Решение №АЯ-04/8318 Решение по делу № 016/01/18.1-1111/2023 от 11 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/8318 от 11.08.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя организатора торгов ООО «Вендер» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №б/н от 30.05.2023 г.), в отсутствие представителей оператора торговой площадки ЭТП ООО «Сирин» (заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие), в отсутствие представителей МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, в присутствии заявителя <…> – [физическое лицо] лично, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №7947/ж от 02.08.2023 г.) на действия организатора торгов ООО «Вендер» при проведении торгов по реализации имущества должников на электронной торговой площадке new.torg.msk.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru №22000106630000000038),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №7947/ж от 02.08.2023 г.) на действия организатора торгов ООО «Вендер» при проведении торгов по реализации имущества должников на электронной торговой площадке new.torg.msk.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru №22000106630000000038).

Суть жалобы, по мнению заявителя, реализация имущества проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Данные жалобы рассматриваются в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.

Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в установленном порядке привлекло для реализации арестованного имущества специализированные организации ООО «Вендер», заключив с обществом государственный контракт №12/21-3А от 15.12.2021 г.

Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, проведение торгов при реализации имущества должника в рамках Федерального закона 02.10.2007 г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является обязательным.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке) публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом.

В рассматриваемых торгах реализация имущества должника проводилась в соответствии с Законом об исполнительном производстве, а также Законом об ипотеке.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов, оператора торговой площадки, а также позиции организатора торгов, оператора торговой площадки, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

Относительно доводов заявителя о неправомерных сроках размещения извещения о проведении торгов и сроках аккредитации на электронной торговой площадке.

В силу части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения.

Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Частью 3 статьи 57 Закона об ипотеке установлено, что организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Согласно части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Извещение о проведении торгов по реализации имущества должников было опубликовано организатором торгов ООО «Вендер» на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 28.07.2023г.

Дата начала подачи заявок: 28.07.2023г.

Дата и время окончания подачи заявок: 04.08.2023 12:00

Дата и время проведения торгов: 11.08.2023 10:00:00 по мск

Место проведения торгов: Торги проводятся на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу www.new.torg.msk.ru.

Между ООО «Вендер» и ЭТП ООО «Сирин» был заключен агентский договор от 22.01.2020г. №10 на оказание услуг об организации электронных торгов во исполнение условий государственного контракта, заключенного между ООО «Вендер» и МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Согласно положениям чч. 6 и 7 ст. 87 Закона об исполнительном производстве, п. п. 2.2, 2.3 Соглашения ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 основаниями для начала процедуры проведения публичных торгов являются постановление судебного пристава-исполнителя о передаче имущества должника на реализацию и передача этого имущества судебным приставом-исполнителем специализированной организации по акту приема-передачи. Данное положение подтверждается Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 06.07.2016 г.

Действия организатора торгов на ЭТП осуществляется в соответствии с Регламентом ЭТП Сирин. 

Регламент ЭТП является договором присоединения участника торгов в соответствии со статьей 428 Гражданского Кодекса РФ, присоединение стороны к которому осуществляется средствами ЭТП путем на электронной торговой площадке, а также публичной офертой на основании статьи 437 Гражданского Кодекса РФ.

В соответствии с Регламентом ЭТП присоединение к Регламенту означает полное принятие условий настоящего Регламента в редакции, действующей на момент регистрации соответствующего заявления.

Процедура аккредитации является процессом идентификации в установленном порядке лиц на ЭТП и получение доступа к участию в торгах, и ООО «Вендер» не обладает информацией о причинах отказа или прохождения аккредитации лиц на торговой площадке.

Процедуру аккредитации участников ЭТП оператор площадки осуществляет самостоятельно, в правомочия организатора торгов данные действия не входят.

Заявитель ссылается на нарушение ООО «Вендер» пункта 4.5 Регламента, согласно которому оператор в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации и уведомляет Претендента о принятом решении.

В соответствии с Регламентом оператор ЭТП (или Оператор) — это лицо, владеющее электронной торговой площадкой, в том числе сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», программно-аппаратными средствами, обеспечивающими деятельность ЭТП, имеющее подтвержденное в установленном порядке право обеспечивать торги конкретного вида в электронной форме или лицо, уполномоченное действовать от его или своего имени.

Претендент — это лицо, использующее открытую часть ЭТП, либо лицо подавшее заявку на регистрацию на ЭТП, но не прошедшее в установленном Регламентом порядке процедуру регистрации.

Следовательно, процедуру аккредитации проводит сам Оператор ЭТП.

ООО «Вендер» не является операторам ЭТП, а является организатором торгов. Аккредитацию Претендентов Оператор ЭТП осуществляет самостоятельно без привлечения организаторов торгов.

Таким образом, о допущении нарушений ООО «Вендер» в реализации арестованного имущества путем проведения открытого торга, а также допуска участников к самому аукциону не находят своего подтверждения, следовательно, действия специализированной организации ООО «Вендер» не нарушает права и законные интересы как должника, так и взыскателей по исполнительному производству.

В то же время, ООО «Сирин» является оператором электронной торговой площадкой, и обладает в том числе необходимым инструментом для проведения закупок в электронной форме. Это программноаппаратный комплекс, который выглядит как интернет-сайт, после регистрации и аккредитации на котором организаторы торгов могут объявлять закупки и торги. В рамках действующего законодательства площадка предоставляет способы торгов по реализации имущества, процедура которых регулируются Регламентом данной электронной площадки и её внутренними положениями.

Электронная торговая площадка ООО «Сирин» является инструментом проведения торгов, а оператор площадки обязан обеспечивать исправную работу этого инструмента.

ООО «Сирин» отвечает за функционал ЭТП, а также за условия регистрации и аккредитации заявителей на ЭТП, которые устанавливается оператором торговой площадки. Все отношения регулируются положениям Регламента, а также права и обязанности, присоединившихся к нему сторон, а именно: Оператора ЭТП, Организаторов торгов, Участников ЭТП, Посетителей, иных лиц.

На площадке размещено объявление о соглашениях со всеми торгующими организациями, которая информирует пользователей о том, что достигнуты и заключены соглашения с торгующими организациями РТ и Ульяновской области о проведении торгов арестованным имуществом в электронной форме на ЭТП https://new.torg.msk.ru/, в том числе с ООО «Вендер».

В соответствии с Регламентом ООО «Сирин» обеспечивает наличие у каждого зарегистрированного и аккредитованного на ЭТП лица рабочего раздела на этой площадке — личного кабинета, доступ к которому может иметь только указанное лицо. 

С момента его включения в реестр Участников ЭТП имеет право участвовать в открытых торгах, проводимых на ЭТП. Соответственно, процесс аккредитации не относится к конкретным торгам, а позволяет Участнику ЭТП иметь возможность подавать заявки и участвовать во всех торгах. Заявитель имеет право регистрироваться и проходить аккредитацию независимо от назначаемых Организаторами торгов.

Претендент приобретает статус Участника торгов с момента подписания членами Комиссии Организатора торгов протокола об определении участников торгов. Рассмотрение заявок и допуск участников осуществляется после окончания присма заявок организаторами торгов самостоятельно.

Аккредитация действительна в течение одного года, по истечение срока которого Участник ЭТП обязан заново предоставить актуальные документы и повторно пройти процедуру аккредитации. Сроки процедуры регистрации и аккредитации на ЭТП в области реализации арестованного имущества не установлены российским законодательством.

Так, в соответствии с п. 5.6 Регламента оператор ЭТП в течение 5 (Пяти) рабочих дней принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации заявителя. Данный срок является максимальным сроком для принятия решения оператором площадки.

В соответствии с п. 5.7 Регламента Оператор отказывает Претенденту в аккредитации в следующих случаях:

-           в случае непредставления документов и сведений, указанных в п. 5.4 Регламента;

-           в случае представления Претендентов документов, не соответствующих установленным к ним требованиям либо содержащих информацию, в т.ч. не соответствующую информации, содержащейся в базах данных из официальных сайтов органов государственной власти в сети «Интернет»;

-           в случае представления Претендентом недостоверной информации в заявлении, и/или заполнения полей заявления с нарушением требований к ним (п. 5.19);

-           в случае предоставления Претендентом в заявке адреса электронной почты, который уже был предоставлен иным Претендентом и/или Участником ЭТП;

-           в случае если Претендентом подано, но не рассмотрено к моменту подачи заявления, ранее поданное заявление от Претендента на аккредитацию;

-           при повторной подаче заявления на аккредитацию уже аккредитованного ранее лица, в том числе лица, аккредитация которого была приостановлена;

-           в случае подачи заявления на аккредитацию лицом, ранее аккредитованным на ЭТП, сведения о котором , в том числе паспортные данные, были предоставлены Оператору ЭТП, но с указанием иного, нежели чем указанного в п.5.2 настоящего Регламента, email (адреса электронной почты).

Регламентом ЭТП внеочередная аккредитация не предусмотрена. Все заявки рассматриваются в строгой очередности подачи. Данный ответ был направлен заявителю оператором 31.07.2023 г. (Рис. 1)

Внеочередная аккредитация, наоборот, может рассматриваться как предоставление преимущественных прав третьим лицам.

Кроме того, на ЭТП аккредитованы более несколько тысяч участников, допуск которых проводился в соответствии с Регламентом ЭТП, и которые в настоящее время принимают участие в торгах, проводимых организаторами торгов.

Также, Организатором торгов при размещении извещения о проведении торгов были соблюдены сроки, установленные действующим законодательством. Извещение о предстоящих публичных торгах размещено не позднее чем за 10 дней до их проведения, а именно 28.07.2023 г., тогда как дата проведения торгов – 11.08.2023г. (на 13-й день).

Кроме того, согласно пояснениям организатора торгов, было подано более 40 заявок, которые смогли в сроки установленные в извещении подать заявки.

Следовательно, данное обстоятельство не свидетельствует об ограничении организатором торгов и оператором торговой площадки конкуренции при проведении торгов.

Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой и отражена в Решении Арбитражного суда РТ по делу №А65-8409/2020 от 09 сентября 2020г.

Кроме того, пунктом 3.4 Регламента установлено, что аккредитация действительна в течение одного года. Следовательно, у участников отсутствует необходимость аккредитации на ЭТП каждый раз при участии в торгах.

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя признаны необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 и 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №7947/ж от 02.08.2023 г.) на действия организатора торгов ООО «Вендер» при проведении торгов по реализации имущества должников на электронной торговой площадке new.torg.msk.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru №22000106630000000038) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны