Решение №ИП-06/5781 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/16-1576/2019 от 30 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/5781 от 30.04.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/16-1576/2019 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Управление образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» и ООО «Ваша Безопасность» (420029, Республика Татарстан,  г. Казань, ул. Сибирский тракт, д.34 корпус 2, помещение 302в, ОГРН: 1091690053641, Дата присвоения ОГРН: 28.10.2009, ИНН: 1656052847, КПП: 166001001) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции на товарном рынке предоставления услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом в образовательных учреждениях Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, в присутствии:

- представителя МКУ «Управление образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» по доверенности <…..>, представителя ООО «Ваша Безопасность» по доверенности <……>;

- в отсутствии представителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, извещены надлежащем образом,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых – принятие мер по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Татарстанским УФАС России обнаружено, что ООО «Ваша Безопасность» в период с 2017 по 2019 год оказывало услуги по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом в образовательных учреждениях Альметьевского муниципального района Республики Татарстан без проведения торгов.

В связи с обнаружением Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом №02/394-к от 27.09.2019 года было возбуждено дело №016/01/16-1576/2019 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Ваша безопасность» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции на товарном рынке предоставления услуг монтажа систем видеонаблюдения и контроля доступа, производства технического обслуживания данных систем в образовательных учреждениях Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.

Определением об отложении дела №016/01/16-1576/2019 о нарушении антимонопольного законодательства  от 05.11.2019 года Управление образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан было привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

По результатам рассмотрения дела №016/01/16-1576/2019 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В статье 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.

Согласно п. 1 ст. 42 Устава Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, принятого решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 22.09.2011 года №116, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В ст. 44 Устава Альметьевского муниципального района Республики Татарстан определены полномочия Исполнительного комитета, в частности, Исполнительный комитет обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Таким образом, Федеральным законом от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Уставом Альметьевского муниципального района на Исполнительный комитет возложена обязанность по обеспечению антитеррористической  защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Учредителем образовательных учреждений Альметьевского муниципального района является Исполнительный комитет района.

Согласно информации, представленной ответчиками, в 2017 году в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан возникла необходимость в оснащении системами видеонаблюдения и системами контроля управления доступом образовательных учреждений района в целях обеспечения антитеррористической защищенности. Согласно пояснениям директоров школ, которые имеются в материалах дела, решение об оснащении системами видеонаблюдения и системами контроля управления доступом образовательные учреждения района было принято на заседании Антитеррористической комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.

Также согласно информации, представленной Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (вх. 19494 от 02.12.2019), в целях поиска поставщика, осуществляющего поставку и обслуживание систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом, Управлением образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Управление образования) был осуществлен сбор коммерческих предложений от организаций, оказывающих такие услуги.

Управлением образования были рассмотрены следующие коммерческие предложения: ООО «ТатГрадСтрой» (4500 руб./мес.), ООО «Федерация систем безопасности» (5000 руб./мес.) и ООО «Ваша Безопасность» (4350 руб./мес.).

По результатам рассмотрения полученных предложений Управление образования установило, что ООО «Ваша Безопасность» предоставляет наиболее выгодные условия для сотрудничества. Данная информация была сообщена образовательным учреждениям.

Согласно пояснениям должностных лиц МБДОУ «Детский сад №40 «Гуси-лебеди» <…..>, МБДОУ «Детский сад №43 «Белочка» <…..>, МБДОУ «Детский сад №58 «Шаян нэнилэр» <……> и МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №1 «Бэлэкэч» <…..> образовательные учреждения Альметьевского муниципального района не принимали участие в рассмотрении коммерческих предложений (том №1 стр. 213-226). То есть отбор проводили не сами образовательные учреждения, исполнитель был определен за них.   

23 мая 2017 года должностное лицо Управления образования <…..> на имя Главы Альметьевского муниципального района направил служебную записку (исх. №1400 от 23.05.2017) с просьбой согласовать проведение закупки малого объема. Предмет закупки – услуги по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом. В качестве причин о невозможности или нецелесообразности использования иных способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в служебной записки указано: в связи с безопасностью детей в учреждениях необходимо обслуживание видеонаблюдения. Служебная записка Управления образования была согласована должностным лицом района <…..> (резолюция №8357-АХ от 24.05.2017).

После согласования закупки, ООО «Ваша безопасность» установило в образовательных учреждениях оборудование систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом. Затем между образовательными учреждениями Альметьевского муниципального района и ООО «Ваша Безопасность» были заключены договоры безвозмездного пользования имуществом. Согласно условиям указанных договоров ООО «Ваша Безопасность» передает свое оборудование систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом образовательным учреждениям в безвозмездное пользование сроком на 5 лет.

После установки систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом образовательные учреждения заключили с ООО «Ваша Безопасность» договоры по обслуживанию данных систем. В 2017 году 78 образовательных учреждения заключили с ООО «Ваша Безопасность» договоры по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом.

Согласно пояснениям должностного лица МБДОУ «Детский сад №58 «Шаян нэнилэр» <…..> (том №1 стр. 218-222) заключить договор с ООО «Ваша Безопасность» было не их самостоятельное решение - «все решало Управление образования». Также <…..> пояснила, что директор ООО «Ваша Безопасность» сам лично приезжал заключать договор, он привозил уже готовый договор для подписания.

Все договоры по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом в 2017 году были заключены без проведения торгов сроком до 31 декабря 2017 года.

19 декабря 2017 года  должностное лицо Управления образования <…..> направляет на имя Главы района служебную записку с просьбой согласовать проведение закупки малого объема с единственным поставщиком ООО «Ваша Безопасность» по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по услуге «обслуживание систем видеонаблюдения и контроля доступом» в 2018г. для 156 образовательных учреждений Альметьевского муниципального района, по городским образовательным учреждениям – 4 308 120 рублей, по сельским образовательным учреждениям - 3 967 200 рублей (исх. 3301 от 19.12.2017). Служебная записка Управления образования была согласована должностным лицом района  <…..> (резолюция №21726-АХ от 21.12.2017).

В 2018 году образовательные учреждения Альметьевского муниципального района заключили с ООО «Ваша Безопасность» новые договоры по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом. При заключении договоров в 2018 году новые коммерческие предложения не рассматривались. Договоры были заключены без проведения конкурентных процедур.

В конце 2018 года должностное лицо Управления образования <…..> направляет на имя Главы района служебную записку с просьбой согласовать проведение закупки малого объема с единственным поставщиком ООО «Ваша Безопасность» по п.4 и п.5 ч.1 ст.93 Федерльного закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по услуге «обслуживание систем видеонаблюдения и контроля доступом» в 2019г. Служебная записка Управления образования была согласована должностным лицом района  <…..> (резолюция №22481-АП от 29.12.2018).

В 2019 году образовательные учреждения Альметьевского муниципального района заключили с ООО «Ваша Безопасность» договоры по обслуживанию систем видеонаблюдения и договоры по обслуживанию систем контроля управления доступом без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, ООО «Ваша Безопасность» в течение трех лет заключало договоры с образовательными учреждениями Альметьевского муниципального района без проведения торгов.

Согласно пояснениям должностного лица МБДОУ «Детский сад №58 «Шаян нэнилэр» <…..> (том №1 стр. 218-222) и должностного лица МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №1 «Бэлэкэч» <…..> (том №1 стр. 213-217) оплату услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом осуществляла Централизованная бухгалтерия Управления образования. Также должностные лица пояснили, что они не знали, было ли предусмотрено соответствующие финансирование на оплату услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом.

Согласно п. 3.3 Устава МБУ «Централизованная бухгалтерия Управления образования» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 16 мая 2013 года №2037, предметом деятельности Централизованной бухгалтерии является сбор, регистрация и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах Управления образования и учреждений, подведомственных Управлению образования, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, способствование наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных и внебюджетных средств.   

Образовательные учреждения ежемесячно направляли в Централизованную бухгалтерию сведения о размере сумм на оплату услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступов. Централизованная бухгалтерия после сбора сведений со всех школ осуществляло перевод денежных средства на счет ООО «Ваша Безопасность».

Согласно информации, предоставленной Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района (том №1 стр. 184-186), в бюджете Управления образования лимиты на проведение расходов, связанных с оплатой услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом, не были предусмотрены. Управление образования обращалось за дополнительным финансированием. Так в 2018 году на основании обращения Управления образования о выделении 8 275 320 рублей было выделено 4 308 120 рублей городским общеобразовательным учреждениям из местного бюджета. В 2019 году на основании обращения Управления образования о выделении 8 275 320 рублей было выделено 2 154 060 рублей (потребность 1 квартала) городским общеобразовательным учреждениям.

Согласно условиям договоров по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем управления контроля доступом, оплата услуг должна производиться ежемесячно. Вместе с тем Комиссией было установлено, что оплата услуг производилась с нарушением сроков, обозначенных в договорах. Так в 2017 году образовательными учреждениями, которые заключили договоры в период с июня по август месяц, оплата услуг не производилась до октября месяца в виду отсутствия лимитов бюджетных средств. В 2018 году все договоры были заключены в начале января, оплата же услуг началась в конце апреля 2018. В 2019 году оплата услуг также проводилась с нарушением установленного срока. При этом ООО «Ваша Безопасность» продолжало заключать новые договоры, не смотря на систематические нарушения условий договора. Также стоит отметить, что ООО «Ваша Безопасность» не предпринимало мер по взысканию задолженности по оплате оказанных услуг, а также не применяло штрафных санкций. Такое пассивное поведение хозяйствующего субъекта может свидетельствовать о наличии антиконкурентного соглашения.

В то же время Комиссий было установлено, что ООО «Ваша Безопасность» при аналогичных нарушениях условий договоров, заключенных с образовательными учреждениями г. Казани, обращалось в суд с исковыми заявлениями о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг (А65-5661/2019, А65-5612/2019, А65-5631/2019, А65-5671/2019, А65-5616, А65-5642/2019, А65-5575/2019, А65-5533/2019). 

С 1 июля 2019 года между образовательными учреждениями Альметьевского муниципального района и ООО «Ваша Безопасность» правоотношения по договорам на оказание услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступов были прекращены в связи с истечением срока их действия. Оборудование систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступов, которое размещено в образовательных учреждениях, ООО «Ваша Безопасность» передало в собственность ПАО «Таттелеком». Согласно пояснениям  ответчиков данные системы после 1 июля 2019 года не обслуживаются.

Комиссия приходит к выводу о наличии антиконкурентного соглашения между Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района, Управлением образования и ООО «Ваша Безопасность» на основании следующих выводов.  

В результате реализации антиконкурентного соглашения ООО «Ваша Безопасность» заключило договоры с образовательными учреждениями без проведения торгов в рамках ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района как орган, на который действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности, должен был организовать торги на поставку и обслуживание систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом для определения поставщика для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района.

Комиссий в рамках рассмотрения дела было установлено, что многие закупки услуг для нужд образовательных учреждений Альметьевского муниципального района осуществляются централизовано. Уполномоченным органом (организатором торгов) таких закупок выступает Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района. В частности централизованно для нужд образовательных учреждений были осуществлены следующие закупки:

Извещение №0111300063219001361, объект закупки - оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в образовательных учреждениях. Начальная цена контракта 2 087 738,97 рублей. Закупка производилась для 144 образовательных учреждений Альметьевского муниципального района;

Извещение №0111300063219000841, объект закупки - оказание услуг по организации питания для дошкольных учреждений Альметьевского муниципального района. Начальная цена контракта 18 439 369,00 рублей. Закупка производилась для 45 образовательных учреждений Альметьевского муниципального района;

Извещение № 0111300063219001377, объект закупки - оказание услуг по организации питания на 1 полугодие 2020 год для образовательных учреждений. Начальная цена 94 183 363,11 рублей. Закупка производилась для 44 образовательных учреждений Альметьевского муниципального района;

Извещение №0111300063219001390, объект закупки - техническое обслуживание и текущий ремонт холодильного и технологического оборудования в образовательных учреждениях. Начальная цена 3 393 605,88 рублей. Закупка производилась для 140 образовательных учреждений Альметьевского муниципального района;

Извещение №0111300063218000206, объект закупки - поставка моющих средств для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района. Начальная цена 5 911 574,81 рублей. Закупка производилась для 111 образовательных учреждений Альметьевского муниципального района.

Таким образом, Исполнительный комитет как орган, уполномоченный осуществлять закупки для нужд муниципального образования, и Управление образования как орган, наделенный функциями и полномочиями учредителя подведомственных организаций, не предприняли соответствующих действий для проведения конкурентных торгов, что свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.  

Бездействие Исполнительного комитета по проведению торгов на поставку и обслуживание систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом для образовательных учреждений Альметьевского муниципального района объясняется желанием отдать заказ только одному единственному хозяйствующему субъекту – ООО «Ваша Безопасность».

В рамках рассмотрения настоящего дела был проведен анализ рынка предоставления услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом, в ходе которого было установлено, что на момент заключения договоров в 2017 году на территории Республики Татарстан указанные услуги предоставляли еще 33 хозяйствующих субъекта, не считая ООО «Ваша Безопасность».

Исполнительный комитет и Управление образования Альметьевского муниципального района пояснили, что ООО «Ваша Безопасность» было определенно в качестве поставщика, поскольку предложило наиболее выгодные условия.

Довод ответчиков о том, что ООО «Ваша Безопасность» предложило наиболее выгодные условия, Комиссия считает необоснованным, поскольку рынок предоставления услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления является конкурентным, и рассмотрение только трех коммерческих предложений не свидетельствует о том, что предложение ООО «Ваша Безопасность» является наиболее выгодным.

Также довод ответчиков о том, что образовательные учреждения самостоятельно взаимодействовали с ООО «Ваша Безопасность» Комиссия Татарстанского УФАС России считает несостоятельным, постольку все фактические обстоятельства дела говорят об обратном. 

Во-первых, образовательные учреждения фактически не принимали участия в выборе поставщика, поскольку непосредственно сбор коммерческих предложений осуществляло Управление образования, а до учебных учреждений был доведен только результат такого сбора. Исполнитель услуг был определен Управлением образования и Исполнительным комитетом района.

Во-вторых, в своих ответах все образовательные учреждения указали, что лимиты расходных обязательств на расходы, связанные с обслуживанием систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом в 2017 году не были предусмотрены, соответственно образовательные учреждения не могли самостоятельно принимать решение  о заключении договоров в отсутствии бюджетных средств.

В-третьих, после того как ООО «Ваша Безопасность» прекратило обслуживание систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом, образовательные учреждения, зная о необходимости обслуживания данных систем, тем не менее не заключили новые договоры с другими хозяйствующими субъектами.

Указанные фактические обстоятельства дела также говорят о наличии антиконкурентного соглашения между Исполнительным комитетом, Управления образования и ООО «Ваша Безопасность».

Таким образом, в результате реализации антиконкурентного соглашения между Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района, Управлением образования и ООО «Ваша Безопасность», общество без проведения конкурентных процедур напрямую заключило договоры с образовательными учреждениями Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.

Согласованные действия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района, Управления образования и ООО «Ваша Безопасность» привели к ограничению конкуренции на товарном рынке по предоставлению услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом. В ходе анализа товарного рынка Комиссией Татарстанского УФАС России по рассмотрению настоящего дела было установлено, что товарный рынок по предоставлению услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом является конкурентным.

Так же, Комиссий в рамках рассмотрения настоящего дела был направлен запрос информации в организации, которые с 2017 года оказывают услуги по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управлением доступом.

В частности, организации, оказывающие услуги по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управлением доступом (ИП <…..>, ПАО «Таттелеком», ООО «Компьюсервис-НК», ООО «СОЮЗ МИК» и ООО «ПТП-33»), в своих ответах пояснили, что имеют возможность оказывать услуги в разных муниципальных районах Республики Татарстан и заинтересованы в выходе на товарный рынок Альметьевского муниципального района. При этом указанные организации пояснили, что отсутствие извещений о проведении торгов лишает их возможности принять участие в торгах и выйти на соответствующий товарный рынок.

Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  установлены особенности осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В частях 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 марта 2017 г. №Д28и-1353 осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Таким образом, Исполнительный комитет и Управление образования Альметьевского муниципального района в целях реализации антиконкурентного соглашения, обеспечили заключение договоров между образовательными учреждениями и ООО «Ваша Безопасность» по правилам ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при этом искусственно уйдя от процедуры конкурентных торгов, что недопустимо в соответствии с действующим законодательством. Поскольку закупки такого рода осуществляются в рамках мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности соответствующих объектов, соответственно они должны организовываться и осуществляться Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района в рамках своих полномочий.  

В результате реализации антиконкурентного соглашения ООО «Ваша Безопасность» без проведения конкурентных процедур заключило договоры по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом со всеми образовательными учреждениями Альметьевского муниципального района, которые нуждались в установки и обслуживании таких систем.

Так же, в результате заключения антиконкурентного соглашения между Исполнительным комитетом, Управление образования и ООО «Ваша Безопасность» была ограничена конкуренция на товарном рынке предоставления услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля доступом.   

Общая сумма доходов, полученных ООО «Ваша Безопасность» в результате реализации антиконкурентного соглашения, составляет 7 834 874 рублей.

В соответствии с пунктом 10.8 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Временные границы существования товарного рынка для рассмотрения настоящего дела определены 2017-2019 годами.

Продуктовые границами определяются исходя из предмета заключённых договоров. Продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом случае является рынок оказания услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступа.

Географическими границами товарного рынка по оказания услуг обслуживания систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступа в рассматриваемом случае определяются границами территории Республики Татарстан.   

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

В рамках реализации антиконкурентного соглашения в результате осуществления определенной модели поведения ответчики достигли цели соглашения и создали преимущественное положение для ООО «Ваша Безопасность» и одновременно ограничили доступ иных хозяйствующих субъектов на товарный рынок по предоставлению услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом. 

В соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции  Комиссией в адрес ответчиков и заинтересованного лица было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/16-1576/2019.

До окончания рассмотрения дела №016/01/16-1576/2019 по существу от Исполнительного комитета и Управления образования поступили письменные возражения (вх.№3956 от 24.03.2020 и вх.№5435 от 21.04.2020 соответственно) на заключение об обстоятельствах дела, в которых указывается на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства. Комиссия Татарстанского УФАС России не может согласиться с доводами  Исполнительного комитета и Управления образования об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, так как в материалах дела содержатся доказательства заключения антиконкурентного соглашения между Исполнительным комитетом, Управлением образования и ООО «Ваша Безопасность», им дана надлежащая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1644035822, ОГРН 1051605067172), МКУ «Управление образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1644063820, ОГРН 1111644006660) и ООО «Ваша Безопасность» (420029, Республика Татарстан,  г. Казань, ул. Сибирский тракт, д.34 корпус 2, помещение 302в, ОГРН: 1091690053641, Дата присвоения ОГРН: 28.10.2009, ИНН: 1656052847, КПП: 166001001) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по обслуживанию систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступов.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны