Решение №ВЧ-08/12707 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/14.8-788/2021 по признакам нарушения... от 5 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/12707 от 05.10.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

рассмотрев дело №016/01/14.8-788/2019 по признакам нарушения ИП Габдрахмановым Р.Р. (422250, РТ, Балтасинский р-н, пгт. Балтаси, ул. Набережная, 7А; ИНН 161201816137, ОГРНИП 314167509100012, дата регистрации ИП: 01.04.2014г.) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан, без соответствующего свидетельства и минуя конкурсные процедуры,

в присутствии:

- представителя ИП Габдрахманова Р.Р. по доверенности [физического лица]

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение ИП Хисматуллина Ильназа Ильдаровича (вх. №15987/ж от 18.11.2020г.) на действия ИП Габдрахманова Рафиля Рафаэловича (422250, РТ, Балтасинский р-н, пгт. Балтаси, ул. Набережная, 7А; ИНН 161201816137, ОГРНИП 314167509100012, дата регистрации ИП: 01.04.2014г.) по факту нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении регулярных перевозок пассажиров по маршрутам, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан без карт маршрутов регулярных перевозок и свидетельства на осуществление перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, что имеет признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения указанного обращения, представленных документов и материалов, а также анализа нормативной правовой базы Управлением установлено следующее.

На рынке пассажирских перевозок Республики Татарстан создана маршрутная сеть и в соответствии с Федеральным законом №220-ФЗ от 13.07.2015 г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» (далее – Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа») проведены конкурсные процедуры с определением перевозчиков по каждому из 160 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Министерством транспорта Российской Федерации ИП Хисматуллину Ильназу Ильдаровичу выдана лицензия от 02 марта 2020 года № АК-16-001105 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ ИП Хисматуллину Ильназу Ильдаровичу (ИНН 1610000676557) было выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №530 «г. Арск (остановочный пункт г. Арск) – Большая Атня (остановочный пункт с. Большая Атня) – г. Казань (автостанция – «Восточный»)» и обратно. Однако заявитель утверждает, что ИП Габдрахманов Рафиль Рафаэлович (ИНН 161201816137) осуществляет регулярные перевозки по маршруту «Балтаси – г. Казань», «Б.Атня – г. Казань» и обратно без карт маршрутов регулярных перевозок и свидетельства на осуществление перевозок по данным маршрутам. Подтверждением систематических пассажирских перевозок, осуществляемых ИП Габдрахмановым Р.Р. на межмуниципальном маршруте «Б.Атня – г. Казань», являются фотографии автомобилей с табличками и наклейками в которых содержатся надписи: «Атня – Казань», расположенные на передних лобовых стеклах и стеклах задних дверей автомобилей «Газель» с гос. номерами Е 868 КО 116, Е 576 УО 716, К 868 ХУ 116.

Указанные действия ИП Габдрахманова Р.Р. содержат признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления недобросовестной конкуренции.

В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело (определение о назначении дела №016/01/14.8-788/2021 от 25 мая 2021 года (исх.№ АЯ-08/6433 от 28.05.2021 года).

В целях рассмотрения настоящего дела Определение о назначении дела №016/01/14.8-788/2021 от 28 мая 2021 года, к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства к рассмотрению был привлечен ИП Габдрахманов Р.Р.

На Комиссии присутствовал представитель ИП Габдрахманова Р.Р., действующий на основании доверенности от 28.10.2020 года, [физическое лицо]

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных лицами, участвующими в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу пункта 2 статьи 19 Закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа» свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее – открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;

2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Согласно статье 4 названного закона по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе.

Согласно выписке из ЕГРИП, ИП Габдрахманов Р.Р. осуществляет следующую деятельность: 49.39.11 Регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении.

Управлением установлено, что маршрут №530 «г. Арск (остановочный пункт г. Арск) – Большая Атня (остановочный пункт с. Большая Атня) – г. Казань (автостанция – «Восточный»)» и обратно входит в транспортную сеть РТ, что подтверждается Реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Татарстан, размещенном на официальном сайте Минтранса РТ по адресу: <…>.

Вместе с тем, Управлением был направлен запрос в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ о маршрутах «с. Большая Атня – Казань», «с. Большая Атня – Арск», «Балтаси – Казань» и обратно. В ходе анализа полученного ответа было установлено, что межмуниципальные маршруты регулярных перевозок «Большая Атня – Казань», «Большая Атня – Арск» не устанавливались.

Согласно информации полученной от Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, установлено, что на маршрут «Казань – Набережные Челны – Казань» Минтрасом РТ проводились конкурсы на определение лиц, которые будут осуществлять регулярные перевозки пассажиров по нему.

Вместе с тем, известно, что ИП Габдрахмановым Р.Р. получены свидетельства на осуществление перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 531 «Балтаси – Казань».

Управлением была запрошена информация у Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее – Средне-Волжское МУГАДН) о состоянии пассажирских перевозок по маршруту «с. Большая Атня – Казань», «с. Большая Атня – Арск», «Балтаси – Казань» и обратно.

В ходе проведения контрольно-надзорных функций в сфере регулярных пассажирских перевозок на автодорогах республики Средне-Волжским МУГАДН выявлены факты осуществления регулярных перевозок пассажиров
ИП Габдрахмановым Р.Р. по маршруту «Атня – Казань» и обратно, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан без карт маршрутов регулярных перевозок, наличие которых является обязательным. К ответу приложены материалы административных производств в отношении водителей транспортных средств ИП Габдрахманова Р.Р.

Таким образом, ИП Габдрахманов Р.Р. осуществляет перевозку пассажиров по маршрутам «Атня – Казань», входящих в транспортную сеть республики, минуя требования, установленные статьей 19 Закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», не имея на то соответствующих разрешительных документов. Указанные действия ИП Габдрахманова Р.Р. привели (могли привести) к получению данным хозяйствующим субъектом преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке перевозок пассажиров на межмуниципальных маршрутах, а также причинили (могли причинить) убытки добросовестным конкурентам, которые оказывают услуги перевозки пассажиров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (42 перевозчика различных форм собственности, которые прошли конкурсные процедуры и получили свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту).

В ходе заседания Комиссии представителем ИП Габдрахманова Р.Р., [физическим лицом] указано, в соответствии с лицензией № АК-16-000306 от 14 июня 2019 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, ИП Габдрахманов Рафиль Рафаэлевич вправе осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки или договора фрахтования транспортного средства, перевозку иных лиц для собственных нужд.

Комиссия считает данный довод несостоятельным ввиду следующего.

Законодательством Российской Федерации определены понятия регулярных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров по заказу. Так, в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта, перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу.

Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Устава автомобильного транспорта. В соответствии со статьей 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В соответствии с разделом II «Регулярные перевозки» Правил перевозки пассажиров и багажа регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Деятельность по организации пассажирских перевозок регулируется Федеральным законом от 13.06.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №220-ФЗ).

По смыслу пункта 10 статьи 4 Закона №220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам возможно только при наличии свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок.

В соответствии со статьей 26 Закона №220-ФЗ в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (Далее – Реестр) включаются, в том числе сведения о регистрационном, порядковом номере маршрута, наименование, месте нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок.

Законом Республики Татарстан от 26.12.2015 № 107-ЗРТ «О реализации Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 №317 «Вопросы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан», предусмотрено, что перевозчики, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки по маршрутам пригородного и междугородного сообщения, определяются по результатам открытого конкурса.

Реестр представляет собой единую информационную базу данных межмуниципальных маршрутов. Включению в Реестр подлежат сведения о всех фактически действующих или отмененных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство) межмуниципальных маршрутах. Основанием для включения в Реестр является победа в конкурсе, который проводится Минтрансом РТ, по результатам которого выдаются свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам, определенным в конкурсной документации.

Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Устава автомобильного транспорта, в соответствии с которым установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Согласно статье 787 Гражданского кодекса РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Возможность осуществления перевозки по заказу предусмотрена статьей 27 Устава автомобильного транспорта, в которой указано, что транспорт для такой перевозки предоставляется на основании договора фрахтования, который должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Согласно пункту 4 указанной статьи при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Статья 784 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

В разделе III «Перевозка пассажиров и багажа по заказу» Правил перевозки пассажиров и багажа указано, что договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 указанных Правил. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые определены в приложении № 4 Правил. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

Таким образом, исходя из положении Устава автомобильного транспорта и Правил перевозки пассажиров и багажа отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются:

- установленного расписания перевозок;

- установленного маршрута следования перевозок;

- установленных пунктов отправки;

- остановочных пунктов;

-наличие разрешительных документов на право осуществления регулярных перевозок;

-включение перевозчика в реестр регулярных маршрутов.

Комиссией проведен анализ видеоматериалов и фотоматериалов на которых транспортные средства с государственными регистрационными номерными знаками Е 868 КО 116, Е 576 УО 716, К 868 ХУ 116 с табличками и наклейками в которых содержатся надписи: «Атня – Казань», расположенные на передних лобовых стеклах и стеклах задних дверей автомобилей «Газель». Данные транспортные средства не имеют табличек с надписью «Заказной». Вместе с тем, видеоматериалы и фотоматериалы, предоставленные ИП Хисматуллиным И.И. подтверждают факт осуществления ИП Габдрахмановым Р.Р. перевозок пассажиров по маршрутам, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан.

Из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении фотоизображений видно, что на транспортных средствах марки ГАЗ указано наименование маршрута, на котором проставлены наименования начального и конечного пунктов, а также указано время прибытия и отправления.

Размещение на транспортных средствах табличек с наименованием маршрута и с информацией о начальной, конечной остановочных пунктах маршрута направлено на привлечение неопределенного круга лиц, желающих воспользоваться услугами по перевозке.

Обозначение автобуса как следующего по маршруту «Атня-г.Казань-Атня» также свидетельствует об использовании транспортного средства для осуществления регулярных перевозок, в то время как транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров по заказу, оформляются табличками с надписью «Заказной».

Подтверждением намерения осуществлять регулярные перевозки по этому маршруту является также подача ИП Габдрахмановым Р.Р. 02.09.2020г. в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан заявления об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок.

Исходя из совокупности вышеизложенных обстоятельств, перевозка в рассматриваемом случае не являлась заказной. ИП Габдрахманов Р.Р. использует для осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршруту «Атня-Казань-Атня» автобус при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.

Вместе с тем, согласно пояснениям Средне-Волжского МУГАДН,
ИП Габдрахмановым Рафилем Рафаэловичем на протяжении нескольких лет осуществляются регулярные перевозки пассажиров по маршрутам «Атня-Казань-Атня» и «Балтаси-Казань-Балтаси» тринадцатью автобусами малой вместимости, о чем свидетельствуют многочисленные обращения граждан. Каждая перевозка по документам оформляются как разовые, заказные перевозки. По факту осуществления регулярных перевозок без карты маршрута ИП Габдрахманов Р.Р. неоднократно привлекался к административной ответственности:

постановлением от 22.01.2020 № 2 006835 по части 4 статьи 11.33КоАП РФ ИП Габдрахманов Р.Р. привлекался к административной ответственности за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса по маршруту «Атня-Казань-Атня» при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок с назначением наказания в виде предупреждения. Данное постановление вступило в законную силу, обжаловано не было;

постановлением от 27.05.2020 № 007408 по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ Габдрахманов Р.Р. привлекался как должностное лицо к административной ответственности за осуществление регулярных перевозок пассажиров автобусом по маршруту «Атня-Казань-Атня» при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Административный штраф в размере 30 000 рублей оплачен Габдрахмановым Р.Р. 27.05.2020;

постановлением от 03.06.2020 № 006180 по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ ИП Габдрахманов Р.Р. привлекался к административной ответственности за осуществления регулярных перевозок пассажиров автобусом по маршруту «Атня-Казань-Атня» при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. 03.06.2020;

постановлением от 17.08.2020 № 006190 по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ ИП Габдрахманов Р.Р. привлекался к административной ответственности за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса по маршруту «Атня-Казань-Атня» при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок с назначением наказания в виде административного штрафа в размере
30 000 рублей. Штраф в размере 30 000 рублей оплачен 29.12.2020;

постановлением Средне-Волжского МУГАДН от 22.09.2020 № 007293 по части 4 статьи 11.33КоАП РФ ИП Габдрахманов Р.Р. привлекался к административной ответственности за осуществление регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу, обжаловано не было. По состоянию на 31.12.2020 г. административный штраф в размере 300 000 рублей не оплачен;

постановлением Средне-Волжского МУГАДН от 23.10.2020 № 007554 по части 4 статьи 11.33КоАП РФ ИП Габдрахманов Р.Р. привлекался к административной ответственности за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Данное постановление обжаловано в Арбитражном суде Республики Татарстан (дело № A65-27101/2020). Рассмотрение дела назначено на 12 января 20201 года;

постановлением Средне-Волжского МУГАДН от 23.11.2020 № 007432 по части 4 статьи 11.33КоАП РФ ИП Габдрахманов Р.Р. привлекался административной ответственности за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Данное постановление обжаловано в Арбитражном суде Республики Татарстан (дело №A65-29791/2020);

постановлением Средне-Волжского МУГАДН от 24.12.2020 № 007722 по части 4 статьи 11.33КоАП РФ ИП Габдрахманов Р.Р. привлекался к административной ответственности за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Данное постановление на сегодняшний день еще не вступил в законную силу;

20.11.2020 проведены контрольно-надзорные мероприятия совместно с сотрудниками средств массовой информации так же на ул. Халитова г. Казань, напротив Компрессорного завода, откуда организовывал перевозки пассажиров Габдрахманов Р.Р.

Из обстоятельств совершения правонарушения следует, что предприниматель не обеспечил выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством при осуществлении регулярных пассажирских перевозок. Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения требований закона, а также доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства предпринимателем не представлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушения.

Вместе с тем, представителем ИП Габдрахманова Р.Р., [физическим лицом] на Комиссии было представлено мировое соглашение от 05.06.2021 г., заключенное между ИП Габдрахмановым Р.Р. и ИП Хисматуллиным И.И., что также подтверждает факт осуществления ИП Габдрахмановым Р.Р. перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок «Балтаси – г. Казань», «Б.Атня –
г. Казань» и обратно без карт маршрутов регулярных перевозок и свидетельства на осуществление перевозок по данным маршрутам.

Осуществление ответчиком предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по маршруту «Атня-Казань-Атня», который входит в транспортную сеть Республики Татарстан, без Свидетельства и прохождения конкурсных процедур является актом недобросовестной конкуренции и предоставляет ответчику преимущество перед другими участниками рынка, поскольку иные лица, занимающиеся аналогичным видом деятельности и которые прошли конкурсные процедуры и получили свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту, соблюдают законодательство об организации регулярных перевозок пассажиров, и тем самым, ограничивают себя соответствующими обязательствами.

Оценив представленные сторонами доказательства, Комиссия приходит к выводу о том, что Габдрахманов Р.Р. под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам «Атня-Казань-Атня» без участия в конкурсе и без оформления соответствующих разрешительных документов, что противоречит требованиям Устава автомобильного транспорта, Правил перевозки пассажиров и багажа, Закона Республики Татарстан от 26.12.2015 № 107-ЗРТ «О реализации Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Следовательно, Габдрахманов Р.Р. осуществлял предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением действующего законодательства.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Татарстанским УФАС России установлено, что на рынке пассажирских перевозок действуют иные хозяйствующие субъекты, которые осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, совпадающим с маршрутом «Атня-Казань-Атня» и имеют соответствующие разрешительные документы.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции достаточно возможности (вероятности) причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Поскольку ИП Габдрахманов Р.Р. и ИП Хисматуллин И.И., являются конкурентами. Деятельность индивидуального предпринимателя по осуществлению регулярных перевозок без включения в реестр и без получения разрешительных документов способно принести убытки иным хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Более того, действия ИП Габдрахманова Р.Р. противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Внешне имитируя оказание услуг заказных пассажирских перевозок по маршруту «Балтаси – г. Казань», «Б.Атня – г. Казань», совпадающему с маршрутом ИП Хисматуллина И.И. (№530 «г. Арск (остановочный пункт г. Арск) – Большая Атня (остановочный пункт с. Большая Атня) – г. Казань (автостанция – «Восточный»)» и обратно), осуществляющего свою деятельность на основании проведенных конкурсных процедур и выданного Минтрансом РТ Свидетельства не могло не знать о наличии на рынке правомерно действующих конкурента. Следовательно, целью поведения индивидуального предпринимателя являлось получение преимуществ в предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Учитывая, что предпринимательская деятельность предполагает получение прибыли, действия индивидуального предпринимателя квалифицированы Управлением как недобросовестная конкуренция, поскольку перевозка пассажиров без утвержденного в установленном порядке расписания движения, без необходимости участия в конкурсе поставила ответчика в преимущественное положение перед третьими лицами, осуществляющими на данном маршруте перевозки пассажиров в соответствии с разрешительными документами и на основании утвержденных расписаний.

Осуществление ответчиком предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по маршрутам, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан, без соответствующего свидетельства и прохождения конкурсных процедур является актом недобросовестной конкуренции и предоставляет ответчику преимущество перед другими участниками рынка, поскольку иные лица, занимающиеся аналогичным видом деятельности и которые прошли конкурсные процедуры и получили свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту, соблюдают законодательство об организации регулярных перевозок пассажиров, и тем самым, ограничивают себя соответствующими обязательствами.

Ущерб добросовестным регулярным перевозчикам причиняется тем, что официальный перевозчик обязан следовать по своему маршруту в любом случае, так как осуществляет свою деятельность на основании публичного договора, что закреплено в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта) что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Таким образом, добросовестный регулярный перевозчик несет убытки, так как вынужден осуществлять рейсы, ограничивая себя соответствующими обязательствами.

Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Поэтому незаконное изъятие части пассажиров заявителем приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект - конкурент, работающий на данном маршруте по утвержденным расписаниям, лишается этих пассажиров и несет (может нести) определенные убытки.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 22 апреля 2010 года №220 Управлением по результатам анализа конкуренции на рынке регулярных межмуниципальных перевозок транспортных перевозок по маршруту «Атня-Казань-Атня» за 2020-2021 был проведен аналитический обзор (Далее – Анализ). По результатам проведения Анализа Управлением установлено следующее:

В соответствие с пунктом 2.1 Порядка наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

 Для настоящего исследования товарного рынка транспортных услуг по регулярным перевозкам пассажиров по соответствующим маршрутам на территории республики Татарстан временным интервалом был выбран период с с 01.05.2020 по 25.05.2021.

Продуктовыми границами товарного рынка является рынок транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршруту «Атня – Казань» и обратно, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан.

На рынке пассажирских перевозок Республики Татарстан создана маршрутная сеть и в соответствии с Федеральным законом №220-ФЗ от 13.07.2015 г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» проведены конкурсные процедуры с определением перевозчиков по каждому из 160 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Министерством транспорта Российской Федерации ИП Хисматуллину Ильназу Ильдаровичу выдана лицензия от 02 марта 2020 года № АК-16-001105 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами по маршруту №530 «г. Арск (остановочный пункт г. Арск) – Большая Атня (остановочный пункт с. Большая Атня) – г. Казань (автостанция – «Восточный»)» и обратно.

Вместе с тем, на товарном рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров по соответствующему маршруту осуществляет деятельность 1 хозяйствующий субъект (ИП Хисматуллин И.И.).

Продуктовыми границами товарного рынка является рынок транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршруту «Атня – Казань» и обратно.

Географическими границами товарного рынка являются границы маршрута «Атня – Казань» и обратно.

Таким образом, Управлением установлен ряд факторов, свидетельствующих об осуществлении ИП Габдрахмановым Р.Р. регулярных межмуниципальных перевозок. С учетом перечисленных отличий заказных перевозок, согласно которым нет необходимости участвовать в конкурсных процедурах, а также заключать договор с автовокзалом, ИП Габдрахманов Р.Р. юридически оформлял документы, связанные с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, а фактически осуществлял деятельность по регулярным перевозкам по маршруту «Атня-Казань-Атня».

Оценив собранные материалами дела доказательствами, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП Габдрахманов Р.Р. под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам «Атня-Казань-Атня» без участия в конкурсе и без оформления соответствующих разрешительных документов, что противоречит требованиям Устава автомобильного транспорта, Правилам перевозки пассажиров и багажа, Закону Республики Татарстан от 26.12.2015 №107-ЗРТ «О реализации Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Следовательно, ИП Габдрахманов Р.Р. осуществлял предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускается иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь статьей 14.8, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать действия ИП Габдрахманова Р.Р. (422250, РТ, Балтасинский р-н, пгт. Балтаси, ул. Набережная, 7А; ИНН 161201816137, ОГРНИП 314167509100012, дата регистрации ИП: 01.04.2014г.), выразившиеся в недобросовестной конкуренции с перевозчиками межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляющими свою деятельность на основании проведенных конкурсных процедур, нарушающими статью 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выдать ИП Габдрахманову Р.Р. (422250, РТ, Балтасинский р-н, пгт. Балтаси, ул. Набережная, 7А; ИНН 161201816137, ОГРНИП 314167509100012, дата регистрации ИП: 01.04.2014г.) предписание о прекращении нарушения статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение изготовлено в полном объеме «05» октября 2021 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны