Решение №АЯ-06/11060 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/17-904/2023 от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/11060 от 23.10.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/17-904/2023 в отношении АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которое выразилось   в осуществлении закупок на выполнение работ по сносу (демонтажу) хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений без проведения конкурентных процедур (закупки у единственного поставщика), что приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции,

- в присутствии представителей АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» <…>, <…>,

- в присутствии представителя ООО «Референт» <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (вх.№4238/ж от 25.04.2023) о проведении АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» закупок у единственного поставщика с нарушением действующего законодательства.

Для объективного рассмотрения обращения Татарстанским УФАС России были направлены запросы информации в адрес АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (исх.№АЯ-06/5017 от 19.05.2023, исх. №АЯ-06/5619 от 02.06.2023), на который были представлены ответы АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (вх.№5524 от 31.05.2023, вх. №5877 от 08.06.2023).

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» были обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось   в осуществлении закупок на выполнение работ по сносу (демонтажу) хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений без проведения конкурентных процедур (закупки у единственного поставщика).

На основании вышеизложенного был издан приказ Татарстанского УФАС России от 06.07.2023 № 01/129-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которое выразилось   в осуществлении закупок на выполнение работ по сносу (демонтажу) хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений без проведения конкурентных процедур (закупки у единственного поставщика), что приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции

Определением о назначении дела №016/01/17-904/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дела привлечены:

- в качестве ответчика - АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (420061, Республика Татарстан, город Казань, ул. Николая Ершова, д. 28А, ОГРН 1111690075860, ИНН: 1655229717, КПП: 165501001);

- в качестве заинтересованного лица - ООО «Райстрой» (420053, Республика Татарстан, город Казань, ул. Сибирский тракт, д. 2-й переезд, строение А, помещение 1, ОГРН 1171690107511, ИНН: 1660302514, КПП: 166001001);

- в качестве заявителя - ООО «Референт» (423832, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Дружбы Народов, д. 32, кв. 18, ОГРН: 1151650012887, ИНН: 1650312810, КПП: 165001001).

Определением об отложении дела №016/01/17-904/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дела привлечены:

- в качестве заинтересованного лица - ООО «Тарда Трейд» (115088, г. Москва, ул. Угрешская, д.2, стр. 147, ИНН 7716915058, КПП 772301001);

- в качестве заинтересованного лица - ИП <…>.

В ходе рассмотрения дела №016/01/17-904/2023 Комиссией Татарстанского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

При проведении закупочных процедур (заключении договоров с единственным поставщиком) АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (далее – АО «УКС») руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (далее – Положение).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках №223) Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно 2 раздела Положения о закупках настоящее Положение разработано на основании Закон о закупках №223 и регламентирует закупочную деятельность Заказчика, содержит требования к закупке и т.д.

02.08.2022 года по итогам проведения закупки (№ извещения 32211529270) на выполнение работ по сносу (демонтаж) хозяйственных построек, нежилых сооружений, расположенных по адресу: РТ, Высокогорский район, н.п. Эстачи, начальная (максимальная) цена договора составило 2 980 399, 10 руб., в соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений №32211529270, победителем был определен ООО «Референт».

02.08.2022 года между АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» и ООО «Референт» был заключен договор №44/22-УКС на выполнение демонтажных работ (далее – договор №44/22-УКС) на сумму 2 599 999 руб.

Согласно п. 1.1 Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ по сносу (демонтажу) хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений, расположенных по адресу: РТ, Высокогорский район, н.п. Эстачи, в соответствии с перечнем объектов.

Срок выполнения работ по договору №44/22-УКС в течение 7 (семи) календарных дней с даты заключения договора (в соответствии с предложением в заявке на участие в закупке).

Однако 11.08.2022 года в адрес ООО «Референт» было направлено уведомление о расторжении договора №44/22-УКС в связи с неисполнением Подрядчиком в срок демонтажных работ, предусмотренных договором №44/22-УКС. Также, в адрес ООО «Референт» было направлено подписанное соглашение о расторжении договора №44/22-УКС.

В последующем 19.08.2022 года АО «УКС» заключил договор №49/УКС на демонтаж хозяйственных построек в количестве 12 объектов на сумму 1 130 063,00 руб с ООО «Таттранслогистика» который являлся участником, занявшим 2 место по количеству набранных баллов по итогам проведенной закупки (№ извещения 32211529270). В данный договор вошли не демонтированные ООО «Референт» здания и сооружения, а также спорные объекты.

Однако, 24.08.2022 года по соглашению сторон договор между ООО «Таттранслогистика» и АО «УКС» был расторгнут.

Согласно письменным пояснениям АО «УКС» ООО «Таттранслогистика» отказался приступать к демонтажу, поскольку переделывать и доделывать демонтажные работы за ООО «Референт» экономически было не целесообразно и труднозатрадно.

В силу статьи 3.6 Закона о закупках №223 порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Разделом 6 Положения предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). 

В соответствии с пунктом 16 статьи 51 Положения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае расторжения договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним условий договора и применение конкурентных способов закупки в условиях сложившейся ситуации нецелесообразно в виду объективного отсутствия у Заказчика времени на проведение таких закупочных процедур.

Положение о закупке позволяет АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» проводить неконкурентные закупки (у единственного поставщика) на выполнение работ вне зависимости от наличия или отсутствия конкурентного рынка.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов (путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке); обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках).

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Как указано выше, Положением АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» предусмотрена возможность осуществления закупки у единого поставщика в случае расторжения договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним условий договора и применение конкурентных способов закупки в условиях сложившейся ситуации нецелесообразно в виду объективного отсутствия у Заказчика времени на проведение таких закупочных процедур.

Установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках (информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки).

Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора от 16.05.2018, согласно которой сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. Возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), независимо от наличия конкурентного рынка, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Также позиция, сформулированная в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020 подтверждает то, что отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.

16 августа 2022 года АО «УКС» направил запрос коммерческих предложений на снос хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений, расположенных по адресу: РТ, Высокогорский район, н.п. Эстачи (не демонтированные ООО «Референт» здания и сооружения, а также спорные объекты) с предварительным перечнем объектов следующим подрядным организациям: ООО «Райстрой», ООО «СтройМонтажКазань», ООО «БарЭлитСтрой».

В период с 19.08.2022 по 25.08.2022 были получены коммерческие предложения по демонтажу хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений, расположенных по адресу: РТ, Высокогорский район, н.п. Эстачи, от трех компаний (ООО «Райстрой», ООО «СтроймонтажКазань», ООО «БарсЭлитСтрой»).

Согласно письменным пояснениям АО «УКС» по итогам проведения мониторинга ценовых предложений, руководителем АО «УКС» было проведено совещание с участием представителя ООО «Райстрой», на котором АО «УКС» сообщил ООО «Райстрой» о намерении заключить договор на условиях, указанных в коммерческом предложении ООО «Райстрой» от 19.08.2022 года. Также в ходе совещания, представителю ООО «Райстрой» сообщил о необходимости начать выполнение работ по демонтажу в кратчайшие сроки.

Татарстанским УФАС России установлено, что 29.08.2022 года в адрес АО «УКС» от ООО «Райстрой» поступило письмо, в котором ООО «Райстрой» сообщил о готовности приступить к выполнению работ по демонтажу с 01.09.2022 года.

01.09.2022 года сотрудником АО «УКС» через электронную систему документооборота «Элма» была инициирована процедура согласования договора на демонтаж с ООО «Райстрой». Однако процесс согласования договора подряда завершился лишь 20.09.2022 года.

В соответствии с письменными пояснениями АО «УКС» процесс согласования договора подряда завершился 20.09.2022 года, поскольку согласующие сотрудники находились в этот момент в отпуске (сотрудник отдела ПТО – <…>) и на больничном (начальник юридического отдела –<…>). После завершения согласования 22.09.2022 года с ООО «Райстрой» был подписан договор №52/22-УКС от 22.09.2022 года.

АО «УКС» были представлены копии подтверждающих документов, в том числе, лист согласования договора с ООО «Райстрой», лист нетрудоспособности <…> и приказ о предоставлении отпуска работнику <…> от 02.09.2022 года.

Также согласно устным пояснениям представителя АО «УКС», которые были даны на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 23.08.2023 года, фактически выполнение работ по демонтажу хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений, расположенных по адресу: РТ, Высокогорский район, н.п. Эстачи, были начаты ООО «Райстрой» 1 сентября 2022 года.

Согласно письменным пояснениям АО «УКС» срочность проведения демонтажных работ обусловлен подготовкой территории, для начала работ другого подрядчика (ООО «Строитель»), с которым АО «УКС» заключил договор на выполнение работ по комплексному обустройству площадки под компактную жилищную застройку на 318 жилых домов в населенном пункте Эстачи Высокогорского района Республики Татарстан №20/22УКС от 18.04.2022 года путем проведения аукциона в электронной форме (извещение №32211262404). Наличие не демонтированных сооружений препятствуют реализации строительства инженерных сетей водоснабжения для жилого комплекса. Срок выполнения работ по комплексному обустройству площадки для ООО «Строитель» был определен 01.12.2022 года. Поэтому, учитывая сжатые сроки проведения демонтажных работ на повторное проведение торгов объективно не было времени. И в соответствии с частью 16 пункта 51.2 Положения АО «УКС» заключили договор с единственным поставщиком.

Время на заключение договора путем проведения закупки конкурентным способом (запрос предложений или открытый конкурс в электронной форме) требует затрат по времени от 19 до 25 календарных дней (при отсутствии дополнительных факторов, связанных с увеличением срока проведения процедуры).

На основании вышеизложенных обстоятельств, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что заключение договора подряда №52/22-УКС от 22.09.2022 года АО «УКС с единственным поставщиком ООО «Райстрой» на демонтаж хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений, расположенных по адресу: РТ, Высокогорский район, н.п. Эстачи, соответствует условиям части 16 пункта 51.2 Положения закупки АО «УКС» и не приводит к ограничению конкуренции.

Также Татарстанским УФАС России установлено, что в ходе выполнения работ по демонтажу хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений, расположенных по адресу: РТ, Высокогорский район, н.п. Эстачи, в соответсвии с пунктом 17.3 статьи 17 Положения о закупке с ООО «Райстрой» было заключено дополнительное соглашение №1 от 31.10.2022 года на сумму 1 859 044, 58 руб. на дополнительные работы, выполнение которых ранее не было поручено ООО «Референт». Общее увеличение цены договора №52/22-УКС составило 41,73%.

Однако данное увеличение стоимости работ и объем работ не противоречит Положению о закупке, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 17.5 статьи 17 Положения о закупке Заказчик вправе изменить предусмотренные договором количество поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг (отдельных видов товаров, работ, услуг) не более чем на 70% с пропорциональным изменением цены договора, исходя из единицы товара, работы или услуги.

На основании изложенного Комиссия Татарстанского УФАС считает, что действия АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан», которое выразилось   в осуществлении закупок на выполнение работ по сносу (демонтажу) хозяйственных построек, нежилых зданий и сооружений без проведения конкурентных процедур (закупки у единственного поставщика), не привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, по результатам рассмотрения всех обстоятельств дела №016/01/17-904/2023 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» не образует состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить производство по делу №016/01/17-904/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием в действиях АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны