Решение №АЯ-04/4082 Решение по делу №016/06/64-532/2020 о нарушении законодатель... от 27 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-04/4082 от 27.03.2020 г.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в отсутствие представителей заказчика ФГБОУ ВО Казанский ГАУ, в отсутствие заявителей ООО «БМ Корпорация», <…>,  о времени и месте рассмотрения жалоб уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы заявителей ООО «БМ Корпорация» (вх. №3474/ж от 17.03.2020г.), <…> (вх. №3518/ж от 17.03.2020г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО Казанский ГАУ при проведении закупки №0311100008320000010 на предмет: «Поставка зерносушилки»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменения извещения о проведении электронного аукциона №0311100008320000010 размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 11.03.2020 г.

Заказчик – ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ";

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 300 000,00 руб.

Суть жалобы: по мнению заявителей, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, были представлены письменные пояснения.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

1.Относительно доводов заявителей ООО «БМ Корпорация» и <…> об указании в техническом задании наименования конкретного торгового знака горелки «TBL» и довода ООО «БМ Корпорация» об установлении характеристик товара, под которые подпадает модель одного производителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В Техническом задании аукционной документации заказчиком установлены следующие требования по позиции «горелка» технического задания:

 

Горелка

Количество

шт.

1

Тип горелки двухступенчатой:

Р – серия <...> – размер;

-

TBL 130P3/380B/50Гц

230В/50Гц

Вид топлива

-

дизельное

Теплотворная способность топлива (низшая)

кВт .ч

11,8

Мощность:

не менее

не более

кВт

кВт

400

1300

Длина головки, не менее

мм

175

Двигатель:

количество

мощность, не менее

шт.

кВт

1

1.5

Электропитание двигателя:

количество фаз

напряжение

частота

 

шт

В

Гц

 

3

380

50

Насос:

- производительность при 12 бар (12 х105Па)

 

кг/ч

бар

 

164

10 – 20

Потребляемая электрическая мощность, не более

кВт

2,5

Количество форсунок, не менее

шт.

2

Форсунка номинала

Галлонов/ч

3,0 – 15,0

Присоединение топливных шлангов

дюйм

3/8´´

 

Согласно представленным пояснениям Заказчика, в разделе 2 аукционной документации установлено условие, что любое указание в документации на товарные знаки следует читать в сопровождении слов «или эквивалент». Упоминание наименований товаров, а также мест происхождения товаров, их производителей, не должно расцениваться участниками закупки как требование Заказчика об обязательном наличии, использовании таких товаров. Товары могут быть заменены на аналогичные, соответствующие по качественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам).

Из анализа технического задания по указанной позиции установлено наличие указания заказчиком в техническом задании параметров эквивалентности по позиция «горелка», что позволяет сделать вывод о возможности поставки эквивалентного товара.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании требований по позиции «горелка» в техническом задании аукционной документации.

Доводы заявителей признаны необоснованными.

Относительно довода ООО «БМ Корпорация» об установлении характеристик товара, под которые подпадает модель одного производителя, Заказчиком были представлены сведения с официальных сайтов товаропроизводителей, характеристики товара которых подпадают под установленные Заказчиком в техническом задании требования к зерносушилки.

Учитывая, что заявитель не явился на Заседание, не представил доказательств, подтверждающих обоснование изложенного довода, довод не находит своего подтверждения и признан Комиссией необоснованным.

2. Относительно довода <…> о нарушении установления порядка подачи заявки в части предоставления сведений о наименовании страны происхождения товара.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пп. «а» п.2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать наименование страны происхождения товара.

В пп. «а» пункта 4.2.1 раздела 4 аукционной документации Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ).

Между тем, исходя из положений пп. «а» п.2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, наименование страны происхождения товара в заявке указывается во всех случаях, независимо от установления в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Указание Заказчиком вышеуказанного требования в документации может привести к запутыванию участников и неправомерному отклонению их заявок, если они не укажут страну происхождения товара.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о допущении Заказчиком нарушений требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при установлении в документации к порядка подачи первой части заявки на участие в закупке.

Довод заявителя признан обоснованным.

3. Относительно довода <…> о нарушении установления порядка подачи заявки в части необходимости предоставления во второй части заявки декларации участника закупки, подтверждающей страну происхождения товара.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В ходе анализа аукционной документации установлено в пп. 8 пп. «а» пункта 4.2.2 раздела 4 аукционной документации следующее требование:

«4.2.2. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

8) декларация участника закупки, подтверждающая страну происхождения товара, предлагаемого участником закупки, в соответствии с Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”».

Вместе с тем, предоставление указанного документа не предусмотрено положениями части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при установлении требований к порядку предоставления второй части заявки в аукционной документации.

Довод заявителя признан обоснованным.

4. Относительно довода <…> о необоснованном установлении требования о том, что товар должен быть произведен не ранее 2019г.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

В техническом задании аукционной документации установлено, что товар должен быть произведен не ранее 2019 г.

Согласно представленным пояснениям Заказчика, данное требование обусловлено тем, что зерносушилка –сложный агрегат, имеющий в комплектации узлы и механизмы, содержащие резино-технические изделия, изоляционные материалы, которые при ненадлежащем хранении теряют свои эксплуатационные качества. Срок не ранее 2019 года включает в себя полностью 2019 год и прошедшую часть 2020 года. Учитывая сроки проведения закупки и срок поставки 60 рабочих дней, в сумме срок составит более чем 1,5 года, что и немало важно для оборудования такого рода.

На основании изложенного, по результатам анализа Комиссия приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при установлении времени производства товара.

Довод заявителя признан необоснованным.

Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя <…> (вх. №3518/ж от 17.03.2020г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО Казанский ГАУ при проведении закупки №0311100008320000010 на предмет: «Поставка зерносушилки» обоснованной в части нарушения установления требований к порядку предоставления первой и второй части заявки в аукционной документации.

Признать жалобу заявителя ООО «БМ Корпорация» (вх. №3474/ж от 17.03.2020г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО Казанский ГАУ при проведении закупки №0311100008320000010 на предмет: «Поставка зерносушилки» необоснованной.

Признать заказчика - ФГБОУ ВО Казанский ГАУ нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны