Решение №АЯ-04/10085 Решение по делу № 016/07/3-1434/2021 от 10 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/10085 от 10.08.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в отсутствии после перерыва представителей Заказчика ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" – не явились, извещены (до перерыва в заседании Комиссии принимал участие представитель Заказчика – <…> – [должностное лицо] (доверенность №64/21 от 26.02.2021 г.), в отсутствии представителей заявителя – не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ООО «КМС Групп» (вх. 9805/ж от 20.07.2021г.) на действия Заказчика - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" при проведении закупки № 32110420142  на предмет: Поставка электроприводов,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110420142 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 25.06.2021 года (внесены изменения 29.06.2021 г.).

Заказчик – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ".

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 807 039,99 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, Комиссия заказчика приняла неправомерное решение об отклонении заявки заявителя.

Заказчик представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» (далее – Положение).

В пункте 3.1.1.2. Положения указано, что аукцион относится к конкурентным способам закупок.

Пунктом 8.7.1 Положения установлено, что для участия в аукционе претендент должен подготовить аукционную заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями аукционной документации.

Пунктом 8.7.3 Положения установлено, что первая часть Заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

а) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Согласно пункту 8.10.3 Положения на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, содержащих сведения, предусмотренные аукционной документацией, закупочной комиссией принимается решение о признании участника, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в аукционе.

В соответствии с пунктом 8.10.3.1. Положения участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае:

-  не предоставления сведений, предусмотренных аукционной документацией;

- несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг и договорных условий требованиям аукционной документации;

- предоставления в составе аукционной заявки заведомо ложных сведений, наличие в аукционной заявке разночтений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки;

- в случае содержания в первой части заявки на участие аукционе в электронной форме, сведений об участнике такого аукциона и (или) о ценовом предложении; (в случае проведения закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке было подано 4 заявки, 1 из которых была отклонена Комиссией Заказчика.

Заявка заявителя была отклонена по следующим основаниям:

 

 

 

В пункте 3.2.1.1. аукционной документации Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержать следующие сведения:

1) описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки. Показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара (по форме 4.1 приведенной в Разделе 4 «Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона»).

В пункте 3.2.1.2. аукционной документации Заказчиком указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ.

В техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к закупаемому товару:

№ п/п

Наименование

Технические характеристики

1

электропривод в комплекте с редуктором для задвижки стальной Ду 800 PN 1.6.

 

- электродвигатель 3-х фазный переменного тока

- напряжение – 380 В;

- частота оборотов – 6,5 об/мин.;

- максимальный крутящий момент на шпинделе - 2090 Н·м

- температурный диапазон: от - 20°С до + 40°С;

- защита от внешних воздействий – не ниже IP 54;

Присоединение к задвижке тип Г по ГОСТ 34287-2017

 

 

Электропривод должен быть оснащен следующим функционалом:

1. Возможность программирования при закрытом кожухе электропривода

2. Наличие внутреннего источника (батареи) для электронной индикации положения ЭП независимо от наличия сетевого питания со сроком службы внутреннего источника: - при отсутствии сетевого питания - не менее 2 лет - при наличии сетевого питания - не менее 10лет

3. Работа релейных выходов не зависимо от наличия сетевого питания

4. Диапазон регулировки оборотов вала – от 1 до 3333 оборотов

5. Соединение к электроприводу должно быть реализовано через кабельные вводы.

Комплект поставки:

- электропривод в сборе с установленным редуктором;

- комплект монтажных частей.

2

электропривод в комплекте с редуктором для задвижки стальной Ду 800 PN 2.5.

- электродвигатель 3-х фазный переменного тока

- напряжение – 380 В;

- частота оборотов – 3 об/мин.;

- максимальный крутящий момент на шпинделе - 4900 Н·м

- температурный диапазон: от - 20°С до + 40°С;

- защита от внешних воздействий – не ниже IP 54;

Присоединение к задвижке тип Д по ГОСТ 34287-2017

 

Электропривод должен быть оснащен следующим функционалом:

1. Возможность программирования при закрытом кожухе электропривода

2. Наличие внутреннего источника (батареи) для электронной индикации положения ЭП независимо от наличия сетевого питания со сроком службы внутреннего источника: - при отсутствии сетевого питания - не менее 2 лет - при наличии сетевого питания - не менее 10лет

3. Работа релейных выходов не зависимо от наличия сетевого питания

4. Диапазон регулировки оборотов вала – от 1 до 3333 оборотов

5. Соединение к электроприводу должно быть реализовано через кабельные вводы.

Комплект поставки:

- электропривод в сборе с установленным редуктором;

- комплект монтажных частей.

 

В составе своей заявки заявитель указал следующие характеристики предлагаемого к поставке оборудования:

 

В составе первой части заявки заявителем были также приложены сертификат, декларация соответствия, руководство по эксплуатации предлагаемого к поставке товара, паспорт предлагаемого к поставке товара.

Согласно протоколу рассмотрения заявок заявка заявителя была отклонена Комиссией Заказчика ввиду отсутствия чертежа, предлагаемого к поставке товара.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в Приложении «А» к руководству по эксплуатации предлагаемого к поставке товара содержатся чертежи, отражающие общий вид, габаритные и установочные размеры привода.

Кроме того, техническое описание поданной заявителем заявки содержит следующее указание: «Присоединение согласно указанным чертежам в тех.задании».

Аукционная документация Заказчика содержит условие о том, что первая часть заявки участника может содержать чертеж. Данному требованию заявка заявителя соответствует.

В ходе заседания Комиссии до перерыва представитель Заказчика пояснял, что при сопоставлении чертежа, указанного в Приложении «А» к руководству по эксплуатации предлагаемого к поставке товара и чертежей, отраженных в техническом задании технический специалист Заказчика определил несоответствие указанных чертежей.

В связи с необходимостью ознакомления Комиссии Татарстанского УФАС России с позицией технического специалиста со стороны Заказчика был объявлен перерыв, в том числе, для того, чтобы технический специалист Заказчика пояснил, какие именно несоответствия были выявлены в чертежах.

Однако, по телефонному звонку представитель Заказчика сообщил о том, что представители Заказчика не будут принимать участие в Комиссии, а также со стороны Заказчика не будут представлены пояснения технического специалиста в отношении несоответствия чертежей.

В ходе заседания Комиссии (до перерыва) представитель Заказчика не смог пояснить каким именно техническим характеристикам, установленным техническим заданием не соответствует чертеж, указанный в Приложении «А» к руководству по эксплуатации предлагаемого к поставке товара.

Комиссия отмечает, что протокол рассмотрения заявок не содержит указания на несоответствие чертежей, а лишь содержит основание для отклонения: «в заявке участника чертеж отсутствует».

Кроме того, аукционная документация не содержит обязательного требования о наличии в заявке участника чертежей.

В составе заявки заявителя было приложено руководство по эксплуатации предлагаемого товара, в Приложении к которому были указаны чертежи. При направлении заявки на участие в рассматриваемой закупке заявитель согласился на поставку товара в соответствии с требованиями аукционной документации, указал, что присоединение будет осуществлено согласно указанным чертежам в тех. Задании.

Учитывая, что заявка заявителя в части наличия в ней необходимых документов и информации, в том числе чертежа соответствует требованиям, установленным в документации, а также учитывая, что протокол не содержит иных оснований отклонения кроме как отсутствие в составе заявки чертежа, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчиком допущены нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, учитывая, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия принимает решение выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «КМС Групп» (вх.    9805/ж от 20.07.2021г.) на действия Заказчика - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" при проведении закупки № 32110420142  на предмет: Поставка электроприводов обоснованной.

Признать Заказчика - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны