Решение №ВЧ-08/12524 Решение по делу №016/05/5-1254/2023 от 29 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/12524 от 29.11.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-1254/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в сети Интернет, с текстом: «<…>» что имеет признаки нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 7, части 1, части 3, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 11.04.2023 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан установлен факт распространения рекламы в сети Интернет, с текстом: «<…>».

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования являются услуги по предоставлению краткосрочных займов.

Информация со сведениями: «Кредит с плохой кредитной историей. Деньги24. Без лишних проверок! Ноль процентов переплаты новым клиентам. Оставляйте заявку! · Без скрытых комиссий. Деньги у вас через 4 мин. Работаем 24/7. Получить займ. Как это работает. Почему мы. Отзывы» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта <…>.

Фотоизображение сайта представлено ниже:

<…>

<…>

В рекламе не содержится указание на наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

<…>

В соответствии с частью 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

На сайте указано принадлежность к АО «ЛИНКМАНИ» (ОГРН: 1227700496440, юридический адрес: 117105, Россия, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 17, помещ. 2/21).

Кроме того, согласно информации ООО «Яндекс», рекламное объявление с текстом: «<…>» размещалась в рамках договора возмездного оказания услуг №4501855/22 от 01.10.2022 с ООО «АДВ-Севрис».

Согласно информации представленной ООО «АДВ-Севрис» (вх.№12190 от 17.11.2023 г.), рекламодателем рекламного объявления и лицом, ответственным за его содержание является АО «ЛИНКМАНИ» (ОГРН: 1227700496440).

Татарстанским УФАС России установлено следующее. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.04.2023, основным видом экономической деятельности АО «ЛИНКМАНИ» (ОГРН: 1227700496440), является деятельность рекламных агентств. В нарушение указанных норм в данной рекламе отсутствует часть существенной для потребителя информации, а именно - наименование лица, оказывающего финансовую услугу (займ).

Согласно реестру микрофинансовых организаций данная организация не внесена в реестр. 

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, на сайте <…> не содержатся все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно подробную информацию о фактической стоимости займа для заемщика, условия предоставления указанной процентной ставки, платежах и комиссиях по операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением займа.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы

Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 7, части 1, части 3, части 14 статьи 28 указанного закона несет рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7, частью 1 статьи 28 несет рекламораспространитель.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является АО «ЛИНКМАНИ».      

На момент рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе АО «ЛИНКМАНИ».

Определения – АО «ЛИНКМАНИ» не получены, направлены по адресу регистрации согласно ЕГРЮЛ: 117105, Россия, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 17, помещ. 2/2, заказным письмом уведомлением.

В целях извещения АО «ЛИНКМАНИ», направлена телеграмма, которая вернулась с отметкой: «Телеграмма, поданная вами по квитанции номер 200/45014 17/11 117105, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 17, помещ. 2/21 АО «ЛИНКМАНИ» НЕ ДОСТАВЛЕНА ДОМ НЕ ИМЕЕТ СТРОЕНИЯ» что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и в соответствии с частью 3 статьи 23 и статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, считается надлежащим извещением лица. При этом, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, а соответственно и индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу регистрации, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Сообщения, доставленные по адресу регистрации, считаются полученными лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

На основании изложенного АО «ЛИНКМАНИ» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам

РЕШИЛА:

Признать рекламу распространенную в сети интернет, размещенную на странице с результатами поиска в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующего содержания: «<…>» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 7, части 1, части 3, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

Выдать АО «ЛИНКМАНИ» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2023 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны