Предупреждение №АЯ-06/8632 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № П06-37/2021 о прекращении действий (бездейс... от 15 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/8632 от 15.07.2021

В адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение ООО «Кама Техтрак» (вх. №4836/ж от 08.04.2021) по вопросу организации похоронного дела г. Набережные Челны.

По итогам рассмотрения поступившего обращения, а также изучения представленных документов Татарстанское УФАС России сообщает следующие.

15 апреля 2020 года между МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» и ООО «Кама Техтрак» (ИНН: 1639045945), на основании протокола проведения итогов электронного аукциона №0111300000820000136, был заключен контракт №136-У на оказание услуг по перевозке тел (останков) умерших (погибших) в морг (учреждения судебно-медицинской экспертизы).

Контракт от 15.04.2020 года №136-У был заключен сроком до 31.12.2025 года. Цена контракта составляет 177 150 рублей.

16 марта 2021 года МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» направило в адрес директора ООО «Кама Техтрак» (ИНН: 1639045945) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта №136-У от 15.02.2020 года в связи с ненадлежащем исполнением условий контракта со стороны ООО «Кама Техтрак» (ИНН: 1639045945).

В письме от 18 марта 2021 года (исх. №005) адресованного Руководителю МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» Ф.Ш. Салахову ООО «Кама Техтрак» (ИНН: 1639045945) выразило несогласие с решение МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» об одностороннем отказе от исполнения контракта №136-У от 15.02.2020 года (исх. №02/1133).

08 апреля 2021 года ООО «Кама Техтрак» (ИНН: 1639045945) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявление к МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» о признании незаконным отказ Муниципального казенного учреждения Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан от исполнения муниципального контракта от 15 апреля 2020 г. №136-У ИКЗ 203165013516616500100100330019603000.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.04.2021 года исковое заявление ООО «Кама Техтрак» (ИНН: 1639045945) было принято к производству (дело №А65-8131/2021).

Татарстанским УФАС России было установлено, что после одностороннего отказа МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» от исполнения контракта №136-У от 15.02.2020 оказание услуг по перевозке тел (останков) умерших (погибших) в морг (учреждения судебно-медицинской экспертизы) МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» были возложены на МАУ «Дирекция городского хозяйства» (ИНН: 1650025607).

Услуги по транспортировке тел умерших МАУ «Дирекция городского хозяйства» (ИНН: 1650025607) оказывает в рамках муниципального задания.

Муниципальное задание №2 на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 год для МАУ «Дирекция городского хозяйства» (ИНН: 1650025607) было утверждено исполняющим обязанности Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны И.С. Зуевым в 2021 году.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2018 г. №1214 утвержден региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Татарстан (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан (далее также – Региональный перечень (классификатор).

Региональный перечень (классификатор) не предусматривает оказание такой услуги как транспортировка тел умерших в рамках государственного (муниципального) задания. Соответственно органы местного самоуправления не имеют правовых оснований для утверждения муниципального задания на выполнение услуг по перевозке тел умерших, поскольку муниципальные задания утверждаются органом местного самоуправления на выполнение только тех услуг (работ), которые предусмотрены Региональным перечнем (классификатором).

Таким образом, у МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» отсутствовали правовые основания для включения в перечь муниципальных заданий, которые МАУ «Дирекция городского хозяйства» (ИНН: 1650025607) должно будет выполнять в 2021, 2022 и 2023 году, такой услуги как перевозка тел умерших. 

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. №551-ст введен в действие «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения».

В силу п. 2.1.4 ГОСТ 32609-2014 под ритуальными услугами понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги.

В п. 2.3 ГОСТ 32609-2014 указано, что к основным видам ритуальных услуг относится в том числе транспортирование останков и праха умерших или погибших, в том числе перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства.

Следовательно, к вопросам местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения относится в том числе организация транспортирования (перевозка) тел умерших в государственное судебно-экспертное учреждение для проведения судебно-медицинской экспертизы и судебно-медицинского исследования.

Поскольку деятельность по перевозке тел умерших является оплачиваемой, финансируемой из бюджета муниципального образования г. Набережные Челны, соответственно, субсидирование органом местного самоуправления деятельности муниципального автономного учреждения на выполнение работ (оказание услуг) на конкурентном товарном рынке может создать такому учреждению преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности путем представления бюджетных средств без проведения конкурсных процедур, что может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок и, как следствие, к устранению конкуренции на товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (то есть в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Законом о контрактной системе)).

Законодательство Российской Федерации связывает понятие муниципальных нужд непосредственно с решением вопросом местного значения, следовательно, к данным правоотношениям в обязательном порядке должны применяться конкурсные процедуры с целью соблюдения обеспечения единства экономического пространства на территории муниципального образования, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в конкурентных процедурах отбора исполнителя работ и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Частью 1 статьи 8 Законом о контрактной системе закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также указанной нормой предусматривается возможность любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Необеспечение конкурентных процедур со стороны органов власти приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на выполнение работ или оказание услуг, к участию в размещении заказа.

Иное понимание совокупности положений указанных выше законодательных актов может привести к тому, что органы власти по своему усмотрению будут способны принимать решения о создании нового хозяйствующего субъекта, обеспеченного гарантированным рынком сбыта своих услуг, обладающего правом на осуществление деятельности, приносящей доход на товарном рынке, на котором соответствующий орган власти выступает заказчиком товаров, работ, услуг в целях решения вопросов местного значения.

При этом ФАС России в своем письме от 04 июля 2018 г. №ИА/50876/18 отмечает, что соответствие действий органов власти положениям статьи 69.1 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о правомерности таких действий с точки зрения соблюдения антимонопольных запретов, установленных Законом о защите конкуренции.

Оценка вопроса о правомерности финансирования некоммерческих организаций в форме субсидии не может быть осуществлена исключительно в рамках бюджетного законодательства без ее соответствующей взаимосвязи с Законом о защите конкуренции и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими указанные вопросы.

Таким образом, действия МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» привели или могли привести к ограничению конкуренции.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Исходя из изложенного, в действиях МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части утверждения муниципального задания №2 для МАУ «Дирекция городского хозяйства» (ИНН: 1650025607) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов на выполнение работ (услуг) по перевозке тел умерших в нарушение норм действующего законодательства.

В связи с наличием в действиях МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны» признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части утверждения в составе муниципального задания №2 для МАУ «Дирекция городского хозяйства» (ИНН: 1650025607) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, такого вида работ как перевозка тел умерших в нарушение норм действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем исключения из муниципального задания №2, которое было утверждено для МАУ «Дирекция городского хозяйства» (ИНН: 1650025607) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, такого вида работ как перевозка тел умерших.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны