Решение №ВЧ-08/1732 Решение по делу № 016/05/5-1570/2021 от 9 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ ВЧ-08/1732 от 09.02.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения  законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-1570/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы с текстом: «<…>» на заборе и на остановке общественного транспорта в г. Бугульма, что имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение (вх. № 8444 от 23.06.2021), представленное Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района Республики Татарстан по факту размещения рекламы с текстом: «<…>» на заборе и на остановке общественного транспорта в г. Бугульма, что имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Фотография с рекламным материалом представлена ниже:

<…>

<…>

В соответствии с ответом ПАО «Вымпелком», номер <…>, который указан в рекламном баннере и по которому заинтересованные лица должны обратиться, принадлежит <…> (<…>).

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

Таким образом, рекламодателем является <…> (<…>).

Однако, согласно данным отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел РФ по городу Москве <…> в базе Управления не значится.

Таким образом, в соответствии с абзацем «е» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. №508, производство по делу может быть прекращено в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 27 настоящих Правил.

Кроме того, 17 ноября 2021 года в 10 часов 36 минут членами Комиссии был совершен звонок на номер <…>, который указан в рекламном баннере. Исходя из разговора установлено, что организация осуществляет деятельность по адресу: <…>. Согласно ответу Управления наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по указанному в обращении адресу осуществляет деятельность ООО «Защита прав призывника» (ИНН 0268090311), юридический адрес: Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, проспект Ленина, 47Б). 

Объектом рекламирования выступают услуги по продаже военного билета.

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Тем самым признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с требованиями ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 №495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» военный билет является документом воинского учета строгой отчетности. Бланк военного билета является защищенной полиграфической продукцией. Бланки военных билетов изготавливаются в централизованном порядке.

В соответствии с частью 5 приложения 1 к форме №1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 №495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» военный билет вправе выдавать только начальник отдела военного комиссариата в соответствии с приказом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В то же время, согласно частям 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 22 Закона о воинской обязанности воинская обязанность предусматривает воинский учет, прохождение военной службы по призыву граждан мужского пола от 18 до 27 лет, не освобожденных от исполнения воинской обязанности и подлежащим призыву на военную службу по состоянию здоровья, и не имеющих освобождения или законной отсрочки от военной службы по призыву, основания для которых предусмотрены в статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности принятие решения об освобождении граждан от исполнения воинской обязанности в связи с наличием на то законных оснований возлагается на призывную комиссию.

Согласно статье 8 Закона о воинской обязанности исключительными полномочиями по выдаче военных билетов обладает военный комиссариат района (города).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о воинской обязанности врачи специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о воинской обязанности в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также, в соответствии с частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Рассматриваемый объект рекламирования побуждает потребителей рекламы воспользоваться этой услугой, а равно нарушить законно установленную процедуру получения военного билета, уклониться от службы в армии, что является противоправными действиями, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Подтверждением указанного обстоятельства, например, является тот факт, что вопрос освобождения от воинской обязанности разрешается квалифицированными медицинскими специалистами, без взимания за то какой-либо платы.

Аналогичной позиции придерживается Военный комиссариат Республики Татарстан. Так, согласно поступившему ответу, реклама таких организаций вводит в заблуждение граждан о законности получения услуги, так как законно гражданин может получить освобождение или отсрочку от призыва на военную службу только по решению призывной комиссии при наличии оснований, определенных нормами Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Возможность рекламируемого юридическими организациями получения так называемой отсрочки или освобождения на самом деле обуславливается неоднократными обжалованиями вынесенных решений призывных комиссий или подачей административных исковых заявлений в суды различных инстанций и попытками коммерческих организаций, направленными на поиски каких-либо заболеваний у граждан путем многочисленных обследований в медицинских учреждениях за счет клиента, затягиванием прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

По мнению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Татарстан», указанная информация недопустима, поскольку прямо нарушает требования федерального закона, порочит честь и достоинство учреждения и Министерства обороны Российской Федерации в целом.

В спорной рекламе отсутствует информация о том, что военный билет без службы в армии может быть выдан в определенных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует существенная информация о том, каким способом в данном случае оказывается помощь в освобождении от армии, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанная реклама формирует у аудитории потребителей данной рекламы, исключительно у лиц, подлежащих призыву и их родственников, отрицание к призыву на воинскую службу, создавая недостоверное впечатление, что призыва можно избежать, воспользовавшись услугами Общества. Указанному корреспондирует то обстоятельство, что деятельность общества, оказывающего данные услуги, направлена исключительно на отрицание призыва на воинскую службу.

При этом Комиссия считает, что данная реклама не адресована лицам которые в силу закона не подлежат призыву или имеют право на отсрочку или альтернативную службу, поскольку сама реклама на это не указывает, при том, что указанные лица обладают названным правом в силу закона, в то время, как реклама обращена именно к лицам, подлежащим призыву, т.е. к лицам, годным к воинской службе и не имеющих оснований для отсрочки или альтернативной службе.

Комиссия считает, что рассматриваемая реклама рекламирует юридические услуги, направленные на содействие лицам подлежащих призыву на воинскую службу в уклонении (избежание) (отрицанием обязательности призыва) от воинского призыва, путем введения их в заблуждение о наличии такой возможности, в отсутствие оснований, установленных ч. 5 ст. 1, ст. 23, 24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, размещение рекламы услуг по продаже военных билетов Федеральным законом «О рекламе» не допускается.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что за нарушение требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

На момент рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Защита прав призывника».

В целях оповещения ООО «Защита прав призывника» о рассмотрении в отношении него дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением было направлено определение об отложении (исх.№ВЧ-08/15195 от 29.11.2021) о месте и времени рассмотрения дела на 15 декабря 2021 года в 16 час. 00 мин.

Однако конверт с указанным определением вернулся в адрес Татарстанского УФАС России 14.01.2022 г., что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и в соответствии с частью 3 статьи 23 и статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, считается надлежащим извещением лица. При этом, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, а соответственно и индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу регистрации, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Юридический адрес Общества, согласно выписке из ЕГРЮЛ - 453103, РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, СТЕРЛИТАМАК ГОРОД, ЛЕНИНА ПРОСПЕКТ, ВЛД 47Б, ОГРН: 1200200021427, Дата присвоения ОГРН: 26.03.2020, ИНН: 0268090311, КПП: 026801001, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР: <…>.

Сообщения, доставленные по адресу регистрации, считаются полученными лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В целях оповещения ООО «Защита прав призывника» о рассмотрении в отношении него дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением было направлено определение об отложении (исх.№АЯ-08/16202 от 16.12.2021) о месте и времени рассмотрения дела на 26 января 2022 года в 16 час. 00 мин. Согласно почтовому идентификатору 80095367537203 письмо получено Обществом по адресу - 453103, г. Стерлитамак, пр. Ленина, влд. 47Б 20 января 2022 года в 15 часов 51 минуту.

Таким образом, ООО «Защита прав призывника» надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела. Однако на Комиссии не явилось, письменные пояснения не давало.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать рекламу, распространенную ООО «Защита прав призывника» (ИНН: 0268090311) на заборе и на остановке общественного транспорта в г. Бугульма следующего содержания: «<…>» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

Выдать ООО «Защита прав призывника» (ИНН: 0268090311) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Производство по делу в отношении <…> прекратить.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение изготовлено в полном объеме 08 февраля 2020 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны