлены без изменения.

При вынесении актов суды исходили из следующего.

В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с требованиями раздела 4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок № 220) процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

 - предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

При этом Порядок № 220 не допускает, чтобы какой-либо из этапов определения географических границ товарного рынка был пропущен антимонопольным органом при проведении анализа рынка. В целях разрешения вопроса определения географических границ товарного рынка и об экономической обоснованности цен в рамках дела проведена экспертиза.

Во исполнение определения суда экспертом было подготовлено экспертное заключение от 13.11.2019 № 0319/01-БЭ, которое суды признали соответствующим требованиям статьи 86 АПК РФ. Как указали суды, в заключении отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов и нормативных актов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам, в том числе относительно правильности определения географических границ товарного рынка.

Суды учитывали результаты проведенной экспертизы, и пришли к выводам о нарушении антимонопольным органом Порядка № 220 при проведении анализа рынка дизельного топлива и составлении аналитического отчета и недоказанности антимонопольным органом доминирующего положения заявителей, что исключает квалификацию их действий как нарушающих требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций отклонили доводы административного органа об установлении заявителем экономически необоснованных оптовых цен на дизельное топливо в спорный период правоотношений.

Ввиду вступления в законную силу судебного акта по делу №А65-31207/2018 Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Определением от 18 января 2021 года (исх.№АР-05/444 от 20.01.2021) производство по делу №05-79/2018 было возобновлено.

Вместе с тем, ввиду указания судом в рамках рассмотрения дела №А65-31207/2018 на отсутствие у АО «ТАИФ-НК» доминирующего положения на рынке оптовой реализации дизельного топлива, в действиях указанной организации отсутствует нарушение пунктов 4 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.         Рассмотрение дела №05-79/2018 по признакам нарушения АО «ТАИФ-НК» (ИНН 1651025328) пунктов 4 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции на товарном рынке нефтепродуктов, в том числе сокращение поставок на внутренний рынок и/ или ущемление интересов покупателей нефтепродуктов, прекратить.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны