Решение №04-04/11267 Решение по делу №016/07/8-1140/2019 от 31 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей» – <…> (генеральный директор), <…> (в качестве слушателя), в отсутствии заявителя <…>, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленной надлежащим образом, рассмотрев жалобу <…> (вх. №11547/ж от 19.07.2019г.) на действия заказчика ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей» при проведении закупки №31908099218 на предмет: «Выполнение работ по поверке приборов учета тепловой энергии и ГВС»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменение извещения о проведении запроса предложений №31908099218 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 17.07.2019 года.

Заказчик – ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей».

Начальная (максимальная) цена контракта – 203 640 ,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о проведении заказчиком запроса предложений в бумажной форме в соответствии с опубликованным Положением о закупках иной организации.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 5 статьи 8 Закона о закупках заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. Заказчики, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после 1 февраля 2018 года, в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц утверждают положения о закупке или принимают решения о присоединении к положению о закупке в соответствии с частями 3 - 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Частью 5.1 статьи 8 Закона о закупках установлено, что если в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом, заказчик в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не разместил утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, на такого заказчика до дня размещения им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке распространяются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части:

1) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

2) выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 - 3, 5 - 8 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом для целей настоящей части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года;

4) применения требований к участникам закупок;

5) оценки заявок, окончательных предложений участников закупки;

6) создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;

7) определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 - 5 главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом заказчики:

а) направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом;

б) не проводят согласование применения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление такого согласования;

8) осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом заказчики:

а) не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса или запроса предложений несостоявшимися;

б) не направляют в контрольный орган в сфере закупок уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заказчиком ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей», 10 января 2019 года в единой информационной системе размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Высокогорские коммунальные сети».

Согласно пояснениям заказчика, при размещении Положения ответственным специалистом допущена техническая ошибка в части размещения Положения о закупках иного хозяйствующего субъекта.

Таким образом, Положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Чистопольское ПТС» признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Следовательно, заказчиком, в нарушение требований части 5.1 статьи 8 Закона о закупках при проведении рассматриваемой закупки не применены положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд:

1) с 1 июля 2018 года вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;

2) с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Согласно извещению о проведении закупки на выполнение работ по поверке приборов учета тепловой энергии и ГВС для нужд Открытого акционерного общества «Чистопольское предприятие тепловых сетей» заказчиком определен способ закупки: запрос предложений.

Место подачи заявок предложений:

Участники подают свои заявки:

- с использованием услуг почтовой связи по адресу Заказчика: 422982, РТ, г.Чистополь, ул.Мира, д.42

- нарочным в часы работы ОАО «Чистопольское ПТС» по адресу 422982, РТ, г.Чистополь, ул.Мира, д.42.

Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе проводится закупка в форме запроса предложений не в электронной форме.

Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода заявителя о сокращении заказчиком сроков подачи заявок на участие в запросе предложений.

Частью 3 статьи 83.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого запроса.

Согласно извещению о проведении запроса предложений:

Дата начала срока подачи заявок 15.07.2019

Дата внесений изменения в извещение 17.07.2019

Дата и время окончания подачи заявок 22.07.2019 в 17:00

Дата подведения итогов 23.07.2019

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени», время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Извещение об осуществлении закупки размещено заказчиком 15.07.2019г., дата и время окончания подачи заявок – 22.07.2019г.

Таким образом, у потенциальных участников закупки было 4 полных рабочих дня для подачи заявки.

Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя признан обоснованным.

Кроме того, согласно части 5 статьи 83.1 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик не вправе отменять проведение такого запроса или вносить изменения в извещение о проведении такого запроса, документацию о проведении такого запроса.

Комиссией установлено, что заказчиком 17.07.2019г. внесены изменения в извещение и документацию о проведении запроса предложений.

Следовательно, заказчиком нарушены требования части 5 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя о неправомерном указании заказчиком условий отказа от проведения закупки.

Согласно части 5 статьи 83.1 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик не вправе отменять проведение такого запроса или вносить изменения в извещение о проведении такого запроса, документацию о проведении такого запроса.

Разделом 2.4 «Отказ от проведения запроса Предложений» документации установлено, что покупатель вправе принять решение об отказе от проведения запроса Предложений в любое время, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и подачей заявки. В случае принятия такого решения Покупатель в течение 1 дня следующего за днем принятия решения, размещает сведения об отказе от проведения запроса Предложений на официальном сайте.

Таким образом, заказчиком нарушены требования части 5 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неправомерных сроков заключения договора.

Частью 25 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам запроса предложений в электронной форме контракт заключается с победителем такого запроса в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.

Пунктом 6.1.2 «Заключение договора» документации заказчиком установлено, что договор с победителем запроса Предложений должен быть заключен не позднее 7 (семи) дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки заявки. Договор с таким участником заключается на условиях проекта договора, по цене, предложенной таким участником в заявке.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя об отсутствии в документации конкретных сроков предоставления разъяснений положения документации.

Пунктом 2.2 «Разъяснение положений документации» документации заказчиком установлено, что при проведении запроса Предложений какие-либо переговоры Заказчика с Участником запроса Предложений по вопросам проведения запроса Предложений не допускаются, за исключением разъяснений положений документации.

Любой участник запроса Предложений вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа за подписью руководителя организации, Заказчику запрос о разъяснении положений документации о проведении запроса Предложений в срок не позднее, чем за 2 рабочих дня до окончания подачи заявок. В течение 1 рабочего дня со дня поступления указанного запроса Заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации о проведении запроса Предложений.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено обязательного требования об указании конкретных сроков дачи разъяснений положений документации.

Указание заказчиком условий разъяснений положений документации не противоречит требованиям законодательства.

Следовательно, довод заявителя признан необоснованным.

Кроме того, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

Частью 1 статьи 4 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Комиссией установлено, что Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей» утверждено решением Совета директоров протоколом №02/18 26.12.2018г.

Однако Положение размещено в единой информационной системе с нарушением сроков, установленных частью 1 статьи 4 Закона о закупках только 23.07.2019г.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Подпунктом 3 пункта 51.2 статьи 51 раздела 6 Положения заказчиком установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае закупки услуг по техническому и санитарному содержанию помещений.

Вместе с тем, рынок услуг по техническому и санитарному содержанию помещений, а именно клининговых услуг, не монополизирован, более того является высококонкурентным. Закупка данного вида услуг у единственного поставщика на основании пп.3 п.51.2 р.6 Положения может привести к созданию преимущественных условий для определенных участников рынка, а также ограничению прав иных субъектов на участие в конкурентных процедурах.

Проведение процедуры закупки у единственного поставщика также может повлечь за собой неэффективное расходование денежных средств.

Следовательно, действия заказчика по установлению в Положении о закупках вышеуказанного основания для заключения договора с единственным исполнителем нарушают требования части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства, в том числе, об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесении изменений в извещение и документацию о проведении запроса предложений и проведении закупки повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также внесении изменений в Положение о закупках в части исключения подпункта 3 из пункта 51.2 статьи 51 раздела 6 Положения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 Р Е Ш И Л А:

1.         Признать жалобу <…> (вх. №11547/ж от 19.07.2019г.) на действия заказчика ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей» при проведении закупки №31908099218 на предмет: «Выполнение работ по поверке приборов учета тепловой энергии и ГВС», частично обоснованной.

2.         Признать заказчика – ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей» нарушившим требования части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 5.1 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 3, 5 статьи 83.1, части 9 статьи 83.2, пункта 2 части 43 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.         Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны