Решение №04-04/2356 Решение по делу №016/07/3-290/2021 от 2 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04-04/2356 от 02.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ФКУ «Казанский государственный казенный пороховой завод» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №37 от 10.04.2020 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «РегионСпас» - <…> – [должностное лицо] (доверенность от 15.12.2020 г.), рассмотрев жалобу (вх.№1999/ж от 17.02.2021 г.) на действия заказчика ФКУ «Казанский государственный казенный пороховой завод» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с номером извещения №32109896615 на предмет: оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием,

УСТАНОВИЛА:

15 января 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка с номером извещения №32109896615, на предмет: оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием.

Начальная (максимальная) цена - 3 600 000,00 рублей.

На участие в закупке было подано 2 заявки:

- ООО ПАСФ «ЦЕНТРСПАС», победитель закупки, с предложением 3 510 000,00 рублей;

- ООО «РегионСпас», с предложением 3 510 000,00 рублей.

По мнению заявителя (ООО «РегионСпас»), в действиях заказчика, при проведении закупки, содержится нарушение норм действующего законодательства, в части неправомерного выбора победителя закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения изучения документации, заявок участников, пояснений сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках устанавливает, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3.4 Закона о закупках аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - аукцион в электронной форме), может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников аукциона в электронной форме, при этом должны соблюдаться следующие правила:

1) в извещении о проведении аукциона в электронной форме с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть установлены сроки проведения такого этапа;

2) ко всем участникам аукциона в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;

3) заявки на участие в аукционе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников аукциона в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;

4) заявки участников аукциона в электронной форме, не соответствующих квалификационным требованиям, отклоняются.

Пунктом 5 Аукционной документации установлены требования к участникам закупки, а именно:

1) участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки;

2) участник закупки должен отвечать требованиям документации о закупке и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД»;

3) участник закупки не находится в процессе ликвидации (для участника – юридического лица), не признан по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом) (для участника – как юридического, так и физического лица);

4) на день подачи заявки или конверта с заявкой деятельность участника закупки не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях;

5) у участника закупки отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ;

6) сведения об участнике закупки отсутствуют в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ;

7) участник закупки не зарегистрирован в местах массовой регистрации юридических лиц;

8) отсутствие у участника закупки аффилированности с сотрудниками Заказчика, обладающими организационно-распорядительными функциями

9) участник закупки обладает исключительными правами на интеллектуальную собственность либо правами на использование интеллектуальной собственности в объеме, достаточном для исполнения договора. Данное требование предъявляется, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на интеллектуальную собственность либо исполнение договора предполагает ее использование.

10) не является офшорной компанией;

11) отсутствие у участника судебных решений в отношении него или его руководителя (собственника), принятых по фактам недобросовестных действий при исполнении договорных обязательств в течение двух лет на момент подачи заявки.

Пункт 5.1 Аукционной документации гласит, что соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки. Перечень документов, подтверждающих соответствие участника аукциона установленным требованиям:

- Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ на основании Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", выданное в отраслевой комиссии Минпромторга РФ, в сфере деятельности которого находится опасный объект.

Исходя из жалобы заявителя, участник закупки - ООО ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» (победитель рассматриваемой закупки) не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам настоящей закупки, так как у него отсутствует свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное отраслевой аттестационной комиссией Минпромторга России. Согласно информации, содержащейся на официальном сайте ООО ПАСФ «ЦЕНТРСПАС», в графе «Лицензии» отсутствует свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное Минпромторгом РФ. Таким образом, заказчиком при выборе победителя закупки допущены нарушения действующего законодательства РФ — победителем выбран участник закупки, не соответствующий требованиям, предъявляемым к данной закупке.

В ходе заседания Комиссии, заказчик пояснил, что в соответствии с полученным запросом от ООО «РегионСпас» на этапе подачи заявок, были произведены внесения в документацию по наличию требования выдачи свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ отраслевой аттестационной комиссией Минпромторга РФ. Вместе с запросом ООО «РегионСпас» было представлено письмо Минпромторга РФ в рамках рассмотрения дела №А65-5191/2020 от 29.09.2020г., письмо МЧС России от 27.01.2020 г. № 17-11-16, а также решение Арбитражного суда РТ по делу №А65-5191/2020 от 25.12.2020 г., где при рассмотрении данных документов, начальником УПБиСР Тинчуриным А.И. был подготовлен ответ, и на основании этого ответа, в документацию было внесено в требование о принадлежности к отраслевой комиссии Минпромторга РФ.

Заказчик считает, что этим запросом, представители ООО «РегионСпас» внесли неоднозначное сомнение и вводят в заблуждение, по поводу приверженности к требованию по отраслевой комиссии Минпромторга РФ, так как данное требование ведет к ограничению конкуренции на рынке профессиональных аварийно-спасательных формирований. Кроме того, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе и требовать наличия такого документа у участника закупки. По этой причине, участник ООО ПАСФ «ЦЕНТРСПАС», представивший во второй части копию свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ, с видом работ – газоспасательные работы был допущен до участия в аукционе и в последствии, признан победителем.

Проанализировав документацию заказчика и заявки участников, Комиссия установила, что заказчик требует от участников, в составе заявки, предоставить свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ на основании Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", выданное в отраслевой комиссии Минпромторга РФ, в сфере деятельности которого находится опасный объект, однако ООО ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» (победитель закупки), в составе своей заявке предоставляет свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное отраслевой Комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК №16/2-1).

Таким образом, заявка победителя не соответствует требованиям документации заказчика и должна быть отклонена.

Довод в жалобе заявителя признан обоснованным, заказчик признан нарушившим требования пункта 4 частей 6 статьи 3.4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного Комиссия приняла решение о выдаче предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «РегионСпас» (вх.№1999/ж от 17.02.2021г.) на действия заказчика ФКУ «Казанский государственный казенный пороховой завод» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с номером извещения №32109896615 на предмет: оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием, обоснованной.

Признать заказчика ФКУ «Казанский государственный казенный пороховой завод» нарушившим требования пункта 4 частей 6 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Выдать заказчику - ФКУ «Казанский государственный казенный пороховой завод» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны