Решение №04-04/8989 Решение №04-04/8989 Решение по делу №016/07/3-1063/2022 от 18 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/8989 от 18.07.2022г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ООО «Транснефть - Синтез» – <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо<…> – [должностное лицо], <…> – (в качестве слушателя), <…> (в качестве слушателя), в присутствии представителей заявителя ООО «ЦК «КРиС» – <…> (генеральный директор), <…> – [должностное лицо], в отсутствии представителей организатора закупки ПАО «Транснефть», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «ЦК «КРиС» (исх. №200 от 30.06.2022г., вх. №8639/ж; 8940 от 08.07.2022г.) на действия организатора закупки ПАО «Транснефть», заказчика ООО «Транснефть - Синтез» при проведении закупки при проведении запроса цен №0001-200-К-16-05292-2022 «Гексен-1 на август-декабрь 2022 года»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении запроса цен №0001-200-К-16-05292-2022 «Гексен-1 на август-декабрь 2022 года» было размещено на электронной площадке http://utp.sberbank-ast.ru 01.06.2022г.

Организатор закупки – ПАО «Транснефть».

Заказчику – ООО «Транснефть - Синтез».

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) руб., c учетом всех налогов и сборов, в том числе НДС – 194 928 426,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявки участника.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора закупки, заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности организатор закупки, заказчик руководствуются Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение), утвержденным от 15.04.2022г.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребности заказчика.

В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.

Положением о закупке установлено, что запрос цен – это способ неконкурентной закупки, не являющийся торгами, условия осуществления которого не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, при котором победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, и содержит наиболее низкую цену договора или низкие цены единиц товаров, работ, услуг (при закупке товаров, работ, услуг в единичных расценках).

Запрос цен, редукцион могут проводиться в случае, если открытые конкурентные закупки не могут быть проведены или в случае, если проведение открытой конкурентной закупки не обеспечивает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в требуемые сроки. Информация о проведении запроса цен, редукциона размещается на электронной площадке и не размещается в ЕИС.

Разделом 10 Положения установлен порядок проведения запроса цен:

  • объявление о проведении запроса цен;
  • направление организатором закупки приглашения к участию в закупке (при необходимости);
  • разъяснение организатором закупки положений извещения об осуществлении закупки;
  • направление участниками закупки заявок на участие в закупке/ размещение участниками закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;
  • вскрытие конвертов с заявками на участие в закупке или открытие доступа к заявкам участников, при проведении закупки в электронной форме;
  • рассмотрение заявок на участие в закупке или предварительных предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги, размещенных на электронной площадке (в рамках раздела 101 настоящего Положения о закупке далее – заявка на участие в закупке) и выбор победителя;

- заключение договора.

Согласно пункту 10.3.2 Положения конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае:

-  превышения цены договора, указанной в заявке на участие в закупке, по сравнению с начальной (максимальной) ценой договора;

- превышения цены любой единицы товара, работы, услуги, указанной в заявке на участие в закупке, по сравнению с начальной (максимальной) ценой соответствующей единицы товара, работы, услуги, указанной в извещении об осуществлении закупки;

- несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки;

- несоответствия предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг и договорных условий требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки;

-  установления недостоверности, содержащейся в заявке на участие в закупке, информации в отношении соответствия требованиям, установленным документацией о закупке;

- не предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, требуемого извещением об осуществлении закупки;

- наличие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед ПАО «Транснефть» либо ОСТ;

- наличия у участника закупки договоров, расторгнутых (в течение 2х лет до даты подведения итогов) в одностороннем порядке по инициативе ПАО «Транснефть» или ОСТ, в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору, и/ или расторгнутых (в течение 2х лет до даты подведения итогов) в судебном порядке, в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору;

- наличия (в течение 2х лет до даты подведения итогов) не предусмотренного договором письменного отказа, не связанного с нарушением обязательств ПАО «Транснефть» или ОСТ, со стороны участника закупки от исполнения обязательств по договору, заключенному с ПАО «Транснефть» или ОСТ;

- наличия у участника закупки на дату подведения итогов перед ПАО «Транснефть» либо ОСТ неисполненных просроченных более 30 дней договорных обязательств (подтвержденных претензиями и/или решениями судов) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, возврату аванса;

- не предоставления юридическим лицом документов об одобрении сделки, заключаемой по результатам закупки, если такое одобрение необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами;

- в случае, если цена договора не указана в заявке на участие в закупке, либо из представленных документов невозможно определить цену договора, за которую участник готов выполнить обязательства по договору, в том числе: в составе заявки на участие в закупке указаны противоречащие друг другу цены договора, и/или цена договора, указанная участником закупки с использованием средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом (функционалом) электронной площадки, на которой осуществляется закупка, не соответствует цене договора, указанной в приложенных к заявке на участие в закупке документах в электронной форме;

- не представления участником закупки после признания его победителем, заказчику, организатору закупки в установленный срок определенных документов в соответствии с извещением об осуществлении закупки;

- наличия решения антимонопольного органа о признании участника закупки участником картеля (п.1 ст.11. Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006), вступившего в силу не позднее чем за 3 года до даты подведения итогов закупки и не отмененного в установленном порядке;

- наличия рисков финансово-хозяйственной состоятельности участников с учетом текущей экономической конъюнктуры;

- выявления обстоятельств, свидетельствующих об отрицательной (ненадлежащей) деловой репутации участников.

При применении любого критерия отклонения к одной заявке на участие в закупке такой критерий должен быть рассмотрен в отношении всех заявок на участие в закупке.

Пунктом 10.3.4 Положения установлено, что решение об отклонении заявки на участие в закупке отражается в протоколе конкурсной комиссии и/или в итоговом протоколе заседания конкурсной комиссии.

В соответствии с протоколом ПРОТОКОЛ №0001-200-К-16-05292-2022/И заседания Конкурсной комиссии ПАО «Транснефть» по лоту № 0001-200-К-16-05292-2022 «Гексен-1 на август-декабрь 2022 года» от 21.06.2022г. заявка заявителя ООО «ЦК «КРиС» (порядковый №3) отклонения от участия в закупке в соответствии с п. 10(1).3.2 Положения о закупке по причине несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, а именно п.9.1.12 инструкции для участника закупки.

Согласно пункту 9.1.12 инструкции для участника закупки раздела 9 «Требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям» при осуществлении закупки заказчиком устанавливаются единые квалификационные требования к участникам закупки, в том числе отсутствие фактов совершения руководителем и учредителями участника закупки, лицами, представляющими его интересы в отношениях с ПАО «Транснефть» и ОСТ, их аффилированными лицами противоправных действий в отношении ПАО «Транснефть» и/или ОСТ, подтвержденных материалами расследований, инвентаризаций и повлекших направление ПАО «Транснефть» и ОСТ заявительских материалов в правоохранительные органы, а также скоординированных действий, приведших к ограничению конкуренции при закупках товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» и/или ОСТ, повлекших направление ПАО «Транснефть» и ОСТ заявительских материалов в антимонопольные органы. В подтверждение соответствия установленному требованию участник закупки должен представить заявку на участие в закупке по Форме 1 к настоящей инструкции для участника закупки, в которой он в декларативной форме указывает на соответствие данному требованию.

Согласно пояснениям заказчика, в рамках рассмотрения заявки ООО «ЦК «КРиС» и проверки сведений об участнике закупке было установлено следующее.

По результатам проверки, осуществленной службой безопасности ООО «УДМ» управляющей организации АО «Транснефть Нефтяные Насосы», в ГУ МВД по Челябинской области было направлено заявление от 30.03.2022 № УДИ-111-118-13/2720 о проведении процессуальной проверки и, при наличии оснований, привлечении к уголовной ответственности представителей ООО «Армотэк» и иных лиц, действовавших в интересах этой организации, по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 УК.

На основании указанного заявления 11.04.2022г. следователем СЧ ГСУ ГУ МВД России по Челябинской области старшим лейтенантом юстиции <…> вынесены постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 159 УК РФ по факту хищения  денежных средств АО «Транснефть Нефтяные Насосы», совершенного неустановленными  лицами из числа руководства ООО «Армотэк», путем обмана и злоупотребления доверием, преднамеренно не исполняя договорные обязательства в сфере предпринимательской деятельности, повлекшего причинение значительного ущерба, и постановление о признании АО «Транснефть Нефтяные Насосы» потерпевшим по уголовному делу № 12201750104000114.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ единоличным исполнительным органом и единственным участником как ООО «Армотэк» (ИНН 7811700687), так и ООО «ЦК «КРиС» (ИНН 7806455239), является <…>, что безусловно свидетельствует о наличии аффилированности между указанными организациями.

Таким образом, решение об отклонении заявки ООО «ЦК «КРиС» от участия в Закупке было основано на материалах, подтверждающих факт совершения руководством юридического лица, аффилированного с участником Закупки, противоправных действий в отношении организации системы «Транснефть», подтвержденных материалами расследований, инвентаризаций и повлекших направление заявительских материалов в правоохранительные органы, что в соответствии с п. 9.1.12 инструкции для участника закупки являлось основанием для отклонения соответствующей заявки.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив представленные заказчиком материалы приходит к выводу, что Постановление о признании потерпевшим, а также Постановление о возбуждении уголовного дела и принятия его к производству от 11.04.2022г. в отношении неустановленных лиц из руководства ООО «Армотэк» являются достаточными основаниями, подтверждающими факт совершения руководителем и учредителями участника закупки ООО «ЦК «КРиС», противоправных действий в отношении ПАО «Транснефть» и/или ОСТ, так как <…> является генеральным директором обоих организаций.

При подаче заявки на участие, заявитель выразил свое согласие на условия и требования, установленные в инструкции для участника закупки.

Вместе с тем, утверждение заявителя о том, что ему было неизвестно о возбуждении уголовного дела не может быть принято во внимание, так как факт реального наличия обстоятельств, послуживших основанием для отклонения заявки ООО «ЦК «КРиС» подтверждается соответствующими материалами правоохранительных органов.

Доказательств обратно заявителем не представлено.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, решение закупочной комиссии по отклонению заявки участника закупки не противоречит требованиям действующего законодательства, а также Положению организатора закупки, так как заявитель ООО «ЦК «КРиС» не соответствовал квалификационным требованиям к участникам закупки.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «ЦК «КРиС» (исх. №200 от 30.06.2022г., вх. №8639/ж; 8940 от 08.07.2022г.) на действия организатора закупки ПАО «Транснефть», заказчика ООО «Транснефть - Синтез» при проведении закупки при проведении запроса цен №0001-200-К-16-05292-2022 «Гексен-1 на август-декабрь 2022 года» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны